Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Некоторые владения очень протяженные, например, вот здесь виднеется огромный парк, который ступеньками спускается к морю и над дорожкой сооружен балкончик. Саму виллу с дорожки, разумеется, не видно, но деньги, судя по всему, вложены серьезные.
Дорожка в одном из мест портится, идти приходится прямо по камням, но через пару километров дорожка снова становится цивилизованной, а ближе к городу вокруг снова появляются пальмы и прочая пышная растительность.
Манделье -очень симпатичный замок, выигрышное расположение у самой воды. Антиб -мне не хватило картинок старого города (понимаю, погода бррр), коль я там не была, то хотелось получить более полное представление о старом городе.
О Грасе до поездки я нарочно не читала. Очень хотелось приехать - и увидеть, что там сейчас и удивиться или порадоваться, что оно совпало с описанием города в "Парфюмере"
Через два часа он стоял на вершине плоскогорья, а перед ним на много миль вокруг расстилался бассейн реки, нечто вроде гигантской ландшафтной чаши, края которой составляли мягко возвышающиеся холмы и крутые горные цепи, а далекое устье покрывали свежевспаханные поля, возделанные сады и оливковые рощи. Совершенно особая, интимная атмосфера заполняла эту чашу. Хотя море было так близко, что его можно было видеть с вершин холмов, в ней не было ничего морского, ничего солоновато-песчаного, ничего открытого — лишь тихая отъединенность, словно побережье находилось на расстоянии нескольких дней пути. И хотя к северу возвышались большие горы, на которых еще лежал и еще долго будет лежать снег, здесь не ощущалось никакой дикости или скудости, никакого холодного ветра. Весна здесь продвинулась дальше, чем в Монпелье. Мягкая дымка укрывала поля, как стеклянный колокол. Абрикосовые и миндальные деревья стояли в цвету, и теплый воздух был пронизан ароматом нарциссов.
На другом конце этой большой чаши, примерно в двух милях, лежал или, лучше сказать, лепился к крутизне гор некий город. На расстоянии он не производил слишком помпезного впечатления. Там не было мощного, возвышающегося над домами собора, а только пупырышек церковной колокольни, не было доминирующей над пейзажем крепости, не было какого-нибудь великолепного здания. Стены отнюдь не казались неприступными, тут и там дома выпрастывались из-за своих оград, как бы стремясь к ровной поверхности, и придавали этой мягкой картине слегка растрепанный вид. Казалось, этот город слишком часто подвергался захвату и снова высвобождался, он как бы устал оказывать серьезное сопротивление будущим вторжениям — но не по слабости, а по небрежности, или даже из-за ощущения своей силы. Он как будто не желал тщеславиться. Он владел большой ароматной чашей, благоухавшей у его ног, и, казалось, этим довольствовался.
Этот одновременно невзрачный и самоуверенный городок назывался Грас и вот уже несколько десятилетий считался бесспорной столицей торговли и производства ароматических веществ, парфюмерных товаров, туалетных сортов мыла и масел.
По описанию в книге мне казалось, что это должен быть городок а-ля что-то из тосканских городков на склоне холма. Возможно, когда-то он таким и был. Сейчас же оказалось, что со временем Грас стал более чистым и менее средневековым. Кстати, хорошо он и поля вокруг него показаны в одном из серии французских детективных фильмов "Убийства в..." (я вообще их смотрю ради картинки) - "Убийства в Грасе"
От станции мы поднимаемся в Старый город. Довольно быстро выходим прямо к фабрике "Фрагонар" (справа от входа в здание имеется бесплатный туалет), где на ресепшен узнаем, что следующая бесплатная экскурсия на английском через час и идем гулять по городу.
За фабрикой красивый сквер, но в наш приезд (январь 2020) его реконструировали (клали плитку и бордюры). А через дорогу - небольшой дом-музей одного из известных местных парфюмеров. К слову сказать, кроме "Фрагонар", самой известной парфюмерной местной марки, в Грасе есть и фабрики, и магазины еще двух марок, и в следующий свой приезд сюда, наверное, сходим на экскурсию на другую фабрику.
Вот, к примеру, магазин Галимар
А "Фрагонар", несмотря на то, что его магазины буквально бросаются вам в глаза в Ницце, Каннах, Марселе и т.п., имеет не так уж много магазинов во Франции и совсем не имеет их в России, поэтому духи этой марки в наших магазинах идут как "нишевые" и на них накручивают 2,5-3 цены, поэтому если что-то понравилось, стоит взять сразу и побольше (и это не фигура речи, учитывая, что в магазине марки продают духи даже в объеме 600 мл). Важно! в местном турбюро, расположенном в верхней части Старого города, есть буклеты "Фрагонара", дающие право на 10% скидку в магазине. Мы после экскурсии сделали покупку, потом уже дошли до турбюро, взяли буклетов и вторую часть шоппинга делали уже с этой скидкой.
Нотр-Дам-дю-Пюи (1154), в котором хранятся мощи святого Гонория, основателя Леринского аббатства. Собор выстроен в ломбардской технике из камня, взятого с римского мемориала в Ля-Тюрби. Внутри собор поделен на три нефа циклопическими колоннами.
Триптих Луи Бреа «Святой Оноре, папа Климент и святой Ламберт» (1524)
немного Рубенса
картина Фрагонара «Омовение ног» (1754) - к слову сказать, парфюмер Фрагонар и художник Фрагонар не родственники, а однофамильцы
монументальное распятие, созданное в 1830 году, и ранее находившиеся на площади перед собором
Вернулись на экскурсию. Вместе с нами на нее пришла еще одна русская семья:) на самом деле я думаю, что, как и на экскурсии на коньяный завод в Ереване, вас водят по специальным помещениям, рассчитанным не на производство, а на показ технологии для туристов, но все равно познавательно. Начинается все с карты мира, где помечено, какие экстракты из какой страны везут в Грас - вы знали, что из России в Грас везут лаванду (да-да, лаванду!) и ромашку?
Далее показывают разное оборудование, фильтры, перегонные кубы, заканчивается экскурсия выходом в магазин. По дороге можно увидеть лабораторию, где два раза в неделю проводят индивидуальный сбор духов под заказчика (можно прийти с улицы и сделать себе духи, стоит 60 евро).
Старый город. Местный магазинный упор на парфюмерию, авторские штучки. Мы случайно наткнулись на антикварный магазин, где в коробке у входа нашла маленький старый японский молочник за 1 евро. Даже не поверила, что цена настоящая, Денис был командирован в магазин спросить, правда ли 1 евро - оказалось, правда. Теперь у меня в нем стоит букетик цветов липы.
Памятник знак из истории наполеоновских войн:
В 1815 году Наполеон I высадился в бухте Гольф-Жюан и с небольшой армией пошёл на Париж путём, который впоследствии назовут дорогой Наполеона. В типографии Граса, расположенного в 15 километрах от места высадки, было напечатано воззвание к народу и армии.
Отдельно хочу отметить несколько музеев Фрагонара в городе, все они расположены вокруг фабрики. Вход свободный, музеи небольшие, на выход, натурально, торгуют парфюмерией, мылом, иллюстрированными альбомами. Платным был один музей, расположенный ниже фабрики, за все прочие не платили.