тебя отпугивает слово "мусор"?
слишком креативно))
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Путешествия по Калужской области
тебя отпугивает слово "мусор"?
слишком креативно))
Следующая наша остановка в Калужской области - усадьба Полотняный завод.
В 1718 году калужский купец Карамышев построил на берегу реки Суходрев полотняную и бумажную фабрики и вдохнул жизнь в в тихий, замкнутый со всех сторон лесами погост. Его прежнее название — «Взгомонье» — постепенно забывалось, и поселок стали называть по имени фабрики. В деле у Карамышева было два компаньона: его племянник Г. И. Щепочкин и "калужский посадский" А. А. Гончаров. Карамышев вскоре умер, а спустя несколько лет между компаньонами произошел «полюбовный раздел». Гончаров, которому досталась львиная доля, сумел развернуться вовсю. Через пятьдесят лет калужский «горшечник» был уже крупным вельможей, имел множество заводов и фабрик, несколько усадеб, дома в Москве и в Калуге и мог похвастать тем, что с ним когда-то переписывался Петр I, а в его доме в Полотняном останавливалась Екатерина II.
Экспозиция располагается на втором этаже.
Ранее первый этаж дома был служебным, второй – парадная анфилада комнат, третий – жилые помещения. Дом поражал роскошью своего убранства. Стены комнат второго парадного этажа были обтянуты дорогими тканями (сафьян, шёлк, китайский ситец и т.д.). Паркетные полы в комнатах были набраны из различных пород дерева. По широкой дубовой лестнице хозяева и гости поднимались на второй парадный этаж.
Панорама Полотняного Завода, усадьбы Гончаровых и Щепочкиных.
Начало XIX века (по реконструкции архитектора А.А. Кондратьева, 2000 г.).
Манаенков В.С. х., м.
В Бальном зале сейчас разместилась выставка посвященная Петру I.
Кабинет
Одна из главных комнат в доме, где решались важнейшие вопросы.
На одной из стен находится портрет А.А.Гончарова (прапрадед Н.Н.Пушкиной) – кисти неизвестного живописца XVIII в. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Символично , что напротив портрета хозяина находится портрет императора Петра I, с чьего Указа началось становление и развитие Полотняного Завода как промышленного посёлка. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты в овальных и прямоугольных рамках, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.
В экспозиции представлена мемориальная мебель XVIII века: массивный рабочий стол из красного дерева в стиле «жакоб», стулья и кресла, сделанные в России в стиле английского мастера Томаса Чиппендейла, раздвижной шахматный столик, стул на котором, по семейному преданию, сидела Екатерина II.
Отредактировано Loconte (2022-12-06 09:26:35)
"старший брат" музея МуМуКи
Старший брат. потому что раньше открылся?
Посмотрела экспонаты с интересом, но почему-то показалось, что Зеленоградский музей интереснее. А вам как?
Афанасий Абрамович умер в 1784 году восьмидесяти-пятилетним стариком. Сын пережил его ненадолго, и усадьба перешла к Афанасию Николаевичу Гончарову — деду жены А. С. Пушкина. Выросший на всем готовом, дед Натальи Николаевны быстро промотал огромное состояние. Его внучка была выдана замуж за Пушкина фактически бесприданницей, вернее, с приданым, на котором лежал огромный долг.
Большая Бирюзовая гостиная.
Экспозиция воссоздает интерьер гостиной кон. XVIII – нач. XIXвв. Вдоль одной из стен стоит софа, ряд мемориальных кресел и стульев конца XVIII в., два столика «бобика» наборного дерева. Здесь же - клавикорды рубежа XVIII– XIX вв. и немецкий рояль фирмы «ErnstIrmler» 60-х гг. XIX в., подаренный к 200 –летию Н.Н. Гончаровой её потомками Т.Л. Кильчевской и А.А. Гончаровым. В обстановке гостиной присутствуют два круглых мемориальных стола с несколькими породами деревьев,один из которых сделан в 1839 г. крепостным мастером господ Гончаровых.
На одном из каминов – две аптекарские кружки и ваза китайской работы с росписью эмалевыми красками по фарфору (1-я пол. XVIII в.).Занимает центральное место в парадной анфиладе комнат. В XIX в. стены гостиной были обтянуты декоративной парусиной бирюзового цвета. В настоящее время они покрашены в такой же цвет. В прежние времена господа Гончаровы устраивали здесь музыкальные вечера.
Столовая была второй по величине и убранству помещением в парадной анфиладе. К сожалению, не сохранилось сведений о первоначальном убранстве этой комнаты. В 1791 г. стены и потолок столовой украсили лепниной в лаконичных геометрических формах и изящными пейзажами в трёх десюдепортах, сюжеты которых отразили достопримечательности усадьбы: церковь Спаса Преображения, построенная в 1741 г., старинная плотина и мельница на реке Суходрев, а также один из корпусов гончаровской парусной мануфактуры.
В 30-х гг. XIX в. в столовой находился круглый раздвижной стол-«сороконожка», 18 обитых атласом кресел, 2 круглые люстры. В простенках между окнами висели 2 круглых зеркала. В углах комнаты стояли камины из светлого кафеля.
В 1837 и 1853 гг. живописец Иван Макаров обновил роспись стен и потолка. До начала XX в.отделка комнаты сохранялась практически в неизменном виде, но мебель заменялась несколько раз.
Экспозиция воссоздаёт интерьер столовой конца XVIII в.: мемориальный круглый раздвижной стол из орехового дерева со спущенными полами на петлях третьей четверти XVIII в., столовый сервиз из английского фаянса первой пол. XIX в. на стене 2 акватинты: «Охота на льва» и «Охота на тигра», появившиеся в убранстве столовой в 1840-х гг.
Розовая Китайская гостиная.
При господах Гончаровых облик комнаты отражал общеевропейское увлечение восточным искусством рубежа XVIII– XIX вв. Стены были обиты китайскими ситцами с букетиками цветов и фигурками китайцев под зонтиками, выполненных в терракотовой гамме, плафон расписан «на китайский вкус».
В 30-е гг. XIXв. в комнате находился полукруглый диван с шестнадцатью подушками. Стояло восемь кресел, обитых ситцем, большой круглый инкрустированный стол и два маленьких под цветами, в простенке висело зеркало, а под ним мраморный столик.
Комната освещалась светильником, выполненным в китайском стиле.
По преданиям, эта комната была особенно любима А.С. Пушкиным во время его пребывания в Полотняном Заводе.
Композиция "Восковой оркестр".
Реплика воскового крепостного оркестра Гончаровых конца XVIII века.
Соло на скрипке - Афанасий Николаевич Гончаров, хозяин дома.
За клавикордами - Надежда Платоновна Гончарова, хозяйка жома.
Соло на виолончели - Николай Афанасьевич Гончров.
Оркестр исполняет романс .А.Гончарова "Жестокая любовь".
Автор: М.Г. Гусева, 2018 год.
Мраморная спальня.
Комната была отделана А.А.Гончаровым к приезду в Полотняный Завод императрицы Екатерины II, состоявшему 16 декабря 1775г.
В настоящее время воссоздана лишь часть комнаты: балкон, балюстрада, колонны с капителями пышными капителями, изящная лепнина с подвесками, орнамент в греческом стиле на потолке; бронзовая люстра с хрустальными подвесками XVIII века, софа, пуфы, стилизованные зеркала.
Интересно отметить, что полы в комнате не паркетные, а дощатые. В XVIII в. они были сделаны из ясеня, имевшего красивую золотистую древесину. Это удачно гармонировало с позолотой колонн.
При А.А. Гончарове стены комнаты были отделаны белоснежным искусственным мрамором, а сама комната продолжалась вглубь, где был альков с широкой дубовой кроватью под балдахином и двумя креслами, обитыми алым бархатом с серебряными позументами. Убранство комнаты отдалённо напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе в Екатерининском дворце.
Первая комната хозяйки.
На одной из стен - портрет М. И. Кутузова (худ. Е. Е. Моисеенко с оригинала Дж. Доу - 20-е г. XIX в.). С 15 по 17 октября 1812 года в усадьбе Гончаровых располагалась Главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего. За событиями тех дней можно проследить по дневнику А. Н. Гончарова. В витрине в воспроизведённом виде представлены документы, свидетельствующие о добровольных пожертвованиях Афанасия Николаевича для русской армии. Расходы хозяина Полотняного Завода составили сумму, сопоставимую с годовым доходом его бумажной мануфактуры. Здесь же листки из его дневника с записями о рождении внуков - единственный сохранившийся документ о дате и месте рождения Натальи Николаевны Гончаровой.
Внимание посетителей неизменно привлекает сделанное в XVIII веке в стиле «жакоб» зеркало – «псише». По поверьям в таких зеркалах отражалась душа человека. Возможно, именно это зеркало вспоминал А.С. Пушкин, когда писал своей красавице- жене: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего сравнить нельзя на свете… А душу твою люблю я еще более твоего лица». Приезжая в Полотняный Завод, все потомки Гончаровых непременно смотрятся в это зеркало.
Отредактировано Loconte (2022-12-06 09:35:11)
Галя, музей очень понравился , а теперь смотрю усадьбу. Приятная.
Пушкин бывал в усадьбе Полотняный завод дважды — в 1830 и 1834 годах. В первый раз он приехал сюда еще женихом и был представлен Афанасию Николаевичу — главе гончаровского дома (душевнобольной отец Натальи Николаевны в делах участия не принимал). С этим приездом связана история, доставившая Пушкину немало хлопот. В подвалах гончаровского дома много лет лежала статуя Екатерины II, отлитая в Берлине в 1782 году. Пушкин прозвал ее «бронзовая бабушка». Афанасий Николаевич купил статую в 1800-х годах, собираясь поставить в Полотняном в память приезда императрицы. Но ко времени пушкинского сватовства установить статую владельцу было уже не под силу. Он решился продать ее на переплавку. Пушкин сперва хлопотал об этом перед шефом жандармов, но потом, разглядев ее, усовестился губить прекрасное произведение искусства» (как он выразился в одном из писем). Ему удалось организовать комиссию из виднейших русских скульпторов, и статую решено было пощадить. Памятник, проданный в 1846 г. в город Екатеринослав, был утрачен в годы Великой Отечественной войны, и дальнейшая судьба его неизвестна
Уменьшенную копию той статуи сейчас можно увидеть в Мраморной спальне. (пост 125, фото 8).
Вторично Пушкин приезжал в Полотняный в августе 1834 года, спасаясь от казенного ликования по случаю открытия в Петербурге Александровской колонны. Афанасий Николаевич к этому времени уже умер. Владельцем заводов стал родной брат Натальи Николаевны — Д. Н. Гончаров, исправный чиновник, ездивший в 1829 году с русской миссией в Персию и разбиравший там бумаги посольства. От него Пушкин и узнал страшные подробности гибели Грибоедова.
В этот раз Пушкин прожил в Полотняном две недели. Он поместился в летнем так называемом Красном доме, стоявшем на берегу П-образного пруда, а работал во дворце, в кабинете Д. Н. Гончарова. Страстный библиофил, Пушкин с наслаждением рылся в огромной, хоть и довольно бессистемной гончаровской библиотеке (сохранился перечень восьмидесяти двух книг, которые он прочел или собирался увезти с собой). Как и четыре года назад, он каждый день начинал прогулкой по парку. Здесь, «в уединеньи величавом», ему, вероятно, впервые за многие месяцы ничто не мешало работать.
В последние годы жизни Пушкин не забывал Полотняного, мечтал даже поселиться здесь вдали от двора, от столицы. Но сделать этого он так и не сумел. После его гибели здесь несколько лет жила Наталья Николаевна с детьми.
В этом зале живут певчие кенары, как напоминание о редком и необычном «канареечном» промысле, процветавшем в Полотняном Заводе до 1917 г. Звонкие трели птиц необычайно оживляют музейную атмосферу и неизменно вызывают улыбки на лицах посетителей.
Бежевая гостиная.
Экспозиция посвящена потомкам Пушкиных и Ланских.
На рубеже XIX и XX веков заводу еще раз суждено было сослужить службу русской культуре. В 1898 году здесь жил А. В. Луначарский, сосланный в Калугу. Он очень полюбил этот «очаровательный уголок Калужской губернии» и его хозяев: Д. Д. Гончарова (которого он в своих воспоминаниях назвал «нашим дорогим товарищем») и его жену — артистов оперного театра Зимина. (Познакомился он с Д. Д. Гончаровым еще в Петербурге, в одном из марксистских кружков.) В Рабочем театре Полотняного выступали и О. Л. Книппер, и Е. Ф. Гнесина, и сами хозяева. Полотняный в это время, по словам Луначарского, превратился в настоящие маленькие Афины. Говорят, что в подвалах дома печатались революционные прокламации.
В 1918 г. главный дом усадьбы был национализирован, а предметы обстановки отправлены на хранение в Калужский губернский исторический (ныне краеведческий) музей. На протяжении нескольких десятилетий советской власти в доме находилась средняя школа, а также действовали курсы для повышения квалификации работников писчебумажной промышленности.
Трагической вехой в истории усадьбы Гончаровых стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В первый же день оккупации усадьба была практически полностью уничтожена пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов. Последующие десятилетия продолжали оказывать своё разрушительное воздействие.
Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной). Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей.
Один из залов усадьбы посвящен Великому стоянию на Угре (о котором мы поговорим чуть позже).
Витрины с предметами из археологических раскопок.
Храм Спаса Преображения находится прямо напротив усадебного дома.
Дата постройки храма - 1741г.; построил его Афанасий Абрамович Гончаров. В храме Гончаровых крестили, венчали, исповедовали, отпевали. В усыпальнице, примыкавшей к храму, в 1784 году с большими почестями был похоронен Афанасий Абрамович.
В 1930-х гг. храм и усыпальница были разрушены, на этом месте в 50-х годах построили столовую. Но возрождение и новая жизнь усадьбы неотделимы от храма, и в 2010 году было получено благословение на его восстановление.
Усыпальница Гончаровых. Вход свободный.
Перезахоронение останков Гончаровых в часовне храма Спаса Преображения состоялось 12 сентября 2015 г.
Фото 2010 года, начинается восстановление храма.
Отредактировано Loconte (2022-12-06 09:47:30)
Julia
Старший брат. потому что раньше открылся?
все верно. В Калужской области музей открылся в 2016, а в Зеленоградске - в 2021.
что Зеленоградский музей интереснее. А вам как?
они оба интересные, но в Калужской области экспонатов намного больше.
Лена ГМ
Галя, музей очень понравился
прямо очень рекомендую
Можно даже одним днем из Москвы съездить. Там и перекусить есть где и всякие детские развлекалки. Это если с внуком соберешься
По парку мы решили не гулять. Он запущен ди и погода не располагала.
А вот Дом Щепочкина это обязательный объект
Знаменитые конюшни Гончаровых. Здесь содержалось до 250 лошадей.
Дом Щепочкина построен по всем правилам ландшафтного искусства в стиле русского классицизма. Кто строил этот дом - неизвестно, ясно только, что это были московские мастера, возможно, кто-то из учеников Матвея Казакова; кто занимался отделкой, точно сказать нельзя. Но, без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806 – 1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге, некоторые росписи совпали почти буквально. В усадьбе Щепочкина был, вероятно, только небольшой садик (по крайней мере, ничего другого здесь обнаружить нельзя).Недалеко находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. На реке Суходрев находилась мыларня, рядом с ней была сушильня.В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов.
Дом восстановлен, сейчас ведутся работы по внутренней отделке.
Усадебный флигель. Не нашла информацию будут ли его тоже восстанавливать.
Григорий Иванович Щепочкин и А.А. Гончаров с 1732 года были компаньонами Тимофея Карамышева по совместному развитию парусно-полотняного производства в Полотняном Заводе. В 1735 году, после смерти Карамышева, компаньоны «полюбовно разделились». В результате практически рядом сформировались две усадьбы - А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина.
После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 году усадьбу унаследовал его сын Павел Григорьевич, который в 1800 году основал бумажную фабрику в деревне Кондырево, здание он купил у князя М.П. Волконского. Бумажная фабрика в д.Кондырево досталась по наследству дочери Павла - Елене Павловне Мещериновой, её Елена продала в 1853 году англичанину Говарду.
В 1834 году усадьба перешла к другой дочери Павла Григорьевича,Марии Павловне, которая вышла замуж за барона Антона Антоновича Бистрома - генерал-лейтенанта, представителя легендарной фамилии,десять членов которой сражались в войне в рядах русской армии.
Заглянули внутрь.
В Доме Щепочкина сохранились потрясающие расписные потолки. Но нам подняться на второй этаж, где они находятся, не удалось.
В середине XIX века усадьба перешла к их дочери - Александре Антоновне. Она стала второй женой знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова, и в 1850 г. их свадьба прошла в усадебном доме.После венчания семья Пироговых в Полотняном Заводе провела три недели своего медового месяца. Н.И. Пирогов оперировал на походном столе, жена ему ассистировала.
В конце XIX века дом был продан купцу Ершову. В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа Даниила Семеновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили. Кроме того, хозяин на свои деньги построил молельню, а в большом зале дома установил иконостас;по праздникам здесь справляли обедни.
В годы Великой Отечественной войны,в отличие от дома Гончаровых, дом Щепочкина не пострадал.В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты устроили на первом этаже конюшню.После освобождения поселка здание было приведено в порядок. До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа.
В 2018 г. начаты восстановительные работы.
Спустились к реке Суходрев, вид на Дом Щепочкина от реки.
Из последних новостей.
Выставку, посвященную Отечественной войне 1812 года и отображению этой темы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, откроют в Доме Щепочкина в музее-заповеднике "Полотняный завод" в Калужской области. Реставрация здания завершится в 2024 году к празднованию 225-летия со дня рождения поэта, сообщил ТАСС директор Калужского объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов.
"Реставрация и последующая музефикация объекта стала возможна благодаря тому, что дом вошел в план подготовки празднования 225-летия дня рождения Пушкина. Работы будут проведены за счет средств федерального и областного бюджетов до 2024 года. Главная цель - создание экспозиции, посвященной Отечественной войне 1812 года и отражение этих событий в творчестве Пушкина под названием "Гроза 12-го года настала", - отметил Бессонов.
Отредактировано Loconte (2022-12-06 10:13:54)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Путешествия по Калужской области