* * * * * * * * * *
Кирха святой Катарины в Тарау (ныне - посёлок Владимирово), или просто Кирха Тарау - ещё один очаровательный уголок в ближних окрестностях Калининграда. Она была построена в середине 14 века (башню возвели позднее), а уже в 1365 году внутри неё появился орган, что было большой редкостью для сельских приходских церквей Пруссии. Во время войны кирха не пострадала, но ... потом был разобран орган, сброшены колокола, разрушена кровля, растащена вся церковную утварь, а в 1970-х годах внутри устроили склад химических удобрений. В 1988 году рижские поисковики искали здесь следы Янтарной комнаты, и их деятельность сегодня называют не иначе как варварством: они вскрыли подвалы, долбили стены, прокопали по церковному кладбищу глубокие траншеи. Реальная помощь, как обычно в таких ситуациях, пришла "из-за бугра": в конце 1990-х годов в Германии было создано "Общество кирхи Тарау", которое на средства немецких общественных организаций начало восстановительные работы и отремонтировало крышу.
В 2010 году на волне уже упомянутого мной выше закона здание кирхи передали РПЦ. Последствия этого акта сегодня налицо: церковь не только практически остаётся в руинах (прошло 10 лет!), но и продолжает ветшать... Нет, какие-то работы здесь изредка и очень локально проводятся (к примеру, были заложены многие проломы в стенах, что, конечно, уже неплохо), а на стене висят "охранные таблички", но в целом при таком положении дел общая динамика получается отрицательной: несчастная кирха разрушается быстрее, чем восстанавливается...
Практически единственный реально восстановленный фрагмент кирхи:
Вот в таком состоянии великолепные готические окна (а ведь это даже не "нео", а настоящая средневековая готика!):
Бренные осколки настенной эпитафии:
Немудрённый, но симпатичный ромбический узор из чёрного кирпича, похожий на тот, что был на Фридландских воротах:
И всё-таки... всё же даже откровенно наплевательская и бездарная деятельность людей (точнее - отдельных её представителей, не будем указывать пальцами...) не смогла испортить притягательность и волшебность этого места, наполненного необъяснимыми разумом притягательностью и обаянием. Здесь очень легко дышится - и я не имею в виду дыхание физическое.
Изначально на фронтоне кирхи была установлена статуя святой Катарины, которая простояла на своём законном месте примерно до 1970-1980-х годов, хотя уже была в сильно повреждённом состоянии, а в последнее время и вовсе без головы. В начале 1970-х, как рассказывает сайт https://www.kaliningrad.kp.ru, в кирхе обнаружили склеп, наполненный человеческими костями. И какой-то "умник" умудрился забраться наверх и "одарил" статую черепом вместо головы, которой к тому времени уже давно не было. В конце концов (но далеко не сразу) череп "исчез так же внезапно, как и появился"... Хорошая же новость в том, что мытарства скульптуры всё же закончились относительно благополучно: она не была утеряна окончательно и сейчас (по крайней мере, так пишут) находится в местном музее при Доме культуры.
Существуют места - от городов до отдельных "объектов", за которыми тянется шлейф описательных стереотипов, без которых не обходится ни один рассказ о них. Помнится, когда я писал о Торжке, то у меня настолько "навязли в зубах" пушкинские строки о пожарских котлетах, цитируемые от статьи к статье, что я уже просто из чувства противоречия не стал повторять их в своём рассказе. Примерно то же было и с "живыми образцами деревянного модерна" в Кимрах. И вот я снова нахожусь в подобной ситуации, поскольку усилиями "коллективного творчества" Кирха Тарау оказалась намертво связана с некоей Анхен, жившей в Тарау в 17 веке. Повторять и уж, тем паче, живописать эту историю мне совершенно не хочется, поскольку германоязычный фольклор близок нам ещё меньше, чем колоритные, но утерянные (будучи идеалистом, тешу себя надеждой, что не навсегда) названия прусских городов в Калининградской области. Но всё же, учитывая, что мой рассказ ориентирован в основном на тех (как я и писал в самом начале), кто никогда не слышал - как и я сам каких-то полгода назад - ни о прусской деревушке Тарау, ни о какой-то там "Аннушке" из неё, мне придётся вкратце привести эту историю.
В 1636 году в Кирхе св. Катарины в Тарау венчалась дочь местного пастора Анхен. В числе прочих гостей на этом событии присутствовал кёнигсбергский поэт Симон Дах (впоследствии, кстати, ставший ректором Альбертины), который тут же влюбился в Анхен и без всяких задних мыслей изложил свои чувства в стихах (по другой, более прозаической версии, он написал их заранее в качестве свадебного подарка: С. Дах с женихом когда-то вместе учились). Любопытно, что при жизни Даха это стихотворение оставалось малоизвестным, и лишь спустя столетие, когда стихи переложили с нижнесаксонского диалекта на литературный немецкий язык, к нему была написана музыка, и получившаяся песня неожиданно стала популярной, а впоследствии и практически народной - сначала в Германии, а потом и во многих других немецкоязычных странах - и исполняется и поныне. Говорят, что даже сама церковь в народе получила прозвище "Анхен-кирха".
Что до самой "Аннушки из Тарау", то она пережила трёх своих мужей (причём все они были сменявшими друг друга пасторами), родила 13 детей и, овдовев в третий раз, переехала к старшему сыну в Инстербург (ныне Черняховск), где, пережив и сына, благополучно скончалась в возрасте 70 лет.
Ну а саму песенку (точнее, её текст), уж простите, цитировать не буду - это "за меня" уже сделали многие другие, так что при желании найти её - легче лёгкого.
* * * * * * * * * *
Вот теперь тему Калининграда я полностью исчерпал, и мы переезжаем на Балтику - в курортно-приморский городок Светлогорск.