План монастыря.
От автобусной остановки перед нами сразу открывается вот такой вид - северные святые врата ( № 14) и за ними северный фасад собора Иверской иконы Богоматери
Северные святые врата постройки 1908г.
Чуть правей находится вход на территорию монастыря - Северные святые врата (Водяные) , на схеме № 12
Николо-Перервинский монастырь — бывший мужской монастырь в Москве , с 1995 года имеет статус Патриаршего подворья.
Стоит монастырь на возвышенном берегу Москва-реки, его история неразрывно связана со многими событиями российской истории.
Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, - «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее.
Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново.
В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Московский Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям мирских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: В 1696—1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней
В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.
Северные святые врата (Водяные), третья четверть 17в.
В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были патриархом Андрианом устроены Патриаршие кельи, или палаты, - приют для уединенного молитвенного жития.
Еще одна веха в истории Николо-Перервинской обители связана с именем замечательного русского иерарха - митрополита Московского Платона (Левшина).
Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии. Митрополит Платон сделал много и в деле благоустройства монастыря.
Внутри ворот образ Св.Николая Чудотворца, помним, что монастырь Николо-Перевинский
Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII—XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.
При митрополите Филарете (1821-1867) Николо-Перервинский монастырь пользовался особым расположением святителя. Филарет нередко зимою и летом посещал обитель, служил здесь и говорил проповеди.
Нередко святитель проводил на Перерве и день своего Ангела, 1-е декабря, приезжая обыкновенно накануне. Архиерейский дом, безмолвный в обычное время, оживлялся и освещался огнями. Служил владыка иногда в Николаевском соборном храме в весенний Николин день, причем из Москвы к обедне приезжало много богомольцев. Для них после обедни в сосновой роще близ монастыря разбивались палатки, где подавался чай, продавались различные сласти, играла шарманка, - и сельский праздник шел три дня.
Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету своим внешним благоустройством.
Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, - с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), - и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители.
В 1834—1836 годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор Михаил Бове).
В 1904—1908 построен монументальный соборный храм Иверской иконы Богоматери в русско-византийском стиле (архитектор Пётр Виноградов).