..........
Мимоходом отмечу, что в Угличе есть целый "букет" нестандартных музеев. Среди них - Музей мифов и суеверий русского народа, Музей тюремного искусства, Музей самокатов, Музей игральных карт, Музей авторской куклы; менее экзотические - музеи авангардного и наивного искусства, кожевенного ремесла, народной игрушки и традиционного искусства, гидроэнергетики. Особое место среди них занимает Музей истории русской водки ( http://visituglich.com/info/museums/rus … useum.html ): во-первых, из-за любви русского народа к этому напитку (сам я её терпеть не могу, поэтому разделить всеобщую страсть не могу), а во-вторых - потому, что Углич в некотором роде считается родиной "водочного короля России" Петра Арсеньевича Смирнова. Правда, родился он не сказать, что близко - в селе Каюрово на другой стороне Волги, и территориально на него с таким же успехом могли бы претендовать тот же Калязин и Кашин, но с административной точки зрения из "конкурса" они вылетают на первом же этапе, поскольку находятся в соседней Тверской области, тогда как Каюрово - в "родной" для Углича Ярославской.
* * * * * * * * * *
Последний из ещё не "охваченных" угличских монастырей - Алексеевский, расположенный в восточной части города на так называемой Огневой горе, где в дославянские времена находилось языческое капище (на самом-то деле это никакая не гора и даже не холм. Максимум - небольшая возвышенность, поднимаясь на которую наклон даже не чувствуется). Название такое пошло вовсе не потому, что собирающиеся здесь язычники были какими-нибудь огнепоклонниками, а из-за того, что сюда во время грозы почему-то чаще всего били молнии, и лес (никаких посадов в этом месте тогда ещё не было) часто горел. Учёные предполагают, что причина этого явления в том, что на "горе" на небольшой глубине залегали железосодержащие руды, которые и притягивали "небесное электричество".
Алексеевский монастырь я назвал последним исключительно в порядке перечисления в своём рассказе, но никак не по его интересности. Напротив, я специально приберёг его на "десерт" (те, кто были в Угличе, естественно, уже давно поняли, почему именно). В отличие от двух других угличских обителей дата его основания известна точно: 1371 год, причём изначально он был Успенским, а своё нынешнее посвящение получил в следующем столетии после канонизации митрополита Киевского и всея Руси Алексия, по воле которого и возник монастырь.
Во время польской интервенции Алексеевский монастырь был разрушен, а его братия и более 500 укрывшихся за стенами обители горожан убиты. В память о них в 1628 году, когда раны Смутного времени начали затягиваться, в монастыре возвели каменную церковь, впоследствии прославившую Углич далеко за его пределами. Она была столь прекрасна, что её прозвали Дивной, и под этим именем она и сегодня известна намного больше, нежели как Успенская (такое посвящение она получила с самого начала).
Кроме своей красоты и грации, Дивная церковь обладает уникальной архитектурной особенностью - она имеет три шатровые главы, напоминающие корону. Подобных храмов в России осталось всего 4: в Вязьме (церковь Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря), в Ярославле (Владимирская церковь), храм Рождества Богородицы в Путинках, что в Москве, на Малой Дмитровке, и здесь, в Угличе. Правда, при желании можно ещё добавить звонницу (но не храм!) Александро-Свирского монастыря в Ленинградской области.
Дивная церковь, конечно, затмевает собой прочие, тоже вполне достойные внимания монастырские сооружения - входные Святые Ворота:
И храм Иоанна Предтечи, построенный в 1681 году:
Его фасад местами украшен маленькими, но яркими изразцами:
А церковь всеми гранями своими
такой прекрасной вышла, что народ
ей дал свое - незыблемое - имя -
ее доныне «Дивною» зовёт.
Возносятся все три ее шатра
столь величаво, просто и могуче,
что отблеск дальних зорь
лежит на них с утра,
а в час грозы
их осеняют тучи.
Этими прекрасными стихами Ольги Берггольц я и заканчиваю свой рассказ о чудесном Угличе - настоящей "жемчужине" Верхневолжья.