Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Северный речной вокзал. Как провожают пароходы...


Северный речной вокзал. Как провожают пароходы...

Сообщений 41 страница 50 из 119

41

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур.

Модель 8 шлюза  (Тушино), архитектор В. Ф. Кринский

https://i.yapx.ru/J74Tkl.jpg

Этот шлюз украшен якорями

https://i.yapx.ru/J74Tul.jpg

https://i.yapx.ru/J74ULl.jpg

https://i.yapx.ru/J74UPl.jpg

А теперь поговорим о том, какой ценой был совершён этот трудовой подвиг советского народа,.
При строительстве канала использовался труд заключённых — 14 сентября 1932 для строительства канала был создан «Дмитлаг» ОГПУ-НКВД, просуществовавший более пяти лет. Канал стал главным проектом 2-й пятилетки, а лагерь — одним из самых больших отделений ГУЛАГа.
«Очевидцы» рисуют жуткие картины того времени: тысячи грязных, измученных работяг, которые барахтались на дне котлованов по пояс в грязи, в любую стужу, и умирали от истощения: «Мёртвых складывали на тележки — „грабарки“ и увозили... Ближе к ночи тянулись с канала целые караваны „грабарок“ с трупами, облачёнными в нижнее рваное бельё... Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот...». А средний срок жизни землекопа на стройке, говорят, был немногим больше месяца.
Есть свидетельства, что особо непокорных зэков сотрудники НКВД расстреливали на северной окраине города Дмитрова. Сколько жизней было положено всего? Называют цифру до 250 тысяч.  Сталинский «тариф» на канале Москва — Волга, — делается вывод, — по 2 тыс. жизней за каждый километр водной трассы, то есть — по два трупа на метр. Образно говоря, суда плывут в Москву по человеческим костям.

https://i.yapx.ru/J74UXl.jpg

Насколько это все соответствует действительности ?
В одной из приведенных мною ссылок в статье приводят выдержки из книги писателя и публициста Анатолия Салуцкого „Каналу Москва — Волга 80 лет. Правда о Дмитлаге НКВД из первых рук“. Вот что он там написал.
В Дмитлаг прибывали по этапу заключённые со всей страны. Охрану перевели с Соловков. Состав зэков был разношёрстным: жертвы «указа о колосках», люди, осуждённые за имущественные и хозяйственные преступления, спекуляцию и т. п. — «бытовики», уголовники, рецидивисты, «контрреволюционеры», политические. Но всех их стали называть толерантным термином «каналармейцы», под которым узники Дмитлага и вошли в историю.
Рабочих готовили на месте, на курсах, организованных в Дмитрове недалеко от стройки. Там оперативно готовили специалистов 43 специальностей. Почти 290 000 человек закончили эти курсы до 1936 года. Из-за недостатка кадров, заключенных ГУЛАГа, имевших специальность, ставили на ответственные работы, многие из них возглавляли участки. После окончания строительства было решено досрочно освободить 55 000 человек за ударную работу, но тех, кто сидел по политической 58-ой статье, это не коснулось - они поехали дальше, на другие каналы.Были и заключенные, у которых  во время стройки закончился срок заключения, но они добровольно остались работать на сооружении   канале по вольному найму, вот таким вообще сняли судимость.

https://i.yapx.ru/J74Ugl.jpg

Число подневольных строителей доходило до 200 тыс. В первое время земляные работы вели вручную — с помощью кайла, носилок, лопат и тачек, которые называли «марусями», конных повозок-«грабарок». В котлованах находилось столько людей, вывозивших грунт, что руководству приходилось прибегать к помощи регулировщиков — словно на оживлённых городских перекрёстках. Затем на смену «марусям» пришли первые отечественные самосвалы и экскаваторы. Стройка века стала полигоном, где обкатывалась новая техника — землечерпалки, шахтные подъёмники, бетономешалки, вагонетки, гидромониторы и др. А объём переброшенного на строительстве грунта превысил 150 млн. кубометров!

На другом берегу Транспортно-Десантный экраноплан Орленок, как часть Музея истории Военно-морского флота России

https://i.yapx.ru/J74Uql.jpg

0

42

В Дмитлаге, как и в других лагерях НКВД, действовала система поощрений и наказаний: если заключённый выполнял норму, то получал свой паёк и заработок, а если нет — сидел на воде и штрафной норме в 300 г хлеба (обычная дневная норма состояла из 800 г хлеба и 400 г баланды). Была и схема «зачётов»: за сверхплановую выработку уменьшали срок наказания.
Были даже награды -ЦК учредил знак «Лучший ударник строительства канала Москва-Волга», и его получали заключенные, и начальники участков,  и простые землекопы. Было на стройке и переходящее красное знамя, вручавшееся лучшим участкам.
Систему принуждения к труду именовали «перековкой», а чтобы она была эффективнее, начальство лагеря не забывало и о всестороннем развитии личности заключённых. В клубе Дмитлага проходили праздничные торжества и собрания, действовали библиотеки, киностудия, свой театр и духовые оркестры. Не был забыт и спорт в виде секций лагерного общества «Динамо». Говорят, что зэки — строители канала даже участвовали в физкультурных парадах на Красной площади.

Шлюз 6 "(Икша)

https://i.yapx.ru/J74V7l.jpg

Архитекторы канала помнили и о прекрасном, украшая гидротехнические и иные сооружения множеством произведений искусства — скульптурами, барельефами, росписью и эмблемами с изображениями героев эпохи.

https://i.yapx.ru/J74WBl.jpg

https://i.yapx.ru/J74WDl.jpg

В мае 1936 года состоялся первый смотр художественной самодеятельности на строительстве канала Москва-Волга. В течение 5 дней с утра до вечера коллективы художественной самодеятельности районов показывали свои номера. Шестой день был итоговым днем общестроительной программы, где состоялся показ лучших номеров, и прошло премирование участников самодеятельности. Все это закончилось карнавалом самодеятельности. Вот я думаю -после такой работы людям был  до самодеятельности ?!

https://i.yapx.ru/J74gal.jpg

А в августе 1935-го стройку посетил нарком внутренних дел Генрих Ягода, который самолично выбрал место при входе в канал из Волги для установки гранитных монументов Ленина и Сталина (скульптор С. Меркуров)  Гигантские скульптуры высотой 26 м (с постаментом) и весом 450 и 540 т предполагалось поставить на противоположных берегах аванпорта.
В отличие от монумента Ленина, голову которого сложили из гранитных блоков, голова Сталина была монолитом, высеченным из скалы. Чтобы поднять махину массой 22 т на такую высоту, потребовался мощный подъёмник. Монумент Сталина появлялся в кадрах фильма «Волга-Волга», поскольку картину снимали непосредственно на канале. Но потом эти эпизоды вырезали. А в 1961г.  решили убрать и сам памятник. Сначала на шею скульптуры набросили трос и попытались свалить её тракторами. Но капитальный фундамент под постаментом устоял, и Сталин не рухнул, а лишь накренился и повис над водой. Тогда статую уничтожили взрывом. По легенде, голова отца народов скатилась с плеч и упала в канал. И до сих пор её обломки будто бы покоятся на дне. Статуя Ленина возвышается над каналом и сейчас.

https://i.yapx.ru/J74gcl.jpg

4 июня 1934 года — Сталин, Каганович, Ягода, Куйбышев и Ворошилов посетили 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года — в день обнародования проекта Сталинской Конституции — Сталин посетил Перервинский шлюз. Во время осмотра шлюз впервые начал заполняться водой. В камеру шлюза вошли два колёсных парохода — «Память Кирова» и «Динамовец». А 30 июля на канале были закончены отделочные работы. «В День авиации десятки тысяч москвичей двинулись через новый тоннель к тушинскому аэродрому, где состоялся воздушный парад, — рассказывает Салуцкий. — Люди стали свидетелями небывалого зрелища: над автомобилями находился водный канал, куда вскоре должны были войти пароходы; выше канала пролегал мост железной дороги, по которому мчались паровозы; а над мостом парили самолёты.

https://i.yapx.ru/J74gdl.jpg

К середине весны 1937г. работы были завершены. 23 марта Волгу перекрыли: полностью на три минуты, а затем постепенно поднимали щиты плотины, чтобы вода отправлялась по старому руслу, одновременно наполняя и задуманное водохранилище. Спустя две недели Московское море заполнилось, и воду пустили в сторону Москвы. К 17 апреля канал был наполнен, уровень Москвы-реки повысился на три метра.

https://i.yapx.ru/J74qMl.jpg

0

43

Во время майских праздников 1937 г. в столицу должны были прийти первые волжские теплоходы. Пассажирами стали строители. Суда останавливались у всех пристаней, повсюду проходили митинги. На теплоходах без умолку гремели репродукторы, на палубах плясали, а с боковых стен шлюзов бросали сотни букетов. На мачтах реяли праздничные флаги. Точно по графику 2 мая флотилия пришвартовалась у Химкинского речного вокзала. Но не все пассажиры, севшие на теплоходы у Большой Волги, доплыли до Моск¬вы. На каждой пристани какие-то люди поднимались на борт того или иного теплохода и незаметно уводили с собой кого-то из руководящего состава стройки. Знающие понимали: снова начались аресты. Но сценарий праздника никто не отменял. Стоял солнечный весенний день. Играли духовые оркестры...»
Под бравурную музыку начались массовые аресты среди руководства стройки. Группу из 218 человек обвинили в работе на иностранные разведки, создании контрреволюционной террористической организации и подготовке госпереворота силами заключённых. По версии следствия, верхушка Дмитлага собиралась захватить Кремль.
Вскоре часть лагерного начальства и заключённые, связанные с ней, были расстреляны на Бутовском полигоне.

Шлюз 5 (Икша) архитектор Д. Б. Савицкий

https://i.yapx.ru/J74qXl.jpg

https://i.yapx.ru/J74qdl.jpg

Именно перед этим шлюзом была установлена скульптура «Девушка, несущая корабль», помните, я показывала ее такую на главной аллее на подходе к вокзалу. А вот так когда0то все это вместе выглядело.

https://i.yapx.ru/J74rHl.jpg

Всего же с 14 сентября 1932 г. по 31 января 1938 г. на строительстве канала официально зафиксирована смерть 22 842 человек. По сути, каждого десятого из числа заключённых, или по 2% лагерного контингента в год.
Много это или мало? «Все, с кем я беседовал 40 лет назад, утверждали, что большинство этих людей умерли от болезней и производственных травм, — говорит Анатолий Салуцкий. — На стройке было уложено 3 млн. куб. м бетона, поэтому нередко бывали случаи, когда люди, не соблюдая технику безопасности, просто падали в жидкий бетон и погибали. Условия жизни на канале были не райские, но заключённых там всё же не расстреливали. В 1937г. арестовали не технических руководителей стройки, а лагерное начальство из НКВД. Кстати, именно на строительстве канала выросли специалисты, которые потом создавали „Щит Родины“ — шахты для первых баллистических ракет и закладывали основу нашей атомной промышленности».

https://i.yapx.ru/J74rul.jpg

За успехи в деле строительства канала Москва-Волга было награждено: орденом «Ленина» — 42 человека, орденом «Красной Звезды» — 24 человека, орденом «Трудового Красного Знамени» -208 человек, орденом «Знак Почета»-129 человек. По ходатайству НКВД Союза ССР и ЦИК СССР от 7 декабря 1937 года получили льготы 97804 человека.
Осенью 1941 года канал стал линией фронта. В ходе ожесточенных боев за Яхрому и Дмитров были разрушены многие гидротехнические сооружения канала, в частности, 3-й шлюз со знаменитыми скульптурами каравелл.
В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — канал был переименован в честь столицы.
В 1997г. в год 60-летия завершения  строительства канала  на въезде в Дмитров с юга на западном берегу канала 17 июля 1997 г., по инициативе краеведов и администрации города Дмитрова, был поставлен стальной 13-метровый памятный крест в память о заключённых, погибших на строительстве канала.  Можно сказать , что великолепное здание Северного речного вокзала -это тоже памятник этим погибшим.

https://i.yapx.ru/J74vCl.jpg

Что же получила страна ценой таких жертв ?
За 80 лет на канале им. Москвы произведено 2,1 млн. шлюзований, 136 млрд. куб. м воды подано из Волги в столицу. Экономически проект себя в любом случае оправдал. Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Основной грузовой терминал — Северный речной порт столицы. В советское время по каналу транспортировались строительные материалы, лес, зерно, овощи, нефть, уголь, различный автотранспорт и др. В Хлебникове был построен Хлебниковский Машиностроительно-Судоремонтный Завод, который просуществовал до начала 2000-х годов. В настоящее время (2016 год) на территории бывшего завода расположен Московский яхтенный порт, который оказывает услуги по круглогодичному хранению яхт. В 1970-х годах были построены пассажирские причалы к которым могут подойти пассажирские теплоходы любых типов.

Причал № 3

https://i.yapx.ru/J74wCl.jpg

https://i.yapx.ru/J74wDl.jpg

0

44

Какая история трагическая! Спасибо, Леночка, что пишете об этом, это надо знать и помнить.. Вот жалею, что ничего не знала про лагерь в Дмитрове и поклонный крест, могли бы взглянуть на историю города совершенно иначе...

0

45

Ксения написал(а):

ничего не знала про лагерь в Дмитрове

В Борисоглебском монастыре Дмитрова располагалось начальство Дмитлага.

0

46

А ещё сколько горя принесло Иваньковское водохранилище местным жителям, дома которых пошли под затопление !... Людей выселяли, но оставались могилы родных... У некоторых просто не было сил оставить родной дом и они приковывали себя цепями  ...

Лена ГМ написал(а):

К середине весны 1937г. работы были завершены. 23 марта Волгу перекрыли: полностью на три минуты, а затем постепенно поднимали щиты плотины, чтобы вода отправлялась по старому руслу, одновременно наполняя и задуманное водохранилище. Спустя две недели Московское море заполнилось

Прошли годы. Я в 1974 году плыла по Московскому морю и шлюзовалась в Дубне. От восторга даже настроение стало , как в праздник ! Конечно тогда я не знала подробностей образования этого водного пространства. Всё держалось в большой тайне.  Только колокольня в Калязине стояла памятником тем событиям.

0

47

Ксения написал(а):

Лена, я в очередной раз в восхищении твоей подготовкой и проработкой материала! Про каждую тарелку на фасаде - целая история!

:cool:

Лена ГМ написал(а):

Здесь тоже легко узнаваемое здание. О котором много говорили, писали, начинали строить, но так и не построили. Проект, который никогда не был осуществлён в жизни — Дворец Советов архитектора Бориса Михайловича Иофана . Проект с большой сложной историей.

я про это панно как раз на днях читала, и думаю, вот у Лены на него и посмотрю!

Лена ГМ написал(а):

В фильме "Отелло" 1955г. здесь снимались сцены с "лестницей дворца Дожей"

ничего себе! а удачно сняли!

0

48

В советское время по каналу проходило огромное количество теплоходов работавших на различных дальних рейсовых маршрутах, в том числе и на маршрутах Москва — Ярославль, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону. Также по каналу ходило большое количество теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета» работавших на скоростных пригородных рейсовых маршрутах. К 2006 году, после полной отмены субсидирования, дальние рейсовые маршруты и скоростные пригородные рейсовые маршруты были закрыты. Часть теплоходов, работавших на этих маршрутах, была выведена из эксплуатации и позднее утилизирована, а остальные теплоходы были приспособлены для эксплуатации на круизных маршрутах и на прогулочных маршрутах. В 2016 году на канале была прекращена эксплуатация двух последних московских теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета», которые работали на прогулочном маршруте.

https://i.postimg.cc/mgT9017k/203-IMG-20200915-123827.jpg

Сейчас по каналу проходят трёхпалубные и четырёхпалубные теплоходы различных типов, работающие на круизных маршрутах. Круизные маршруты заслуженно пользуются большой популярностью как у россиян, так и у иностранных туристов.

https://i.postimg.cc/52t0BBwB/204-IMG-2833.jpg

Позабавили названия стоящих у причала прогулочных судов, вспомнила фразу "Как корабль назовешь , так он и поплывет"

https://i.postimg.cc/g2MxQSYt/205-IMG-2834.jpg

https://i.postimg.cc/MHbTDtPD/206-IMG-2836.jpg

Очень романтично -  "Лебединое озеро".

https://i.postimg.cc/kMxBqXJb/207-IMG-2837.jpg

https://i.postimg.cc/N09jVQCL/208-IMG-2838.jpg

Канал имени Москвы нёс и важнейшую рекреационную функцию — на его берегах находились многочисленные дома и базы отдыха, санатории с многоэтажными корпусами, пансионаты, гостиничные комплексы, рыболовецкие базы. В советское время было построено более сотни объектов рекреационного назначения. Все эти объекты соответствовали самым современным тенденциям того времени. В начале 2000-х годов началось массовое закрытие этих объектов с последующим сносом строений и возведением на освободившихся территориях частных яхт-клубов, коттеджных посёлков и индивидуальных жилых домов. Таким образом значительные территории на берегах водохранилищ канала имени Москвы были утеряны для общего рекреационного использования.

https://i.postimg.cc/pXCr5GnV/209-IMG-2839.jpg

0

49

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.

Шлюз 1 -Дубна

https://i.postimg.cc/vZSm34zp/210-IMG-2840.jpg

Шлюз 2 -Темпы Архитектор А. Л. Пастернак, это младший брат писателя Бориса Пастернака.

https://i.postimg.cc/28r36RyX/213-IMG-2844.jpg

Шлюз украшали скульптурные  группы, вот здесь можно разглядеть фигуру солдата и девушки- летчицы

https://i.postimg.cc/yxB6kc1S/214-IMG-2845.jpg

На 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: один на реке Волга в Дубне, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне. Три шлюза были созданы на реке Москва для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы.

https://i.postimg.cc/wBm9203m/215-IMG-2846.jpg

Подходим к модели шлюза № 3  - Яхрома

https://i.postimg.cc/GhX3m4ZH/216-IMG-2847.jpg

Башни шлюза  увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба. Занятно, что каравелла встретилась нам еще раз - в ресторане речного вокзала.  Почему вдруг каравелла, каким боком она здесь -не понятно. Но симпатично.

https://i.postimg.cc/wMVqJMM4/217-IMG-2855.jpg

https://i.postimg.cc/T2qYB70j/218-IMG-2851.jpg

https://i.postimg.cc/Mp4W1hZw/220-IMG-2850.jpg

Этот шлюз на архивном фото

https://i.postimg.cc/x1dZ982j/232.jpg

0

50

Шлюз -4 Деденево  (архитекторы А. Л. Пастернак, Г. Г. Вегман )

https://i.postimg.cc/9MrVz2qZ/224-IMG-2860.jpg

https://i.postimg.cc/nL3wsQvw/226-IMG-2858.jpg

https://i.postimg.cc/XvYs07TK/227-IMG-2859.jpg

Возвращаемся к зданию речного вокзала, со обеих сторон, где полукруглые ротонды, разбиты большие цветники.

https://i.postimg.cc/d06m3mmz/228-IMG-2865-IMG-2867.jpg

Эти цветники вокруг  вокзала также является  объектом культурно-исторического наследия. Они также пережили реставрацию. Сейчас растения на них ещё маленькие, но великолепная геометрия звёзд и квадратов- завораживает, особенно , если смотреть сверху.

https://i.postimg.cc/xjwpbQzY/229-IMG-2864.jpg

В 1960 году слева от здания вокзала был установлен памятник учёному-кораблестроителю Алексею Крылову. Монумент работы Льва Кербеля развёрнут лицом к набережной.

https://i.postimg.cc/J4j6NFNX/230-IMG-2868.jpg

https://i.postimg.cc/sxhn06bt/231-IMG-2869.jpg

А сейчас будем подниматься по левой лестнице на северную ротонду

https://i.postimg.cc/DZ2nhs7j/233-IMG-2713.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Северный речной вокзал. Как провожают пароходы...