<<<<< ========== КАЛЯЗИН ============== >>>>>
Калязин, что ни говорить, всё же городок одной достопримечательности, которую наверняка знают даже те, кто не бывал там, а хотя бы просто слышал об этом ныне богом забытом месте (одни дороги в его окрестностях чего стоят!) на границе Тверской и Ярославской областей. Нет, туристическим вниманием он не обделён, несмотря на уже помянутые выше подъездные пути, не самые страшные, но и, мягко говоря, не самые комфортные ни для автомобилиста, ни для его машины - думаю, большинство путешественников, посещающих Углич, так или иначе заезжают и в Калязин. Но то ли из-за того, что та самая достопримечательность, ради которой сюда и едут, прибыли городу не приносит, поскольку является совершенно бесплатной (Остап бы, конечно, что-нибудь придумал на этот счёт, но где их взять, таких Остапов, в нынешней России?!), то ли в силу более традиционных (к сожалению!) для российской глубинки причин - их все знают, поэтому уточнять не будем, выглядит Калязин удручающе. "Город произвёл угнетающее впечатление - слишком много в нём запущено… А ведь в любой европейской стране из него наверняка сделали бы "конфетку" - потенциал тут огромный" - так 2 года назад я писал об Осташкове. И теперь практически слово в слово могу повторить то же самое о Калязине.
Какой потенциал? Да город на берегу Волги находится со всеми вытекающими отсюда пейзажами, куда уж больше - для креативного управленца этого "материала" было бы более чем достаточно. Тем более что главная "палочка-привлекалочка", то, что называют "брэндом" или "визитной карточкой", уже существует. Калязинцы, конечно, пытаются что-то сделать - даже Усадьбу Бабы-Яги соорудили, но, чтобы что-то всерьёз изменить, нужны усилия совершенно другого масштаба (и дороги - не последняя их составляющая).
Ну а пока - имеем то, что имеем. Ирония судьбы заключается в том, что главной достопримечательностью города, находящегося в упадке, является как бы под стать ему полузатонувшее сооружение, известное как Калязинская колокольня. Её построили в 1800 году при Никольском соборе конца 17 века, который, в свою очередь, был частью Николо-Жабенского монастыря. В архитектурном плане колокольня не представляет ничего особенного - типовой классицизм, подобных которому можно встретить в каждом мало-мальски приличном уездном городе. Но сам антураж, то, что башня как будто вырастает из-под воды, и привлекает сюда множество туристов.
Смотреть на неё, конечно, надо в хорошую погоду, на фоне голубого неба - и тут нам крупно повезло. Мы прибыли в Калязин в сильный дождь и даже минут 10 посидели в машине, дожидаясь его окончания (видно было, что туча проходит и скоро уйдёт совсем), но когда вышли на волжский берег ... даже я, не фанатеющий от пейзажных красот вообще и среднерусских в особенности, замер в восхищении - столь прекрасным было зрелище, столь великолепной выглядела колокольня в лучах уже предзакатного солнца на фоне умытого дождём голубого неба и воды, в которой это же голубое небо отражалось.
Как колокольня оказалась чуть ли ни посреди Волги, думаю, половина уже знает, а половина догадалась: причина тому - обширное затопление земель в результате строительства Угличской ГЭС, входящей в систему Волжско-Камского гидроэнергетического каскада, и образования Угличского водохранилища. При этом под воду ушли не только более 200 деревень и сёл, но и исторический центр Калязина, знаменитый в те времена Троицкий Макарьев монастырь, который посещал ещё в 15 веке Афанасий Никитин, а также монастырь Николы на Жабне, собор которого "по-хозяйски" разобрали на стройматериалы, а колокольню оставили. Естественно, думать о ней, как о некоей достопримечательности или просто историческом памятнике никому и в голову не приходило, всё объяснялось чисто прагматическими соображениями: колокольня выполняла функции маяка, оповещая о крутом - чуть ли ни на 180 градусов - повороте реки в этом месте. Когда "маяк" накренился, башню хотели снести, но пока думали да гадали, времена изменились, и в конце 1980-х годов фундамент колокольни укрепили, вокруг неё насыпали искусственный островок, где соорудили причал для лодок. Так она и стоит до сих пор и даже выполняет свою первоначальную задачу, периодически оглашая окрестности колокольным звоном (новые колокола были отлиты и установлены в 2016 году).
При желании до островка с колокольней и сегодня можно добраться без проблем: не берегу дежурят, как таксисты на вокзале, частные речные "извозчики", предлагая всем, пришедшим на берег, совершить "мини-круиз". Предложили и нам, но мы отказались, рассудив, что, как и у почти любой крепости, самое красивое в Калязинской колокольне - вид на неё со стороны, в данном случае - с берега. Тем более что с точки зрения живописности панорамы расстояние до неё получается идеальное: не близко и не далеко.
Волжские пейзажи Калязина без колокольни (хотя её тут, как Эйфелеву башню в Париже, "убрать" из кадра проблематично):