А почему вдруг южанка?
Наверное, в пару северянину.
Южанка
Северянин
Третий ярус башни с часами и якорями. Механизм башенных часов содержит уникальные куранты, перевезённые в Москву из Воскресенского собора г. Волоколамска.
Про звезду на шпиле башни есть легенда, что она якобы перекочевала сюда со Спасской башни после замены старой звезды Спасской башни на новую рубиновую. Однако это не так: эту звезду изготовили на Московском заводе имени Молотова в 1935 году, а звезду со Спасской башни сняли на полгода позже открытия вокзала. Но на старую кремлевскую эта звезда все-таки похожа.
«Это всего лишь миф, — говорит Константин Беляев, главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала. — Звезды, которые венчали Спасскую башню и речной вокзал, существенно различаются в деталях — у них разные конструкции лучей. По архивным данным, на Спасской башне была звезда, изготовленная в ЦАГИ — Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. А на звезде, венчавшей шпиль речного вокзала, есть табличка “Завод им. Молотова № 81” (в Нижнем Новгореде). Кроме того, сам главный архитектор здания Алексей Рухлядев в своих публикациях 1930-х годов упоминал, что на шпиле Северного речного вокзала будет установлена звезда “по типу кремлевских”».
Звезда сделана нержавеющей стали и облицована гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды закреплены серп и молот. Их украшают уральские самоцветы — аметисты, топазы, горный хрусталь , аквамарины, дымчатый кварц, цитрины, всего камней 741 штука. Камни не закреплены жестко, а держатся на специальных креплениях и могут немного шевелиться от ветра, сделали это специально, чтобы не было деформаций из-за температурных расширений разных видом материалов.
Пять лучей звезды должны были символизировать, что с Северного речного можно добраться до пяти морей. За счет особого механизма звезда может вращаться в направлении ветра, как флюгер.
«Когда приступили к реставрации звезды, первым делом было необходимо аккуратно демонтировать ее. Команда профессионалов с помощью специализированной техники на протяжении нескольких часов бережно снимала звезду с высоты 60 метров. Главной сложностью стали погодные условия: во время демонтажа поднялся сильный ветер. При этом роль играл и размер звезды: в диаметре она составляет почти пять метров. Также ее пришлось сначала несколько раз прокрутить, чтобы бережно освободить крепление», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Восстановление звезды в ходе реставрации вокзала велось целый год. Специалисты вручную перебирали и восстанавливали полудрагоценные камни, отреставрировали золотое покрытие звезды, посеребрили серп и молот, вернули работоспособность механизму, который поднимал звезду в начале навигации по реке и опускал её в конце.