..........
И всё же у всех свои вкусы, у Кустодиева свои, у меня свои, и моим фаворитом на Романовской стороне стал пятиглавый Крестовоздвиженский собор, сооружённый в середине 17 столетия, но кажущийся намного старше, чем-то напоминая мощные древние храмы Пскова и Новгорода. Он расположен на территории старого городища, обнесённого в 15 веке земляными валами, фрагменты которых мы можем видеть и сегодня:
Умышленно это было сделано или просто "так вышло" (думаю, скорее, второе), но собор очень гармонирует с валами: он выглядит приземистым, основательным, неприступным, как будто вросшим в землю, как огромный гриб посреди поляны. Да и вообще, тутаевский Крестовоздвиженский собор - один из самых красивых храмов, что я когда-либо видел. И не понять, что в нём такого особенного: вроде, всё просто, традиционно, и декор минимальный, а смотришь - и глаз не можешь оторвать. Может, своими пропорциями или тем, что называется "чистотой линий"? Не знаю, да и какая разница - главное, берёт за душу, и всё тут...
Даже то, что колокольня, вопреки всем традициям и обычаям, ниже самого храма (его центральной главы), только добавляет всему ансамблю шарма и архитектурного единства. При всей его мощи он на расстоянии представляется игрушечным, создаётся ощущение, что подведи под него ладони - и он окажется на руках...
Изнутри собор расписан известным русским живописцем 17 века Гурием Никитиным. Его имя, возможно, слышали не все, но многие, тем не менее, видели его творения, поскольку практически все соборы и церкви, составляющие его "послужной список", входят в "высшую лигу" исторической архитектуры России. Судите сами: Архангельский собор и церковь Спаса Нерукотворного в московском Кремле, самая известная церковь Ярославля - Ильи Пророка, Троицкий собор костромского Ипатьевского монастыря и Богоявленский собор в той же Костроме, Спасский собор самого красивого в Суздале Спасо-Евфимиева монастыря, Успенский собор Ростовского кремля, Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском... Но первой крупной работой Гурия Никитина стало оформление именно Крестовоздвиженского собора в Тутаеве (тогда, естественно - Романове).
Никитин работал в Тутаеве дважды: сначала, сразу после постройки собора, будучи ещё начинающим живописцем, он вместе с ярославскими художниками расписывал галереи. А в 1676 году, уже став хорошо известным, руководил росписью основной части храма. Примечательно, что соборные фрески никогда не поновлялись, а потому сегодня не все они имеют цельный вид. Зато мы везде видим "первоисточники", подлинники, не искажённые подчас корявой рукой реставраторов, видим настоящего Никитина, его цвета, свойственные ему художественные приемы, названные современными специалистами "формулой Гурия Никитина":