Джачинто Бранди (Giacinto Brandi) (1621 – 1691). Апостол Петр. 1660-е годы. Холст, масло. 92 х 70 см.
Калужский музей изобразительных искусств – один из немногих музеев в России, которые имеют произведения итальянского художника римской школы Джачинто Бранди (1621 – 1691). Его картины довольно редки, так как художник, в основном, писал фрески на религиозные и мифологические сюжеты. В его творчестве отразились наиболее характерные черты караваждизма, который был демократическим направлением в итальянском барокко XVII века.
Картина «Апостол Петр» изображает эпизод из Нового Завета, в котором рассказывается, как апостол Петр отрекся от своего Учителя Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом во время Тайной Вечери. После ареста Иисуса Петр трижды отрекся от Него в страхе, что его тоже арестуют, а, услышав, как пропел петух, он вспомнил слова Учителя и горько раскаялся. Плач и раскаяние апостола Петра символизирует одно из основных таинств церкви – таинство покаяния. В период Реформации и Контрреформации сюжеты об отречении Апостола Петра и его раскаянии были очень популярны в католическом искусстве.
В соответствии со стилистикой барокко художник использует резкие светотеневые эффекты для придания большего драматизма сцене рыскания апостола Петра. Резкие контрасты светотени выделяют не только лицо Св. Петра, но и акцентируют внимание на его чувствах – душевном страдании и раскаянии. В правом углу картины ключи – символ Св. Петра. После своего воскресения Господь простил Петра, и назвал первым из апостолов, основателем церкви и хранителем ключей от Царства Небесного.
Картина Дж. Бранди «Апостол Петр» происходит из собрания Е.П. и В.А. Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево Мещовского уезда (теперь Юхновский район Калужской области).
Неизвестный мастер круга Лоренцо ди Креди. «Мадонна со щегленком». Первая половина XVI века. Дерево, масло. 71 х 57 см.
По своему характеру картина напоминает произведения работавшего в Пистойе и в основном во Флоренции Лоренцо ди Креди (1459 – 1537), учившегося у Андреа дель Вероккьо, в мастерской которого работал до смерти последнего в 1488 году. Сформировался под влиянием Леонардо да Винчи. В творчестве именно этого мастера находим и схожие модели. Если следование его оригиналу представляется вполне вероятным, то сложнее определить личность мастера данного произведения, скорее все же итальянца, но работавшего в Нидерландах, на что указывает живопись на дубовой доске. Подобная композиция известна и в итало-греческой живописи, у Ангело Бизамани, правда в несколько упрощенном варианте.
Создание произведения, как и его образца, относится к периоду, когда икона на Западе уже была вытеснена по сути светской живописью с религиозным сюжетом, приближенным в своей трактовке к бытовому жанру. Отсюда явно не иконописные облики персонажей, а также жесты, обнаруживающие игровой элемент. Сюжет зрителю в целом понятный: к Мадонне, держащей на коленях обнаженного Младенца Христа, подошел такой же ребенок – Иоанн Предтеча, в переброшенной через плечо тоге. Но он пришел не для детских игр, а скорее для предсказания будущего, на что указывает крест в руки, и что подтверждает латинский текст «Се Агнец» на узкой бандероле. А щегленок в руках Христа – символ смерти. Таким образом, за внешне спокойной, казалось бы, обыденной сценой, открывается ожидание крестной смерти. Лицо Мадонны и фигуры младенцев тщательно моделированы, с легкими рефлексирующими тенями. По-видимому, первоначальный общий колорит был мягким.
Йост Корнелис Дрохслот (1586 – 1666). Первая половина XVII в. Вифезда. Холст, масло. 72 х 56 см.
Интересно, что существует целый ряд вариантов данной темы. Й.К. Дрохслот неоднократно обращался в своём творчестве к библейскому сюжету об исцелении расслабленного. Расслабленными в Евангелии называли тех, кто был болен настолько, что не мог самостоятельно передвигаться. В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. Вода из купальни считалась чудодейственной: ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Евангелие от Иоанна; ин. 5:1-16). Все галереи при купальне были наполнены множеством слепых, хромых, убогих людей. Там же лежал расслабленный, страдающий своей болезнью тридцать восемь лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: возьми постель твою и ходи. И больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошёл.
Дрохслот трактует тему чудесного исцеления больного удивительно подробно, насыщая картину множеством деталей. Внимание художника рассеивается на изображение разнообразных мотивов: всё кажется ему занимательным. И возникают своего рода картины внутри картины, где каждая сценка обретает значительность и законченность. С одинаковым вниманием пишет Дрохслот и пейзаж, и фигуры. Живописный беспорядок толпы и беспокойные контуры пейзажа приведены в гармонию благодаря сдержанному колориту, неяркому солнечному освещению и строгой перспективе в построении пространства.
Имеется информация о семнадцати картинах, созданных мастером на этот сюжет. Это произведения, находящиеся в различных музеях и частных коллекциях: в Центральном музее Утрехта (Голландия), в Королевском музее изобразительных искусств Антверпена (Бельгия), в Музее изобразительных искусств Дюнкерка (Франция), в Музее изобразительных искусств Будапешта (Венгрия), а также в частных собраниях.
Картина из собрания Калужского музея изобразительных искусств входила ранее в состав художественного собрания князя Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова (1874 – 1941) – известного коллекционера, мецената, искусствоведа. В.Н. Аргутинский-Долгоруков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Кембридже. Известно, что он состоял на дипломатической службе во Франции, а в первые годы советской власти (1918 – 1919) работал в Эрмитаже хранителем отдела рисунков и гравюр. Аргутинский-Долгоруков был одним из организаторов Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже. С 1907 он сотрудничал с Музеем Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников, возглавлял комиссию по изучению и описанию Санкт-Петербурга. В 1910 вошел в состав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. С 1921 жил в Париже. Всю свою жизнь Аргутинский-Долгоруков занимался коллекционированием. В состав его художественного собрания входили картины русских художников первой половины XIX в. и западноевропейских мастеров (более 60), архитектурная графика XVIII – первой половины ХIХ в. с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей (около 2000), редкие образцы фарфора, автографы крупнейших деятелей литературы и искусства. Многие произведения из своего собрания Владимир Николаевич передал Эрмитажу и Русскому музею. В числе работ, поступивших из его коллекции в Эрмитаж, была и картина Й.К. Дрохслота Вифезда.
В 1920 – 1930-е гг. в российских музеях происходило перераспределение художественных ценностей, многие произведения изменили свое местонахождение. Этот процесс затронул практически все музеи, как провинциальные, так и столичные. В мае 1934 г. Музейный Отдел Наркомпроса утвердил передачу из Эрмитажа в Музей г. Калуги шестнадцати картин. В их числе была и картина Вифезда. Таким образом, произведение из бывшего собрания Аргутинского-Долгорукова оказалось в Калуге.
Отредактировано Loconte (2022-12-08 18:56:33)