Про историю создания храма "очевидцы" немного приврали, полагая, что первый камень заложил сам Франциск Ассизский. На самом деле, этот святой умер в 1226г., а возведение нынешней базилики началось только в 1294г. Правда, какая-то церквушка или часовня стояла на этом месте уже в 1228г.
Ну если не сам Св.Франциск, то его последователи уж точно руку здесь приложили. К концу XIIIв. во Флоренции францисканцы уже развили свою бурную деятельность, призывая под свои знамена все больше последователей. Маленькая церквушка не удовлетворяла все более растущим запросам ордена, и было решено на ее месте построить большой храм, впоследствии ставшим самым крупным францисканским храмом в мире.
На его сооружение пригласили уже известного Арнольфо ди Камбио. Средств на строительство хватало: из Флоренции как раз в очередной раз выгнали гибеллинов, и их собственность частично была разграблена, а частично пошла на богоугодные дела, в том числе на сооружение Санта Кроче. К тому же на возведение церкви жертвовали деньги богатые флорентийские семьи, многие из которых обзавелись "пожизненными" фамильными капеллами и склепами. Так что со временем у Санта Кроче появилось второе название - флорентийский Пантеон (по подобию римского или венецианского Сан Дзанниполо). На сегодняшний день в церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков.
Нынешний фасад, очень схожий с фасадом Собора города, появился лишь во второй половине XIXв. Немного выбивается изх общего плана шестиконечная звезда - символ, хоть и ветхозаветный, но несколько неожиданный в оформлении христианской церкви. Считается, что эта звезда — "привет" от архитектора-иудея Матаса.
Вход в базилику платный; но несколько потраченных евро с лихвой окупятся всем увиденным внутри.
Для тех, кто эту церковь в будущем планирует досконально осмотреть, приведу план базилики:
В церкви находятся 16 капелл, каждая из которых представляет собой отдельную пристройку. Все капеллы с "именами": Медичи, Барди, Кастеллани, Барончелли, Перуцци и др. Практически каждая капелла богата декорирована фресковыми росписями. Имена художников тоже все как на подбор: Джотто с учениками, Таддео и Аньоло Гадди, Джованни да Милано.
В главном алтаре выделяются полиптих работы Никколо ди Пьетро Джерини и распятие неизвестного автора.
Ну что, теперь будем рассматривать фрески. Сразу скажу, что детально это сделать довольно трудно, т.к. сами капеллы на вход закрыты. Пожалуйста, рассматривайте все росписи издали, или, в крайнем случае сбоку.