Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Германия » Дрезден. История одной картины в картинах:


Дрезден. История одной картины в картинах:

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

Дрезден. Галерея Старых мастеров

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

http://se.uploads.ru/shM7V.png

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Написал об этой картине А.С.Пушкин в 1830г.


Женская фигура, облаченная в прекрасное платье, выплыла из облаков, она несла чудесного ребенка. Глубокое чувство пронзило меня, и я залился слезами, которые невозможно было остановить. Я пытался сдержаться, и тогда я узнал, что картина, которая так глубоко ранила меня, и есть то самое знаменитое полотно галереи
– Мадонна Рафаэля. Хенрик Стеффенс 1799 г.

Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас. И зрелище это, волнует и по сей день.

Сколько прекрасных слов было о ней сказано давно уже во всем мире.
Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден в Галерею Старых мастеров к "Сикстинской мадонне":

http://se.uploads.ru/lqJ7p.png

http://se.uploads.ru/Go8g5.png

Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах.

Жуковский писал: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно… Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека… В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".

Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем…"

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".

Достоевский видел в "Сикстинской Мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".

Герцен уловил в ее глазах отчаяние. Все же в них больше милосердия. В задумчивой, беззащитно-провидящей мадонне есть и порыв, и остановка. И идет она, и парит. Взгляд неуловим: смотрит и на вас, и далеко-далеко; что-то знает, что-то видит…

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать"

Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.

«Флоренция на Эльбе» – такой лестный титул Дрезден обрел в эпоху Просвещения не в последнюю очередь благодаря тому, что стал домом для шедевра Рафаэля, которому в прошлом году исполнилось ровно 500 лет.

В Дрездене подготовили уникальную выставку, рассказывающую об истории знаменитого полотна с момента создания до наших дней.

0

2

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. "Сикстинская Мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг.

Донна Велата. Рафаэль 1512-1513 (Палантинская галерея, Флоренция)

http://se.uploads.ru/DHrJO.png

В этой женщине Рафаэль, должно быть, видел идеал женской красоты, черты которого просматриваются и в образе Сикстинской Мадонны.
Донна Велата – одно из прекраснейших женских изображений, созданных Рафаэлем. Имя той, с кого писался портрет, неизвестно.

Сон Рафаэля. Франц Рипенхаузен, Иоханнес Рипенхаузен 1821г. (Собственность Фонда Рачинских в Национальном музее, Познань)

http://se.uploads.ru/pAGYM.png

Мотивом этого полотна братьев Рипенхаузенов стала легенда, связанная с созданием Сикстинской Мадонны. На картине изображен погруженный в сон художник, черты которого напоминают Рафаэля. Он сидит перед незавершенной Мадонной, держа в правой руке кисть. Перед ним явление Девы Марии с младенцем, окутанное божественным светом. Картина немецких мастеров наводит на мысль, что идея создания Сикстинской Мадонны возникла у Рафаэля под влиянием видения Богородицы.

Вилла Рафаэля в Риме. Эрнст Фердинана Оме. 1834г. (Частная коллекция, Вюрцбург)

http://se.uploads.ru/xIwci.png

Сикстинскую Мадонну сопровождает много легенд. Некоторых писателей, например, взволновал вопрос о том, кто был моделью для Мадонны: безымянная Донна Велата или же знаменитая дочь пекаря, возлюбленная Рафаэля?
Оме иллюстрирует, как Рафаэль мог найти модель для Марии с младенцем. Великий Рафаэль, одетый в черное, проходит по залитому солнечным светом парку Виллы Боргезе и видит в одной из лоджий молодую мать с ребенком.

Дорогу Великому Рафаэлю! Адольф фон Менцель. 1855-1859гг. (Германский национальный музей, Нюрнберг).

http://se.uploads.ru/fh1bM.png

http://se.uploads.ru/kLrNR.png

После завершения двухгодичных переговоров с Римским папой, властями и таможенными учреждениями, 21 января 1734 года Сикстинская Мадонна покинула Пьяченцу. Зимой картина пересекла Альпы, а 1 марта 1754 года шедевр Рафаэля был выставлен в зале для аудиенций Дрезденского замка-резиденции. Как гласит легенда, со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!» Август III собственноручно отодвинул трон для того, чтобы свет лучше падал на картину. Этот момент и изобразил Менцель.

Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую Мадонну. Иоганн Фридрих Бури 1808-1809гг. (Музейный ландшафт земли Гессен в Касселе)

http://se.uploads.ru/WpxfD.png

Иоганн Фридрих Бури после окончания учебы в Риме поселился в Берлине и преподавал живопись сестрам короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. В картине Бури заложен двоякий смысл, так как мотив, который изображает художница, и она сама соотнесены друг с другом. Голова принцессы Августы закрывает лицо Мадонны. Таким образом, она как бы заступает на место Богоматери, одновременно перенимая функцию Рафаэля, создавая картину.

Мерц-композиция. Валет, младенец, Мадонна и лошадь (гхмЪ)..Курт Швиттерс. 1921г. (Музей Шпренгеля, Ганновер)

http://se.uploads.ru/kYnPg.png

Курт Швиттерс, создатель так называемых «мерц-композиций», коллажей, состоящих из найденных предметов и вырезок из газет, соприкоснулся с Сикстинской Мадонной во время своей учебы в Дрезденской академии художеств. Интересно, что в этом коллаже он проявляет сдержанность в приеме отчуждения Сикстинской Мадонны.В репродукции картины он заклеил ангелочков и изменил лицо Богоматери, наклеив на него головку молодой женщины с короткой стрижкой и в шляпке.

Кришна и Яшода М. Аббайи 1920-1930гг.

http://se.uploads.ru/d63DF.png

Эта цветная литография представляет собой один из важных примеров восприятия Мадонны в международном масштабе. Традиции адаптации сакральных художественных мотивов. Аббайи перенимает мотив стоящей Мадонны с младенцем на руках. Место Иисуса занимает Кришна, который в индуизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.

Спасенная Мадонна. Михаил Корнецкий. 1984-1985гг. (Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия)

http://se.uploads.ru/hw69I.png

На десять лет дрезденские картины исчезли в советских хранилищах. Для объяснения такого долгого периода их отсутствия была создана «легенда о спасении». Согласно ей во время Второй мировой войны полотна хранились в ужасных условиях и поэтому им требовалась реставрация в Советском Союзе. Некоторым картинам действительно необходима была реставрация, большая же часть, как и Сикстинская Мадонна, находилась в хорошем состоянии. В стиле социалистического реализма Корнецкий иллюстрирует «спасение» шедевра советскими солдатами и реставраторами.

http://se.uploads.ru/I8plA.png

А это узнаете?

http://se.uploads.ru/IqS0k.png

Вышивка

http://se.uploads.ru/a9gmv.png

Примерно в 1800 году оба ангела с нижней части картины были впервые выделены в качестве отдельного живописного мотива. С тех пор у них началась своя собственная «карьера»…..в области искусства дизайна и китча))))

Фейрбенковские ангелы 1890 г. Рекламная открытка фирмы по переработке свиного жира.

http://se.uploads.ru/6qrOd.png

http://se.uploads.ru/s4Yj9.png

http://se.uploads.ru/LeD5t.png

Вот такие трансформации…………………мы видим в наши дни….

От духовной чистоты и света тех веков…до……………………………….
Общества потребителей…подтирающихся ликами ангелов...уВы.

Отредактировано Чудная (2014-09-14 00:20:25)

0

3

Чудная написал(а):

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

Извиняюсь, конечно, но Юлий II умер в 1513 году будучи папой лет десять.

0

4

Чудная написал(а):

Место Иисуса занимает Кришна, который в иудаизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.

Думаю, стоит поправить на индуизм :)

0

5

Странно, в 19 веке это картина номер 1. В 20 веке картина номер 1 - Джоконда

0

6

DM написал(а):

Чудная написал(а):

Место Иисуса занимает Кришна, который в иудаизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.Думаю, стоит поправить на индуизм

КошмАр какой.. :confused:
Спасибо!
Поправила!

0

7

DM написал(а):

Чудная написал(а):

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.Извиняюсь, конечно, но Юлий II умер в 1513 году будучи папой лет десять.

Да.
Вы правы.
Картина была заказана папой Юлием II, поводом послужила его победа над французскими войсками летом 1512 года. (С)

0

8

Возможно..

http://se.uploads.ru/h7G53.jpg

0

9

Кстати, в некоторых рейтингах (ох уж эти рейтинги) Сикстинская Мадонна вообще отсутствует
http://ru.wahooart.com/Art.nsf/O/98AGVC

Впрочем, во многом понятно. Надо куда-то убогих художников 20 века запихнуть, соответственно, убрав мастеров прошлого. Правда, согласен, Сикстинская Мадонна в своё время превратилась в кич. Не по исполнению, а по растиражированию, конечно.

0

10

Извиняюсь за назойливый оффтоп, но это интересно, как великие картины превращаются в заезженный кич. Парадокс - картина как была, так и остаётся великой, но сознание перестаёт её воспринимать. Т.к. надоедает.
В советские времена (до 80х) была попытка внедрения искусства в жизнь. Масса репродукций известных картин, в основном российских мастеров, где только не висели. От этих картин, думаю, многих уже подташнивало. Список несчастных картин, уверен, все помнят: "Богатыри" Васнецова, "Девятый вал" Айвазовского, "Утро в сосновом лесу" и "Рожь" Шишкина, "Грачи прилетели" Саврасова (я уже не могу адекватно воспринимать эту картину), "Золотая осень" и "Март" Левитана, и ряд других. С "Сикстинской Мадонной" произошла подобная история.

Отредактировано DM (2014-09-14 11:53:44)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Германия » Дрезден. История одной картины в картинах: