Самым величественным, известным, богатым на сокровища и тайны помещением палаццо является Зал Пятисот. Зал получил свое название по количеству участников Большого совета, собиравшийся здесь для принятия важных для города решений.
Зал был построен архитектором Симоне дель Поллайоло, известным под прозвищем Кронака, всего за год (1494г.). Инженерную задачу усложняла необходимость вписаться в пространство, уже и так стеснённое существующими сооружениями, и заданными непрямыми границами; это объясняет скошенную форму коротких стен. Интерьер зала, в соответствии с указаниями Савонаролы, был лишён всяких украшений. Таков был первый период жизни монументального зала.
Второй период начинается в 1503г., когда пожизненный гонфалоньер Содерини вместе с секретарем Канцелярии Макиавелли поручили Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти создать на противоположных стенах зала две батальные фрески - Битва при Аньяри и Битва при Кашине. Это был единственный случай в истории, когда два гения, мягко говоря, не питающих любви друг к другу, пытались творить вместе в одном помещении.
Справедливости ради надо сказать, что их "совместное" творчество продолжалось недолго. Буонаротти даже не начал переводить на стену подготовительный рисунок, так как после приглашения папы Юлия II переехал в Рим для работ в Ватикане.
Леонардо же, что известно с документальной достоверностью, не только выставил в зале большой картон с наброском, но и приступил непосредственно к росписи "Битвы при Ангиари" 6 июня 1505 года, когда ему было 53 года. Фреска должна была запечатлеть в веках выдающуюся победу Флоренции над войсками Милана летом 1440 года, когда, несмотря на свое численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Однако техника, которую Леонардо впервые решил использовать для настенной живописи, не оправдала его надежды и мастер бросил свою работу незавершенной, перебравшись в Милан по приглашению французского наместника Шарля д’Амбуаза.
Третий период, в течение которого Зал Пятисот стал таким, каким мы его видим сегодня, начинается во второй половине XVI века, во время правления герцога Козимо I Медичи. После упразднения Большого Совета зал был предназначен для аудиенций герцога. Архитектору Джорджио Вазари поручили заняться его радикальным преображением. С 1563 до 1565 годов он занимался перестройкой и оформлением зала. За это время потолок Зала был поднят на 7 метров. С помощью литератора Винченцо Боргини, который придумал сюжеты и аллегории, Джорджио Вазари превратил Зал пятисот в "сцену" для прославления герцога.
В центре 42-х потолочных панелей расположен сюжет "Апофеоз Козимо I", в котором герцога коронует Слава и окружают гербы флорентийских гильдий.
Вокруг этого изображения группируются самые важные эпизоды из истории Флоренции с самого ее основания, а также изображения городов и областей, находящихся под её властью, и гербы районов города.
Повествование продолжается вдоль стен, на которых монументальные фрески иллюстрируют на западной стороне взятие Пизы и прибрежной территории, а на восточной – взятие Сиены и южной территории Тосканы.
Конечно же, интереса к фрескам добавил роман Д.Брауна "Инферно" в последующей экранизации Р.Ховарда. Думаю, на форуме нет ни одного человека, который бы не следил за увлекательными приключениями Тома Хенкса в роли профессора Роберта Лэнгдона. Именно на фреске Вазари находится подсказка, которая пригодится для поиска утраченной фрески Леонардо.
Вот я этим минут двадцать и занимался :
Бинокль я с собой, к сожалению, не взял. Поэтому прибегну к помощи интернета. Это фото фрески в моем исполнении:
А это из рунета та самая загадочная надпись на знамени "cerca trova" (ищите и обрящете, или ищущий находит):
Кстати, кто интересуется результатами поисков утраченной фрески да Винчи "Битва при Ангьяри", советую почитать следующую статью.