<<<<< ========== КИМРЫ ============== >>>>>
Изначально Кимры в планы этого путешествия не входили - их просто не было в моём туристическом "фокусе". То есть я слышал, что есть такой городок, но кто он, что он и где он - понятия не имел (можете начинать стыдить меня!). Но когда маршрут уже был свёрстан, я случайно увидел то ли ролик какой на Ютьюбе, то ли фото где попались -и оказалось, что Кимры являются, как я это сразу назвал для себя, ничем иным, как столицей русского (по крайней мере, среднерусского) деревянного модерна. О как!
Вот удивительно: я человек абсолютно не дачный, и вообще не деревенский, но интересные деревянные строения мне нравятся - недаром я стараюсь при малейшей возможности посещать все попадающиеся в моих поездках "под руку" музеи деревянного зодчества (вот только в Семенково под Вологдой не поехали, но совершенно осознанно, поскольку там, на мой вкус, просто смотреть нечего). Конечно, будь Кимры в стороне от "стратегической линии" нашего путешествия, я бы не стал ломаться ради них, как не стал "гнуть" маршрут из-за Кашина, побывать в котором, в идеале, хотелось бы. Но они оказались практически по пути: просто не одной дорогой проехать от Дмитрова до Калязина, а другой, а плюс-минус полчаса в общей картине погоды всё равно не делали. Да и на нормальный обед там можно было рассчитывать, не весь же день бутербродами да огурцами (получается так, что наши поездки проходят в основном в "огуречный" сезон, а наши друзья-сопутчики, в отличие от нас, как раз заядлые дачники ) питаться...
Вот так извилистая во всех отношениях кривая этого путешествия привела нас в Кимры.
..........
Вообще Кимры - городок любопытный во многих смыслах и с очень интересной историей, которая порой выписывала такие повороты, что остаётся только диву даваться... Городом, кстати, он стал только в 1917 году (таких в известные времена называли "ровесниками Октября"), а до того числился селом, но селом непростым, а, во-первых, довольно крупным (согласно "Википедии", "в 1635 году в нём насчитывалось 104 двора, тогда как обычные сёла того времени насчитывали 10-15 дворов"), а во-вторых, если не богатым, то зажиточным - особенно после того как во второй половине 17 века Кимры становятся, как это сейчас сказали бы, крупным центром обувной промышленности. Есть мнение, что причина тому - местные неплодородные земли, не благоприятствовавшие сельскому хозяйству, а потому, поразмыслив, начали кимряки шить обувь, да так активно, что, по словам той же "Википедии", "более половины крестьянских семей Кимр занималось сапожным промыслом". Заказчиков особо искать не приходилось: Москва неподалёку, да и события исторические удачно сложились, не зря же говорят "кому война, а кому мать родна" - ничего циничного сказать не хочу, но во время Северной войны, в 1708 году, когда шведские войска Карла XII двинулась на Смоленск, кимряки получили заказ от канцелярии Петра I на поставку для русской армии нескольких тысяч пар обуви (сапог и башмаков), а также кожаных мундиров и даже сёдел. Ещё большие военные заказы последовали и в начале 19 столетия: в истории сохранился любопытный факт - царь Александр I "в знак монаршей признательности населению Кимры за поставку обуви на армию в 1812 году" подарил селу ... батарею пушек, из которых потом стреляли в праздничные дни. Правда, есть легенда (а может, и не очень легенда...), что одновременно кимряки втихомолку умудрились (ничего личного, просто бизнес!) продать армии Наполеона большую партию тёплой зимней обуви, в которой французы, не рассчитывавшие на зимнюю компанию, сильно нуждались. Говорят, что царь, прознав о том, в сердцах назвал кимряков козлами, но далеко идущих "оргвыводов" делать не стал. На мой взгляд, именно это и ставит легенду под сомнение: ведь "по законам военного времени" подобный факт тянул не менее чем на "измену родине"...
На пике процветания села в Кимрах возвели великолепнейший монументальный Покровский собор, бывший - думаю не ошибусь, если скажу так - достойным украшением всего Верхневолжского региона (собор, как и многие ему подобные, пал жертвой большевистского террора в 1930-х годах, причём - впору вспомнить легендарное "врагу не сдаётся наш гордый "Варяг" - его попытались разобрать, но так и не смогли это сделать из-за специфической кладки стен, после чего решили банально и уже привычно взорвать).
С серединой того же 19 столетия связан ещё один любопытнейший эпизод в истории Кимр: к тому времени многие сельчане уже были вполне зажиточными людьми, но продолжали, как и прочие, оставаться крепостными. И вот что произошло: в 1846 году владевшая Кимрами Юлия Павловна Самойлова, представительница знатного дворянского рода Скавронских, происходящего от родственников императрицы Екатерины I, после завершения почти 20-летнего романа с художником Карлом Брюлловым вышла замуж за итальянского тенора и, решив переехать с мужем в Европу, начала распродавать свою российскую "недвижимость". Прознав об этом, кимряки обратились к Николаю I с просьбой выкупиться всем селом из крепостной зависимости. Российское правительство не возражало, но запросило за это огромную по тем временам сумму: 495 тысяч рублей серебром. Таких денег у сельчан не было, поэтому они были вынуждены взять кредит под проценты на 37 лет (до отмены крепостного права оставалось всего 15 лет, но кто ж тогда знал об этом!) и всё же стали вольными людьми.
Обувное производство обуви в Кимрах продолжало расти вплоть до Октябрьской революции: в конце 19 века кимряки ежегодно изготавливали до двух с половиной миллионов (!) пар обуви и даже удостоились упоминания в книге Ленина "Развитие капитализма в России", а в 1906 году в городе (точнее, всё ещё в селе - говорят, что местные промышленники и купцы всячески препятствовали получению городского статуса из-за разницы налогов для городов и сёл) была построена обувная фабрика "Якорь". Так что памятник сапожнику - возможно, не самая эффектная, но уж точно самая символичная достопримечательность нынешних Кимр.
..........
Ну а главная "фишка" в Кимрах - уникальные, потрясающие деревянные дома в стиле модерн, сооружённые богатыми сельчанами - а впоследствии и горожанами, в конце 19-начале 20 столетий, а также во времена НЭПа ("советского капитализма"), причём многие из них являются деревянными. Таковых здесь довольно много, но задачи увидеть все мы не ставили - в конце концов, Кимры были всего лишь промежуточной точкой на самом напряжённом дневном отрезке нашего маршрута. Но наиболее значительные - по крайней мере, которые считаются таковыми - посмотрели.
Мы, следуя из Дмитрова, заезжали в Кимры с юга, где "трасса" (нельзя же её всерьёз называть столь гордым словом!) Р116 переходит в городскую улицу Орджоникидзе. На ней расположен целый "куст" деревянных домов (с номерами от 24 до 30) в стиле "деревенского модерна", построенных уже после революции, в период НЭПа. Многие из них иначе, как сказочными, и не назовёшь:
Отредактировано savl (2020-09-01 10:22:41)