..........
По безымянному мосту (он был виден на одной из предыдущих фотографий) мы перешли Тьмаку и оказались в бывшем Загородском посаде, который примыкал к кремлю и составлял основную часть той территории, которую сегодня можно назвать историческим центром Твери. Ну а мини-центром этого макси-центра является нынче пешеходная Трёхсвятская улица длиной чуть менее полутора километров, проходящая с юга на север до самой волжской набережной. Как и многие другие центральные улицы, она появилась в результате екатерининской планировки города, созданной, напомню, после пожара 1763 года, когда вся центральная часть Твери полностью сгорела. А название своё она получила, поскольку вела к не сохранившемуся до наших дней Трёхсвятскому монастырю. В советское время её переименовали в улицу Урицкого (который, кстати сказать, ничего общего с Тверью никогда не имел), но в 1991 году её доброе имя вновь восстановили.
"Пришлые люди" частенько называют Трёхсвятскую "тверским Арбатом", на что, как говорят, местные жители сильно обижаются. Возможно, в силу "исторической памяти" - когда-то непростых, мягко говоря, отношений с нынешней столицей, с описания которых я и начал этот рассказ, но главное, скорее всего, просто потому, что каждому было бы не очень приятно, если б любые его сердцу места называли чужими именами: зачем быть "вторым тем-то и тем-то", являясь "первым таким-то"?
Если совсем честно (тверичане, не читайте это!), "местный Арбат" (ну вот, и я туда же!.. ) не впечатлил ни разу. Возможно, он хорош для тусовок и бесцельного променада в хорошую погоду, для всяких, простите за выражение, селфи, но смотреть там совершенно нечего. Собственно, это было понятно ещё до поездки - слава богу, есть такое чудо техники, как гугловский жёлтый человечек, так что на Трёхсвятскую мы забрели не ради впечатлений, а исключительно логистически.
Нет, на самом деле, одна цель здесь у нас всё же была: пообедать в кафе местной едальной сети "Сковородка" ( http://scovorodka.com ), работающей по принципу "быстро-дёшево-вкусно" и имеющей в интернете практически на 100% отличные отзывы. Кто читал раньше мои рассказы, возможно, уже заметил, что гурман из меня никакой, рассиживаться за столом долго не люблю, так что именно формат "Сковородки" пришёлся очень кстати. И могу подтвердить, что да, действительно - Быстро! Дёшево!! И вкусно!!! Очень вкусная солянка (суп), причём предлагают даже два варианта: обычную и из сёмги, а уж гарнир из нута меня просто сразил - казалось бы, откуда в тверской точке быстрого общепита нут? А он есть, и приготовлен был ооочень вкусно.
Внутренний антураж в кафе тоже довольно приятный: из тех, про которые говорят "просто, но со вкусом":
Главная (и, на мой взгляд, единственная) достопримечательность Трёхсвятской - большие (высотой аж 5 метров!) "напольные" часы, стилизованные под 19 век, установленные 5 лет назад (то есть в 2015-м) на пересечении с бульваром Радищева. Сделанные, между прочим, в Беларуси, в Минске. Пишут, что в тёмное время (возможности лично удостовериться в этом по понятной причине не было) автоматически включается подсветка циферблата. В общем, сплошная романтика, так что не удивительно, что в интернете их прозвали "часами для влюблённых"
Если приглядеться (а я специально для этого увеличу фрагмент фотографии), на циферблате можно увидеть две любопытные особенности: во-первых, римская цифра "4" почему-то написана не как привычное "IV", а в виде четырёх единичек - "IIII". А во вторых, в нижней части указан год основания (которым, как и у большинства древних городов, считается дата первого летописного упоминания) Твери: 1135. Что на целых 12 лет раньше, чем Москва - для тверичан, думаю, это особый предмет вполне понятной гордости
Часы имеют 4 циферблата "на все стороны света" и с бульвара Радищева, на который мы здесь свернули, выглядят точно так же:
..........
Теперь нам предстоит "технический перегон", на котором ничего особо заслуживающего внимания нет (памятник Михаилу Кругу к таковым я не отношу, поскольку не являюсь почитателем ни его лично, ни жанра в целом). Поэтому чисто пунктиром отмечу, что сбоку остался парк с фонтаном:
А в глубине парка - ещё советский (и, как пишут, первый в СССР) памятник Салтыкову-Щедрину, кстати, работы известного скульптора О. Комова (Андрей Рублёв перед московским Андрониковым монастырём, Ярослав Мудрый в Ярославле, множество Пушкиных, хороших и разных, в том числе - в Мадриде, и многое другое). Сам же Салтыков-Щедрин здесь - совсем "не для мебели", не "чтоб был". И дело даже не в том, что родился известный писатель в Тверской губернии: оказывается (я этого не знал), Михаил Евграфович в течение двух лет занимал пост вице-губернатора Твери, причём переведён он сюда был с должности ... вице-губернатора Рязани! Да, мало и однобоко мы знаем великих людей (если хотите, могу заменить "мы" на "я", но подозреваю, что я не одинок в этом; помнится, год назад я случайно прочитал биографию Тургенева - ну с чем он, если честно, у нас ассоциируется? С воздушными "пастельными" тургеневскими барышнями? А оказалось, личностью он был такой ... впрочем, это уже совершенно другая история, хотя ну просто не могу отказать себе в желании упомянуть всего об одном факте: канцлер Германской империи называл Тургенева лучшим кандидатом на должность российского премьер-министра и после беседы с ним сказал: "сегодня я говорил с самым умным человеком России").
В начале небольшого сквера, названного Театральной площадью, поскольку он граничит со зданиями драматического театра и филармонии, высится бюст А. С. Пушкина:
Его автором является, как говорится, "хорошо известная в узких кругах" (в основном в профильных) скульптор Екатерина Белашова, обладавшая огромным числом профессиональных и государственных регалий ("скромно" назовём только одну: первый секретарь Союза художников СССР в 1968-1971 годах). А интересен бюст тем, что выполнен по посмертной маске поэта, так что лицо Пушкина здесь передано реалистичнее, чем на многих и многих прочих памятниках. Создан он был в 1972 году для конкурса на установку в Питере (тогда, естественно, в Ленинграде) на Чёрной речке, на месте злосчастной дуэли. Но в "тендере" победил другой претендент, после чего Е. Балашова решила подарить свою работу Твери.
Меня, признаться, удивил мрачный чёрный цвет памятника, но вот сейчас я прочёл, что изначально он таковым не был и пал жертвой странной "креативности" городских властей всего год назад. Пишут, что решение сие встретило активное непонимание и даже возмущение многих горожан, но... сделанного, видимо, назад уже не вернуть, в стране другие проблемы появились...