* * * * * * * * * *
На некоторых фотографиях выше мы уже видели ЕГО, а точнее - его шпили и башню. Это - главная достопримечательность Калининграда, "визитная карточка" города: единственный в России настоящий средневековый католический собор, возведённый в середине 14 столетия.
Расположен он на острове, ныне названном именем Иммануила Канта, а ранее бывший одним из трёх исторических городов, слияние которых в 1724 году и привело к образованию Кёнигсберга как города. Так что когда говорят, что основан он был в 13 веке, то это одновременно и правда, и фактическая неточность: в 1255 году, который считается годом рождения Кёнигсберга, здесь, на холме на берегу Прегеля, была заложена лишь крепость, получившая имя Кёнигсберг, что означает Королевская гора - в честь богемского короля Отакара II, традиционно считающегося "отцом-основателем" нынешнего города. Хотя король-чех, возглавлявший рыцарское войско Тевтонского ордена в крестовом походе в Пруссию (да, крестовые походы были не только в Святую землю!), по сути, ничего не основывал - он, по мнению историков, только подметил опытным взглядом удобное для замка место и то ли приказал, то ли посоветовал рыцарям возвести тут крепость, которую сам так никогда и не увидел, да, по всей видимости, и не горел желанием, поскольку был на этих землях лишь временщиком, прибыв сюда во главе огромной армии для усиления увязших в "прусской компании" рыцарей, встретивших достойный отпор проживавших здесь "язычников"-пруссов. А вот тевтонцы, завоевав в конце концов (всё же "против лома нет приёма", а вот "другого лома", окромя копий, у пруссов не оказалось) "языческие" прибалтийские земли, остались здесь всерьёз и надолго, заложив основы государственности будущей Пруссии (иногда на этом этапе истории её называют Государством Тевтонского ордена). А в 1457 году в Кёнигсберг была перенесена резиденция великого магистра Ордена (правда, произошло это в трудные для Ордена времена и не от хорошей жизни).
Тем временем возле возведённого-таки замка образовалось одно поселение, названное Альтштадт (что по-немецки означает Старый город) и получившее статус города в 1286 году, потом другое - Лёбенихт, ставшее городом в 1300 году, и, наконец, третье, на острове - Кнайпхоф (его изначальное название Прегельмюнде - "устье Прегеля" - не прижилось). Фактически они составляли единое целое, что уже являлось залогом последующего объединения (иногда их так и называли: "Три города Кёнигсберга"), но формально-административно были самостоятельными: каждый из них имел собственные ратушу, бургомистра, суд и т.п. В Альтштадте традиционно жили купцы и знать, в Лёбенихте - ремесленники, а Кнайпхоф стал духовным центром этой городской агломерации: в 1333 году там был заложен кафедральный собор (прежний находился в Альтштадте, но очень скоро стал тесным и был разобран, а его кирпичи пошли на постройку нового - нынешнего), который возвели в рекордно-быстрые для средневековой Европы сроки - менее чем 50 лет. А поскольку почвы на острове были болотистыми, перед началом строительства в грунт вбили несколько сотен дубовых столбов, послуживших надёжным и прочным фундаментом на многие столетия. Кстати, изначально собор планировался более высоким, но магистр Тевтонского ордена воспротивился этому: ни одно здание в городе не могло быть выше Королевского замка!
Сейчас это трудно представить, но Кнайпхоф имел очень плотную застройку. Уже в 14 веке в нём было 12 улиц и 4 площади, а на остров вели 7 мостов, породившие ставшую широко известной в определённых кругах математическую задачу (как пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды), которая была решена лишь в 1736 году знаменитым Леонардом Эйлером. Интересным фактом является то, что, как минимум, с 16 века в первый день года здесь проходил так называемый колбасный праздник: колбасники проходили по узким улочкам, неся на своих плечах огромные колбасы (каждый "цех" нёс свою). Такие "демонстрации" заканчивались в Королевском замке, где выкатывали бочки с пивом, и ремесленники вместе с рыцарями устраивали совместное пиршество.
После английских бомбёжек 1944 года Кнайпхоф, как и Альтштадт с Лёбенихтом - именно по историческим районам наносились основные удары, лежал в руинах. В первые послевоенные годы развалины усиленно разбирали, кирпичи грузили на баржи и отправляли на восстановление Ленинграда. На долгие годы Кнайпхоф превратился в огромный пустырь, посреди которого высились остатки кафедрального собора. Сказать, что он уцелел, было бы неправдой: собор пострадал, и пострадал очень сильно. Но сохранился его "скелет", "коробка", которую не снесли лишь потому, что у его стены находилась могила И. Канта, бывшего, кстати говоря, членом Петербургской Императорской Академии наук, которого коммунисты уважали, поскольку считали его философию "одним из теоретических источников марксизма".
Вплоть до 1990-х (!) годов собор представлял собой живописные руины, которые можно увидеть на приведённом в "Википедии" снимке. Его восстановление началось лишь в 1992 году, причём велось оно, как замечает та же "Википедия", не всегда в точном соответствии с разрушенным "подлинником", однако, думаю, разницу могут узреть только специалисты, а нам остаётся лишь восхищаться тому, что получилось, радуясь, что кафедральный собор не разделил печальной судьбы Королевского замка и ... благодарить за это "старину Канта", не забывая при случае пропустить за него рюмку (или кружку)-другую
Сам же Кант покоится в так называемой "профессорской усыпальнице" собора, где с 1558 года хоронили профессоров Альбертины (а Кант был одним из них, и даже дважды становился её ректором), как прозвали Кёнигсбергский университет по имени его основателя герцога Альбрехта Бранденбург-Ансбахского (о нём самом - чуть позже). В конце 19 столетия над его могилой построили неоготическую часовню, но она пришла в негодность уже к началу 20-го века, и в 1924 году, к 200-летнему юбилею Канта, на её месте возвели примитивный, совершенно неинтересный сам по себе и выглядящий инородным телом на фоне собора, к которому он пристроен, "полумавзолей" (его задней стеной является стена самого собора), обрамлённый 13-ю квадратными колоннами. Почему именно 13? Может, просто "так вышло", а может, в этом заключался сакральный смысл: в древности евреи писали одинаково и слово "смерть", и число 13. Кроме того, сумма цифр года смерти Кант (1804) тоже равна 13. Впрочем, это уже легенды и домыслы...
В остальном фасад собора и его отдельные детали выглядят очень колоритно и вполне аутентично (ещё раз отмечу, что ничего подобного в России больше нет! ):
Разные, но каждая по-своему очень красивая, металлические решётки: