Маковский Владимир Егорович (1846 - 1918). Этюд женской головы (Итальянка). 1889. Холст, масло. 46 х 35 см.
Экспонируемый на выставке «Этюд женской головы (Итальянка)» знакомит зрителя с особенностями портретного жанра мастера. Перед нами раскованный по технике и блестящий по мастерству портрет молодой красивой женщины, выполненный в изысканной жемчужно-серой цветовой гамме. Формат погрудного изображения с повернутой в три четверти головой модели не позволяет зрителю в полной мере рассмотреть лицо женщины, но этого и не требуется. Весь интерес, все внимание автора сосредоточенно на уходящем в строну взгляде девушки. Также художник мастерски передает красоту ее черных волос и сложный головной убор. Этюдность портрету предает некоторая незаконченность деталей одежды и окружения дамы. При этом красивость портретной характеристики сгармонизирована легкой грустью взгляда модели, что позволяет художнику уберечься от налета «салонности» и создать образ большой психологической глубины.
Работа написана в период преподавания художника в МУЖВЗ, во время когда он создает целую портретную галерею деятелей русской культуры того времени (И.М. Прянишникова, А.И. Стрелковского, Д.А. Ровинского и др.).
В ходе исследовательской работы сотрудниками музея было выявлено ошибочное отнесение данного произведения к коллекции Н.И. Васильева. На сегодняшний день источник поступления не известен, а временем поступления считается: 1910-1920-е гг. Во время своего бытования в музее в 1945 г. работа была отреставрирована и вошла в основную экспозицию.
Безусловно данный портрет можно назвать одним из шедевров КМИИ, в котором, благодаря мастерству В. Маковского, удалось соединить высокий художественный уровень исполнения и тонкое проникновение во внутренний мир модели.
Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898). «Курсистка». 1883. Холст, масло. 131 х 81 см.
Картина "Курсистка" известна в трех вариантах. Один из них уничтожен автором; второй, показанный на ХI передвижной выставке, - подарен брату и ныне представленный в экспозиции Калужского музея изобразительных искусств; третий, мало чем отличающийся от второго, - был в коллекции Н.А. Терещенко, а теперь находится в Киевском музее русского искусства. Кроме того под таким названием существует выполненный Ярошенко еще один вариант, отличающийся характером композиции, с изображением сидящей девушки.
Моделью для "калужского" варианта "Курсистки" послужила Анна Константиновна Дитерихс (1859 – 1927), вышедшая замуж за секретаря Л.Н. Толстого, издателя его произведений В.Г. Черткова. В молодости вместе с М.П. Навротиной, женой художника, была слушательницей Высших женских курсов в Петербурге и затем всегда поддерживала дружеские связи с семьей Ярошенко.
Изображение хрупкой девушки в темной одежде строгого покроя, с черной шляпкой на голове, с накинутой на плечи шалью, с книгами подмышкой, спешащей по туманной улице, однако, нельзя трактовать лишь как портретное изображение. Оно поднимается до уровня большого обобщения, создавая в какой-то мере собирательный образ молодой современницы художника, отражающий социально-культурное явление своего времени. Надо заметить, что картина отличается хорошо продуманной композицией и суровым колоритом, столь характерным для северной русской столицы. К сказанному можно добавить, что изображенная впоследствии была известна как писавшая дидактические рассказы для детей.
Ярошенко Николай Александрович (1846 – 1898). Портрет Е.П. Ярошенко ("Дама с кошкой"). 1880-е гг.(?) Холст, масло. 89 х 71 см.
В творческом наследии художника особое место занимают портреты близких ему людей. Эти произведения поступили в музей в 1919 году из имения Степановское (Павлищев Бор), история которого началась в ХV веке, когда бояре Степановы получили его за активное участие в борьбе с Великим княжеством Литовским. Именно эту усадьбу унаследовала Елизавета Платоновна Ярошенко, урожденная Степанова, вышедшая замуж за брата художника, Василия Александровича.
Жизненный путь Елизаветы Платоновны, родившейся в 1850 году, был довольно сложным. В восемнадцатилетнем возрасте по воле матери она выдана замуж за человека втрое старше её. Она пошла на этот шаг, преследуя единственную цель: выйти из-под опеки своей властолюбивой матери. Неудачный брак пробудил страсть к учению. Молодая женщина уезжает в Петербург и поступает на высшие женские курсы, много занимается самообразованием, изучает юридическую литературу, затем были учеба в Бернском университете, переписка с любимым человеком, преодоление трудностей в разводе и второе замужество. Елизавета Платоновна много путешествовала по Европе, посетила Вену и Венецию. О том, что оно обладала ярким литературным дарованием, свидетельствуют её письма, адресованные родным и близким из-за границы. Василий Александрович Ярошенко, по профессии инженер-технолог, с увлечением занимался естественными науками, посвящая им большую часть свободного времени. Здесь, в имении, он не прекращал своих занятий и имел лабораторию. О владельцах имения известно из воспоминаний их воспитанницы Прасковьи Ивановны Васильевой, записанных этнографом М.Е. Шереметевой, а также местных крестьян, сохранивших благодарную память о помещиках, следы которых теряются ещё до 1917 года.
Изображение сидящей в кресле женщины с элементом жанровой картины: вторжение кошки прервало чтение книги, оставшейся раскрытой, лежащей на коленях. В правой руке нож для разрезания бумаги, указывающий на то, что книга недавно вышла из печати. Строгая одежда темно-коричневого цвета с белыми кружевными воротничком и манжетами, аккуратно уложенная коса, накинутое поверх легкое покрывало, - все свидетельствует об элегантности и домашнем уюте. Колорит создает впечатление сумеречности. Контрастное выделение светом лица, рук, книги, белой кошки свидетельствует о том, что автор портрета творчески использует классический прием, один из излюбленных у старых голландских мастеров.
Отредактировано Loconte (2022-12-06 16:47:19)