я была в нем в 80-е годы и запомнился он мне каким-то ободранным
да мы там были в марте 2009 и он все еще был ободранным)))
видимо, большую работу проделали, что приятно!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Прогулки по Верхневолжью от Калязина до Тутаева (через Углич и Рыбинск
я была в нем в 80-е годы и запомнился он мне каким-то ободранным
да мы там были в марте 2009 и он все еще был ободранным)))
видимо, большую работу проделали, что приятно!
talusha
видимо, большую работу проделали, что приятно!
придется ехать
* * * * * * * * * *
Наутро мы отправились осматривать Углич уже во всех (в рамках своих интересов, разумеется) деталях. И первым делом пошли в местный Кремль, дорога в который идёт от главной городской площади, а к ней - через пересекающую Парк Победы аллею, остроумно прозванную на гугловской карте Туристической тропой. Что ж, она и есть туристическая, а ещё - сувенирная:
Пока мы пробираемся сквозь сувенирные ряды (по чести говоря, так они выглядели уже на обратном пути, а с утра пораньше ещё пустовали), я скажу два слова о том, почему Углич называется Угличем. Хотя на самом деле "тайна сия велика есть": несмотря на множество версий (мне попалось, как минимум, 5), точно этого никто не знает и вряд ли когда-либо узнает. Среди основных гипотез выделяют две: первая заключается в том, что в этом месте Волга делает крутой, практически ровно на 90 градусов, поворот, образуя таким образом некий "угол". Согласно второй, местные жители издревле занимались выжиганием угля, то есть рыли большие ямы, закладывали туда древесину, поджигали её, а потом закрывали сверху листьями и слоем земли. Не получая кислорода, древесина не сгорала, а медленно тлела и спустя некоторое время превращалась в древесный уголь.
Попутно любуемся живописной "картинкой" небольшой "рыбацкой пристани" на небольшой водном рукаве, называемом Каменным ручьем:
И видом вдоль Каменного ручья:
Вот так, слово за слово и взгляд за взглядом, мы оказываемся на огромной площади, где раньше располагались торговые ряды. Трудно представить, но тогда площадь была ещё больше - одних только церквей на ней стояло целых 4! К сожалению, от того величия практически ничего не осталось, и виной тому - не война (до Углича немцы не дошли) и не "противные большевики", любившие рушить всё, что попадалось под руку, а страшный пожар 1921 года, уничтоживший весь исторический ансамбль торговой площади. От него чудом сохранились одна из четырёх церквей и 2 стоящих рядом дома, которые можно видеть на следующей фотографии:
Первый из них - розовый, с аркадой по всей длине фасада - это то, что осталось от торговых рядов. А второй, за ним - Дом купцов Евреиновых, сооружённый уже в конце 19 столетия. Евреиновы были предпринимателями и меценатами, а ещё - патриотами своего города, внесшими большой вклад в его культурное развитие. Свой дом они построили не только для себя: в нём разместились первый в Угличе кинотеатр, богато украшенный театральный зал, кондитерская, гостиница, товарищество Трехгорного пивоваренного завода и компания "Зингер", известная своими швейными машинками. Не удивительно, что столь большое и роскошное здание ныне занимают - догадались?! - конечно же, городские власти разного "калибра".
Ещё одно интересное сооружение на бывшей торговой площади похоже на сказочный теремок. Но это отнюдь не декоративный новодел, "теремок" был построен во второй половине 19 века для размещения в нём ... гауптвахты (!) местного полицейского управления. Вскоре управление упразднили, и в домике сначала разместилась чайная купца Кашинова, а с 1897 года - первая в Угличе публичная библиотека. Вот тогда-то, дабы внешность соответствовала новому "назначению", "теремок" и приобрёл свой сегодняшний "русский" вид с кокошником на фронтоне.
Рассказывают, что с библиотекой связана любопытная история: некая богатая дама завещала всё своё имущество, включая большое собрание книг, своей ... собачке. Не знаю, как уж на деле распорядились с прочим имуществом, а книги как раз и составили основной "библиотечный фонд".
В 1921 году "теремок", как и все прочие здания на площади, пострадал во время пожара, но позже был восстановлен в своём историческом облике, и сегодня в нём находится Музей городского быта.
Рядом стоит немного топорно исполненный памятный знак, посвящённый основным городам Золотого кольца России. В центре расположен герб Углича - самого молодого члена этого престижного союза, включённого в "элитный клуб" совсем недавно - в 2018 году (http://www.goldenringunion.ru/):
..........
Угличский кремль, как это обычно и бывает - самая древняя часть города. Вообще Углич впервые упоминается в летописях в 1148 году, но горожанам больше нравится легенда, согласно которой Углич был основан двумя веками раньше, в 937 году, когда воевода киевского князя Игоря Ян Плесковитич, или Плескович (что означало "пскович") прибыл сюда для сбора дани со своей дружиной и основал крепость, которая и стала прообразом будущего Кремля. Место было выбрано очень удачно - на естественном полуострове, с трёх сторон окружённом водой: спереди - Волгой, а по бокам - речкой Шелковкой и Каменным ручьем. Позже между двумя последними прорыли ров и наполнили его водой - так крепость оказалась на острове.
Несмотря на значительные градоустроительные перемены, ров сохранился до наших дней, и сегодня территорию Кремля с торговой площадью связывает переброшенный через него каменный Никольский (бывший Соборный) мост, сооружённый в начале 19 века. В середине пролёта он колоритно (там, где на поверхность не проступила грязь) вымощен "историческими" булыжниками (хотя кто знает, может, кавычки здесь и излишние...), а по краям - плиткой для более комфортного прохода и провоза, скажем, колясок.
Отредактировано savl (2020-09-09 20:14:41)
По другую сторону моста Кремль начинается торжественным зданием Городских присутственных мест, возведённым в 1810-х годах. В то время Углич был небольшим городком, где проживало меньше 10 тысяч жителей, поэтому в доме уместились не только Городская Дума, но и Магистрат, суд, банк, архив, уездное и приходское училища, да ещё и зал для общественных собраний. Любопытно, что здание имеет два одинаковых фасада: один обращён "наружу", на торговую площадь, а второй - "внутрь", в сторону Кремля.
Проходя по мосту, слева видим Казанскую церковь, которую многократно перестраивали, последний раз - в начале 19 столетия. Она - одна из четырёх, когда-то стоявших на Торговой площади, и единственная из них, пережившая "великий пожар" 1921 года. К ней мы ещё подойдём поближе.
..........
Что нам представляется, когда мы слышим слово "кремль"? Конечно, в первую очередь - стены с башнями. А вот этого в Угличе как раз и нет. Разумеется, Кремль издревле окружали стены, но они никогда не были каменными, а деревянные горели, восстанавливались, снова горели... Судьба последних, сооружённых в середине 17 века из тёсаного соснового леса, решилась очень просто: спустя столетие Екатерина II путешествовала по Волге от Твери до Симбирска (Ульяновска). Побывала она и в Угличе и, увидев полуразвалившиеся укрепления, приказала их снести за ветхостью и ненужностью.
Так что, формально говоря, в современном Угличе нет Кремля (согласно русскому языку, кремль, он же детинец, подразумевает наличие крепостной стены, окружающей город или его центр), а есть лишь кремлёвская территория, на которой, к счастью, сохранились исторические постройки тех времён, когда Кремль был именно Кремлём в полном смысле этого слова. И первая из них - великолепный Спасо-Преображенский собор:
Когда мы подходим ближе, деревья "расступаются", и мы видим, что рядом с собором стоит высокая, в тон ему, колокольня:
В целом же "кремлёвский" ансамбль выглядит примерно так:
Углич, действительно, стал очень привлекательным. От Ростова (где мы жили) до Углича совсем недалеко, но мы побоялись дороги...
savl
В целом же "кремлёвский" ансамбль выглядит примерно так
нашла сегодня фотку где мы всей группой стоим у крыльца того терема, что посерединке, единственный бумажный экземпляр
Рядом стоит немного топорно исполненный памятный знак, посвящённый основным городам Золотого кольца России. В центре расположен герб Углича - самого молодого члена этого престижного союза, включённого в "элитный клуб" совсем недавно - в 2018 году (http://www.goldenringunion.ru/):
у меня неизменно вызывает вопрос, а за что в список включено Иваново
у меня неизменно вызывает вопрос, а за что в список включено Иваново
Аналогично. И, думаю, не только у нас с Вами...
Кафедральный Спасо-Преображенский собор был возведён в начале 18 века на месте разобранного прежнего, отжившего своё. Он объединил в себе формы традиционной древнерусской архитектуры и модный декор нарышкинского (московского) барокко, и этот симбиоз получился удачным: всё гармонично и соразмерно. "Выпирает" только пристроенный в 19 столетии портик в классическом стиле, но тут уж что поделать, редкая аутентичность переживает без потерь активность "улучшальщиков" 18-19 веков... Слава богу, что он только с одной стороны, и благодаря своим относительно небольшим размерам картину в целом не портит.
Портик "изнутри":
И всё же, сколь бы собор ни был хорош снаружи, особую ценность представляют его интерьеры. Войдя внутрь, мы попадаем в ... итальянское палаццо эпохи ренессанса. Его стены (кроме той, где расположен иконостас) расписаны копиями (так пишут, по крайней мере) работ художников Возрождения на евангельские темы - всего 55 композиций. Причём каждая из них выглядит, как отдельная картина, поскольку заключена в написанную на стене массивную декоративную раму, некоторые из которых выполнены под колоннады, дворцовые ворота и т.п.
Центральной композицией является "Преображение" - точная (как пишут) копия одноимённой картины Рафаэля, последней, кстати, в его жизни. Конечно, поскольку собор расписывал крепостной мастер, он вряд ли видел оригинал и, как предполагают, писал свою фреску с раскрашенных гравюр.
Кстати, слово "фреска" я употребил по привычке, но формально неправильно, так как фреска пишется по сырой штукатурке, а все росписи в Спасо-Преображенском соборе выполнены "аль секко", то есть по сухой.
Отредактировано savl (2020-09-11 09:47:16)
***
Среди стенописей собора можно увидеть и другую технику - гризайль. Для неё характерно преобладание одного цвета, как правило - серого (само название пошло от французского слова gris - серый) или коричневого, оттенки которого не только формируют изображение, но и придают ему ощущение выпуклости, рельефности (так называемых нарисованных барельефов). Пример использования гризайля можно увидеть в центре следующей фотографии ("вживую" эффект, конечно, получается намного сильнее).
Ещё одной особенностью оформления соборных интерьеров являются вытянутые снизу вверх овальные медальоны с четырёх сторон свода, которые визуально увеличивают его и без того немаленькую (17 метров) высоту:
Резной, богато оформленный иконостас был изготовлен в 1853 году, однако большая часть наполняющих его икон относятся к 17-18 векам.
И просто фрагмент интерьера:
..........
37-метровая трёхъярусная колокольня рядом с собором появилась в 1730 году. Уже в наше время, в 1984 году на ней произвели замену часов и установили современные, электрические, произведённые на очень известном в советские времена часами "Чайка" Угличском часовом заводе.
Практически сразу же после сооружения Спасо-Преображенского собора рядом с ним возвели отапливаемый зимний храм (тоже в статусе собора), посвящённый Богоявлению Господня. Поскольку нужен он был для чисто утилитарных целей - проведения богослужений в холодное время, с его архитектурой особо не заморачивались. Сегодня в нём находится музей - картинная галерея.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Прогулки по Верхневолжью от Калязина до Тутаева (через Углич и Рыбинск