Гавань, конечно, красива, а самым интересным сооружением здесь является мечеть Искеле (Iskele Camii), что по смыслу переводится, как "у причала":
Эта мечеть небольшая (более того, она - самая маленькая в Анталье) и не очень старая - казалось бы, что в ней особенного? А очень много.
Нынешнее здание необычной шестиугольной формы было построено в 1903 году, как считают - на том месте, где многие века стояла старинная сельджукская мечеть, которая, в свою очередь, в домусульманские времена была христианской базиликой. Очень любопытна его структура: мечеть состоит из двух ярусов-этажей, нижний из которых представляет собой замкнутую аркаду - 4 угловые каменные "ножки", разделённые арками, а в самом центре находится бьющий из-под земли родник, который используется в качестве традиционного фонтана для омовения:
Второй этаж - это и есть собственно мечеть, молельный зал, на который ведёт внешняя боковая лестница, закрытая узкой верандой. Внутри зал выглядит так:
Очень интересна конструкция "навесного" минарета: как и лестница, он прикреплён к внешней стене мечети и выглядит, как большая труба в обычном доме (справедливости ради отметим, что сегодняшний минарет - результат реставрации нашего времени, а каким он был изначально, и был ли вообще, мне узнать не удалось).
А главная историческая достопримечательность Старого порта (кроме него самого, как данности) - это ведущая к нему сверху, из Калеичи, каменная средневековая лестница, сооружённая в 11 столетии (!!) венецианцами и прозванная Kırkmerdiven, что означает "40 лестниц" (то есть ступенек):
Ступенек на самом деле на 40, а 44, и они не только очень высокие, но и хорошо отполированные и не слишком ровные (похоже, что лестница реставрировалась либо очень давно, либо вообще никогда, что с исторической точки зрения, конечно, ценно), а потому - довольно скользкие, так что ходить по ним надо с осторожностью: мне встретились турецкие блоги, в которых пишут о случаях падения с лестницы с получением серьёзных травм и даже призывают установить с обоих сторон предупреждающие знаки. Сейчас лестница разделена по всей своей длине современным металлическим парапетом, но вряд ли он полностью решит эту проблему, особенно при большом количестве людей.
* * * * * * * * * *
В любом восточном городе самое интересное для меня - это мечети. Поэтому их оказалось так много и в моих маршрутах по Анталье (хотя, честно говоря, не так много, как я хотел), и, соответственно, в этом рассказе. И если допустить, что на земле мог бы существовать "дом бога", что, конечно же, невозможно, ибо Господь "не в рукотворённых храмах живет", как предупреждал самый мудрый из апостолов (который, кстати, был в Анталье: "проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию"), когда живое учение Христа ещё не было искажено до неузнаваемости и не стало застывшей в догмах религией, по иронии истории названной его именем, а золотые купола и многочисленные иконы ещё не заменили любовь и прощение, которые и проповедовал Иисус; но всё же - только допустить это, то для меня таким домом является мечеть, и только в мечетях я сильнее всего ощущал величие мироздания и то, что условно можно назвать "божественным присутствием". Не во всех, конечно, и в разной степени, но во многих... А утренний - особенно утренний, когда наша душа ещё чиста, еще не омрачена измышлениями эго-разума - азан - это та музыка, которая возносит эту саму душу к небесам.
Очередная мечеть в Аналье, которую я хочу показать - Каракаш (Karakaş Camii), расположенная напротив Ворот Адриана по другую сторону улицы Ататюрка. Несмотря на то, что она выглядит вполне древней, мечеть была возведена лишь в 1990-х годах известным турецким архитектором Тургутом Джансевером, которого прозвали "мудрым архитектором" (впрочем, нет: в детали я не буду углубляться, чтобы не утяжелять рассказ, скажу лишь, что главным принципом его проектов было придерживаться "родных корней", основ традиционного анатолийского зодчества, так что не удивительно, что и эта мечеть кажется "старенькой").