Этот музей называется "Музей технической мысли. Марфа Посадница" . Открылся он три года назад в деревянном особняке Морозовой.
Этому дому повезло - он никогда не был заброшен, не стоял пустым. Здесь после революции был детский приют, школа, библиотека. Проводился ремонт, топились печи.
В начале двадцатого века отец Михаила Шорина, в доме которого мы только что побывали, Иван Шорин основал сначала Котельный, а потом и судостроительный завод. Гороховец славился своими клепальщиками. Работали они по всей стране. В.Г. Шухов приглашал их в Москву на сооружение своей башни на Шаболовке.
С 1902 года на Гороховецком судостроительном заводе изготавливали металлические наливные и сухогрузные речные суда, а позже -заказы для Новороссийского рейда, включающие шаланды (суда с открывающимся дном), теплоходы, военные десантные боты (ДБ-7) и многое другое. Гороховецкие десантные боты считались самыми качественными и маневренными во время Великой Отечественной войны, эти суда доходили до Берлина по немецким рекам.
В 1907 г. на Гороховецком судостроительном/котельном заводе была построена тогда крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, а грузоподъемность - 9150 тонн. Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении. Постройку баржи заказал Д.В.Сироткин (председатель Нижегородского биржевого общества), проект баржи выполнил В.Г. Шухов. На заводе несколько усовершенствовали проект Шухова. В результате значительно увеличилась вместимость баржи, улучшились её ходовые качества.
Баржа была спроектирована с почти плоским днищем и закругленным носом. "Марфа Посадница", наполненная почти 10 тысячами тонн нефти, смело шла по мелководью, ее яйцеобразный нос почти не создавал волны, поэтому баржу мог легко буксировать самый обычный, не слишком мощный пароход.
В дальнейшем на заводе Шорина был построен целый ряд однотипных барж-гигантов .
Шестью годами позже, в 1913 году на заводе Шорина было построено другое судно- это баржа-больница с полным оборудованием медицинской и санитарной части, предназначавшейся для Астрахани.
В Музее технической мысли рассказывается о судостроительном заводе Шорина, о строительстве речных судов. Представлены иллюминированные модели сооружений В.Г Шухова. Эту часть экспозиции стоит посетить с экскурсоводом.
Но меня больше интересовал сам особняк, его сохранившийся интерьер.
Вы только посмотрите, какие двери!
И в Музее технической мысли, и в Доме Ершова сотрудники рассказывали, что жители Гороховца с энтузиазмом отнеслись к открытию музеев в городе и стали приносить из дома различные старинные вещи, семейные фотографии, старые открытки. Вот здесь занавески из шитья и старинная скатерть - это дар жительницы города.
Отредактировано mistral (2020-09-14 21:35:33)