Икона с Федором Ушаковым
Св,Николай Чудотворец и Апостол Андрей
А затем мы прошли в правый придел Жен-мироносиц, где и хранится та самая Одигитрия. В этом помещении было похолодней, чем в основной части храма. Особой климат.
Общий вид этого придела. Слева видна большая коричневая витрина, именно в ней и хранится икона.
Вот такая витрина, икона в ней почти лежит, есть небольшой наклон. Видно ее очень плохо, отсвечивает потолок.
Чем же знаменита эта икона ? Ее полное название Богоматерь Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая "Одигитрия".
По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы с ее изображением и с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами».
Одна из этих икон и находится сейчас в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского с этой витрине.
История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою; потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года св. князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе (Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая), показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе. Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и св. Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.
Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125г.), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155г.), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.
Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою (которая была родственницей преподобной Евфросинии). Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.
Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.
В 1920-х гг. храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери («Эфесская – Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. Торопецкий краеведческий музей. В 1936 г. святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.
Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 мм. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца, которое утеряно.
Вот так она на самом деле выглядит