Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур.
Модель 8 шлюза (Тушино), архитектор В. Ф. Кринский
А теперь поговорим о том, какой ценой был совершён этот трудовой подвиг советского народа,.
При строительстве канала использовался труд заключённых — 14 сентября 1932 для строительства канала был создан «Дмитлаг» ОГПУ-НКВД, просуществовавший более пяти лет. Канал стал главным проектом 2-й пятилетки, а лагерь — одним из самых больших отделений ГУЛАГа.
«Очевидцы» рисуют жуткие картины того времени: тысячи грязных, измученных работяг, которые барахтались на дне котлованов по пояс в грязи, в любую стужу, и умирали от истощения: «Мёртвых складывали на тележки — „грабарки“ и увозили... Ближе к ночи тянулись с канала целые караваны „грабарок“ с трупами, облачёнными в нижнее рваное бельё... Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот...». А средний срок жизни землекопа на стройке, говорят, был немногим больше месяца.
Есть свидетельства, что особо непокорных зэков сотрудники НКВД расстреливали на северной окраине города Дмитрова. Сколько жизней было положено всего? Называют цифру до 250 тысяч. Сталинский «тариф» на канале Москва — Волга, — делается вывод, — по 2 тыс. жизней за каждый километр водной трассы, то есть — по два трупа на метр. Образно говоря, суда плывут в Москву по человеческим костям.
Насколько это все соответствует действительности ?
В одной из приведенных мною ссылок в статье приводят выдержки из книги писателя и публициста Анатолия Салуцкого „Каналу Москва — Волга 80 лет. Правда о Дмитлаге НКВД из первых рук“. Вот что он там написал.
В Дмитлаг прибывали по этапу заключённые со всей страны. Охрану перевели с Соловков. Состав зэков был разношёрстным: жертвы «указа о колосках», люди, осуждённые за имущественные и хозяйственные преступления, спекуляцию и т. п. — «бытовики», уголовники, рецидивисты, «контрреволюционеры», политические. Но всех их стали называть толерантным термином «каналармейцы», под которым узники Дмитлага и вошли в историю.
Рабочих готовили на месте, на курсах, организованных в Дмитрове недалеко от стройки. Там оперативно готовили специалистов 43 специальностей. Почти 290 000 человек закончили эти курсы до 1936 года. Из-за недостатка кадров, заключенных ГУЛАГа, имевших специальность, ставили на ответственные работы, многие из них возглавляли участки. После окончания строительства было решено досрочно освободить 55 000 человек за ударную работу, но тех, кто сидел по политической 58-ой статье, это не коснулось - они поехали дальше, на другие каналы.Были и заключенные, у которых во время стройки закончился срок заключения, но они добровольно остались работать на сооружении канале по вольному найму, вот таким вообще сняли судимость.
Число подневольных строителей доходило до 200 тыс. В первое время земляные работы вели вручную — с помощью кайла, носилок, лопат и тачек, которые называли «марусями», конных повозок-«грабарок». В котлованах находилось столько людей, вывозивших грунт, что руководству приходилось прибегать к помощи регулировщиков — словно на оживлённых городских перекрёстках. Затем на смену «марусям» пришли первые отечественные самосвалы и экскаваторы. Стройка века стала полигоном, где обкатывалась новая техника — землечерпалки, шахтные подъёмники, бетономешалки, вагонетки, гидромониторы и др. А объём переброшенного на строительстве грунта превысил 150 млн. кубометров!
На другом берегу Транспортно-Десантный экраноплан Орленок, как часть Музея истории Военно-морского флота России