Какая богатая история монастыря.
Москва. Николо-Перервинский монастырь
Сообщений 11 страница 20 из 55
Поделиться122020-08-27 12:22:24
и как много построек! сходить что ли)
Поделиться132020-08-27 15:13:13
В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери,
Пример: рыбка, хоть золотая, не нужна, пожалуйте удочку.
"Щедрых царских вкладов явно не хватало. И тогда игумен монастыря Иона выпросил у царя Алексея Михайловича часовенку, ведущую на Красную площадь куда привезли со святой горы Афон список Иверской иконы.
Место было чрезвычайно бойкое, масса людей направлялись в торговые ряды, многие из них заходили поставить свечку за успешную сделку. С тех пор монастырь не испытывал нужды в средствах."
Часовенка и сегодня тянет не на удочку, на целый невод.
Адриан, последний патриарх перед Петровой реформой, говаривал: “Перерва, да, не прервется твоя жизнь во веки” И, действительно, не прерывается, у нас сосед водит детей туда в воскресную школу.
Поделиться142020-08-27 17:03:59
действительно, не прерывается, у нас сосед водит детей туда в воскресную школу.
Там и школа, и семинария, и все ухожено, все восстановлено, выглядит для такого глухого угла Москвы супер прилично. Чего нельзя сказать о Симонове монастыре, почти центр, и такая разруха, просто на последнем издыхании монастырь. пасты почти нет. Вот почему так - никто сказать не может. Государство денег не дает, а это очень старинный монастырь.
Какая богатая история монастыря.
Это я еще как только могла , сократила.
сходить что ли)
Да ты туда пешком дойдешь.
В октябре 1906 года при Николо-Перервинском монастыре, неподалеку от него, был торжественно открыт приют для глухонемых. Изначально планировалось построить каменный корпус для помещения в нем бараков для раненых воинов. Таким образом монастырь желал оказать посильную помощь Отечеству в наступающую для него трудную годину войны с Японией. По окончании же войны надобность в бараках отпала и корпус решено было приспособить под училище для глухонемых детей. Он был возведен по проекту архитектора П.А. Виноградова, и на его постройку планировалось израсходовать 136.200 рублей из сумм Перервинского монастыря. Открытие таких училищ было особенно ценно для России, - в них ощущался крайний недостаток. Николо-Перервинский монастырь выделил на содержание училища из монастырских средств капитал в 400.000 рублей.
Северные ворота с внутренней стороны
Приближался 1917 год... Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.
В 1924 году в монастыре была закрыта Толгская надвратная церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, - ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт.
Стена все отреставрированы, покрашены
Тяжелая судьба постигла и Иверскую часовню на Красной площади. Известно, что в революционное лихолетье грабители не однажды проникали в часовню. Хотя против ограбления иконы и были приняты меры предосторожности, однако с иконы были сорваны корона и убрус, похищены драгоценные камни, навески, но ризу грабителям снять не удалось. Что не сделали грабители, довершила власть. В июне 1929 года президиум Моссовета принял решение о закрытии Иверской часовни, а в июле ее снесли.
Где сейчас находится именно эта икона, доподлинно не известно, но специалисты в последнее время приходят к мнению, что оригинальная икона Иверской Божьей Матери, находившаяся в Иверской часовне, пребывает сейчас в храме святителя Николая в Толмачах в Москве.
В 1940 года было принято решение закрыть еще две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, - скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Проход к Восточным воротам вдоль южного фасада Иверского собора, справа двери туалетов.
После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. Цветные стекла были заменены на простые. Была утрачена большая часть кровли, и заложены боковые проемы крыльца.
В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников г. Москвы, была забелена живопись и устроены междуэтажные перекрытия, а с востока собора сделаны пристройки.
Здание же Никольского собора с момента закрытия монастыря до 1948 года использовалось под мелкие хозяйственные нужды. Затем в нем располагались производственные цехи Металлоштамповочного завода. Помещался здесь и завод детской пластмассовой игрушки - до 1969 года. В период с 1948 по 1969 годы собор очень сильно пострадал. До 1960 года в храме были утрачены иконостас и убранство интерьеров, забелена живопись, разрушены полы, лестницы, растесаны некоторые проемы, сделаны пристройки. Здание собора не ремонтировалось, поэтому главы и кровля пришли в аварийное состояние.
Здание Патриарших келий после закрытия монастыря, с 1930-х годов до середины 1970-х годов, использовалось под жилье. Все помещения монастыря были перестроены под совсем другие нужды.
8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Началось медленное восстановление монастыря.
В 1991 года монахиней по имени Агния была принесена в храм икона Божией Матери Державная, сразу ставшая главной храмовой святыней.
Все монастырские здания и храмы, кроме Никольского собора, поначалу принадлежали филиалу арендного предприятия «Станкоконструкция». Никольский собор был отгорожен от остальной территории монастыря железным забором. Святые врата с надвратной церковью Толгской иконы Божией Матери также считались собственностью завода и пребывали в аварийном состоянии. Для того, чтобы попасть в Никольский собор, пришлось пробить вход в западном монастырском корпусе.
Больно было видеть надвратную церковь Толгской иконы Божией Матери полуразрушенной, - без купола, в аварийном состоянии. Но еще более - величественный Иверский собор, также лишенный куполов. На кровле его росли кустарник и трава, а внутри работали станки. Собор был перекрыт железобетонными плитами, разделявшими его внутреннее пространство на три этажа. Но явственно проступали на сводах храма золотые кресты, - роспись, которую тщетно пытались уничтожить, - знак, что Иверский собор непременно воскреснет!
В том же 1991 году начались работы по расчистке монастырского сада. В прошлом это было живописное место, расположенное в глубокой котловине с южной стороны монастыря. По историческим свидетельствам, склоны котловины были обсажены цветами, а в середине сада, ближе к югу, находился пруд, в котором разводили рыбу. Старожилы этих мест вспоминают, что после закрытия монастыря в тридцатые годы здесь еще был прекрасный яблоневый сад. Впоследствии сад уничтожили, на месте его построили теплицы, а потом устроили просто помойку, куда завод стал сбрасывать мусор. Земля же здесь особенная - мягкая, плодородная, освященная иноческими трудами и молитвами. И вот теперь эта земля оказалась израненной камнями, кирпичами, битым стеклом - остатками разрушенных теплиц, - обезображена ржавым железным ломом. Было очевидно, что придется не один год возделывать ее, очищать от мусора и сорняков.
12 октября 1993 г. Постановлением Правительства Москвы весь Николо-Перервинский монастырь был передан общине Никольского собора Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование. В конце 1994 года был наконец получен документ от властей на право собственности в отношении Иверского собора, - отныне все здания обители уже принадлежали Православной Церкви.
25 декабря 1995 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II было учреждено Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря.
Такова вкратце богатая история монастыря. Теперь перехожу к его отдельным частям. И начну с самого старого сооружения, а именно с Никольского собора. ( На схеме № 1 )
Таким он предстает сразу при входе на территорию монастыря.
До строительства этого собора на его месте стояли три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. При патриархе Андриане с 1696 по 1700 годы все это перестроили и объединили в одно строение. С тех пор внутри него находится тоже три храма - в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия Радонежского, а в основании колокольни — церковь Успения Божией Матери.
Этот храм с колокольней, в облике которого гораздо больше примет древнерусского зодчества, чем архитектуры «московского барокко», свойственной тому времени, - был создан целиком на средства Святейшего Патриарха Адриана, его тщанием и любовью.
Никольский собор посредством деревянной галереи, шедшей от юго-западного угла крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины.
Вид с юго-востока
Поделиться152020-08-27 17:20:40
В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.
Сразу скажу, что Никольский собор для обычных людей закрыт и открывается 1 раз в год на какой-то праздник, не знаю только на какой. Поэтому мы смогли посмотреть на него лишь снаружи. но зато со всех сторон.
Белый храм на фоне синего неба смотрится потрясающе !
В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в неё, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, — разделяющаяся на пять ярусов.
Из них в первом находится вход в церковь, во втором, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, была монастырская ризница, в третьем — небольшая, расписанная в 1767 году иконописью церковь в честь Успения Божией Матери, в четвёртом в 1784 году были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят колокола, составляющие церковный звон.
В 1787 году при митрополите Платоне Успенская церковь внутри вся возобновлена и покрыта сплошь золотом и серебром. Впоследствии она реставрировалась неоднократно. Служба в ней за малопоместительностью совершалась только в храмовый праздник.
Керамические херувимчики и звезды украшают колокольню
Восточная часть церкви
Начинаю обходить Никольский собор с южной стороны.
Колокольня и ее керамический декор
Поделиться162020-08-28 10:26:31
А еще пишут, что в 1750—1760-х годах в Успенской церкви под колокольней были выполнены барочные росписи и золочёная лепнина и есть предположение, что эта лепнина работы Бартоломео Растрелли
Общий вид Никольского собора с юго-востока.
В верхней церкви Св.Николая в 1727 году стены были расписаны живописью, изображающей евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.
В нижнем этаже располагается Сергиевский храм ( Преподобного Сергия Радонежского) — тёплый зимний храм, состоящий из трёх частей: алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посередине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.
Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан двухъярусный иконостас из итальянского мрамора (!) в византийском стиле. Очень хотелось бы все это увидеть...
На стене внизу видны две таблички -серая и золотая.
На этой табличка малопонятным славянским шрифтом два текста, а латунная табличка нам дает более понятный перевод, что здесь в 1696 и 1698 годах были похоронены две дочки Григория Петровича Годунова. умершие в младенчестве. Все мы знаем, какой был младенческая смертность раньше. А вот кто такой был Григорий Петрович Годунов ?
Григорий Петрович Годунов (1664—1704) — российский государственный деятель. Последний представитель дворянского рода Годуновых. Григорий Петрович — сын тобольского воеводы Петра Ивановича Годунова. С 1678 стольник. Владел вотчинами в Галичском, Кашинском, Переяславльском и Нижегородском уездах.
Во второй половине XVII в. основал усадьбу Годуново на левом берегу Чурилихи, сейчас это Люблино.
Тогда это имение называлось Юркино. В конце XVII века Юркино принадлежало стольнику Григорию Петровичу Годунову, одному из последних представителей этого рода, выдвинувшегося при царе Федоре после его женитьбы на Ирине Годуновой. Новый владелец Юркина был дальним родственником царя Бориса Годунова. Григорий Петрович Годунов полюбил это имение, назвал его своим именем – Годуново и построил усадебку, а своих детей хоронил в соседнем Николо-Перервинском монастыре. После смерти хозяина в 1704 году владение перешло к его единственной не умершей в детские годы дочери Аграфене, которая вышла замуж за князя Владимира Никитича Прозоровского – адъютанта фельдмаршала князя Михаила Голицына, отличившегося в Северной войне и в Полтавской битве.
С южной стороны в палисаднике растут голубые ели, которым придали форму снопов, видимо, отрезают верхушки, выходит симпатично.
Вид с юга - первый этаж церковь Сергия Радонежского, верхние два этажа -церковь Св.Николая Чудотворца
Поделиться172020-08-28 10:28:49
Тут розарий, сделана пергола в виде беседки, но розы еще не успели ее оплести до конца. Цветы потом немного покажу.
Вид с юго-запада. Здесь мы видим большую паперь, видимо, тут и была трапезная.
Сейчас заглянем на это крыльцо.
На стене табличка, на ней написано, что с 1923 по 1932 год в монастыре служил преподобномученик Никанор, которого в 1938г. расстреляли на Бутовском полигоне.
Надо отметить, что в монастыре довольно много поясняющий табличек, даже на иконах приклеены бумажки с их названиями, что приятно.
На двери обнаружила ручки периода модерна. Это не случайно - в эти годы в монастыре был построен и Иверский собор, и некоторые ворота, то есть прошло большое обновление.
Перешли на северную сторону. Большая лестница из-под колокольни ведет в верхний храм.
Среди цветов белый крест - здесь в братскую могилу собраны останки тех, кто был захоронен на территории монастыря. Сделано это было в 1996г.
Вот мы и обошли весь Никольский собор
Поделиться182020-09-02 11:32:06
Теперь посмотрим на северные Водяные врата, через которые мы вошли на территорию.
В 1733—1735 годах при игумене Варлааме над Водяными воротами монастырской ограды была выстроена церковь Толгской иконы Богоматери в стиле барокко.
В 1776 году, спустя год после открытия в Перерве семинарии, по распоряжению архиепископа Платона (будущего митрополита), была начата постройка большого двухэтажного семинарского флигеля на северной стороне между церковью Толгской иконы Богородицы и северо-западной монастырской башней (разобранной в 1869 году) для классов и жилья. На фото это песочного цвета двухэтажное строение, примыкающее к воротам с церковью.
Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, построенные в конце XVII века, назывались «Водяными» (отсюда ходили за водой на Москву-реку). Они сохранились до нашего времени. Другие были заложены таким образом, что получилась комнатка, в которую, по свидетельству начала XIX века, клали покойников.
К северу за монастырём по ту сторону этих ворот находился монастырский скотный двор, а на некотором расстоянии от него, в каменном одноэтажном флигеле, помещались ученическая больница, аптека и квартира фельдшера.
В 1768 году Толгская церковь отошла в приход села Сабурова, то есть была приходской, а в начале XIX века вновь стала монастырской. В 1785—1786 годах храм был оштукатурен и впервые расписан. В 1869 году по благословению митрополита Московского Иннокентия церковь была обновлена устройством нового престола и жертвенника, позолоченного шестиярусного иконостаса, стенной живописью и поновлением икон.
Вид на эту церковь с востока.
Мы хотели посмотреть эту церковь, вход с нее через старый семинарский корпус, мы туда вошли и даже поднялись на второй этаж по чугунной лестнице, но церковь была закрыта.
В старом семинарском корпусе есть магазинчик. где можно купить пирожки.
Поделиться192020-09-02 12:00:33
Монастырь в прекрасном состоянии! Интересный, гармоничный архитектурный комплекс.
Поделиться202020-09-06 08:14:17
Монастырь в прекрасном состоянии!
Что и удивило - по сравнению с другими более "центральными " монастырями Москвы. Про Симонов я упоминала -полная разруха. Высоко-Петровский в состоянии вяло текущего ремонта, и видимо, не скоро там все сделают. Рождественски ймонастырь... Ксения, помните, мы с вами в прошлом году туда зашли, там шел ремонт, на днях была там с Ольгой, ремонт не закончен Смогли заглянуть только в один храм.
Собор иконы Иверской Богоматери.
Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери, это список с афонской Иверской иконы . В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня - Чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною...» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».
И вот в смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, священномученик Владимир Боявленский ( митрополит Московский и Коломенский 1898—1912гг.) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Казалось бы, зачем в загородном монастыре с его немногочисленной братией и немногочисленными прихожанами такой огромный собор?
Вид на северный фасад. Здесь расположено парадное крыльцо
Такой величественный собор нужен был для утверждение православной веры накануне страшных гонений, когда грядущее уже «висело в воздухе». Иверская икона Божией Матери, наряду с Феодоровской, Казанской и Владимирской, издавна заступала за Святую Русь.
Архитектором этого величественного храма, вмещающего в себя более 3000 богомольцев , был Петр Алексеевич Виноградов.
Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора.
Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, - и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, причем владыка митрополит прикладывался к святым иконам и благословлял народ.
Громадные толпы богомольцев стояли по пути следования крестного хода и сопровождали процессию, которая двигалась медленно, в полном порядке.
Пройдя всю Москву, Высокопреосвященнейший Владимир у Покровского монастыря оставил шествие и направился на лошадях в Перервинскую обитель, чтобы там встретить шествие, а крестный ход продолжал свой путь через пригородные селения. Чтимую святыню поселяне.
На следующий день в девять часов утра началось освящение главного престола нового собора во имя Иверской иконы Божией Матери, которое совершил Высокопреосвященнейший Владимир с тремя преосвященными, тринадцатью архимандритами из Московских и подмосковных монастырей и другим духовенством, при пении хора Чудовского монастыря.
Через несколько дней после освящения главного Иверского придела, в воскресный день 21 сентября , митрополит Владимир вновь посетил Николо-Перервинский монастырь, чтобы освятить правый придел Иверского собора, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира.
Левый придел Иверского собора в честь святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен митрополитом Владимиром в 1909 году, на третий день Пасхи.
Образ Иверской Богоматери
Боковой вид на крыльцо
Вид с запада
Что касается Иверской часовни на Красной площади. то в 1930 -е годы ее разрушили. Восстановили уже в наше время.
На западном фасаде образ Николая Чудотворца