* * * * * * * * * *
В Древней Греции получил широкое распространение культ бога медицины Асклепия, и, как следствие, в эллинистическом мире строились посвящённые ему храмы - Асклепионы. От множества прочих культовых сооружений они отличались тем, что зачастую, помимо чисто сакрального значения, являлись медицинскими "учреждениями" - нечто средним между стационарами и санаториями. В начале 4 века (хотя некоторые источники пишут даже про 5-й) до нашей эры Асклепион появился и в Пергаме - его развалины (уже в римской "версии" 2-3 столетий), обнаруженные при раскопках 1880-х годов, дошли до нашего времени в довольно неплохом для античных сооружений состоянии и сегодня являются одной из главных достопримечательностей Бергамы наравне с Акрополем.
История основания Пергамского Асклепиона весьма любопытна: однажды богатый горожанин Архиас во время охоты упал с коня и сильно разбился; выздороветь дома ему не удалось, и он отправился в Асклепион в Эпидавре, где его вылечили. Это произвело на Архиаса столь сильное впечатление, что он вернувшись в Пергам, привёз с собой несколько лекарей-асклепиадов (так назывались жрецы храмов Асклепия, которые одновременно занимались и врачеванием; считалось, что они являются дальними потомками самого Асклепия) и основал в Пергаме храм и больницу, посвящённые греческому богу медицины. Очень скоро Пергамский Асклепион стал широко известным и получил славу одного из важнейших лечебных центров Западной Анатолии. Со временем рядом с храмом были построены новые сооружения: библиотека, театр, зал императора Адриана, "парадная" Священная дорога (Виа Текта) и большой Героон, как в античном мире называли святилище, посвящённое какому-либо герою.
Основными методами лечения в Асклепионе были водные и грязевые ванны, питьё из священного источника, разные виды диеты, лечебный сон, массаж, а также большое внимание уделялось разного рода звукотерапии. Для "пришлых" пациентов лечение было платным - в зависимости от их болезни и состояния, а вот жителей самого Пергама лечили бесплатно; правда, это отчасти компенсировалось специальным городским налогом.
Поскольку Асклепион считался, прежде всего, священным местом, и лишь потом - лечебным "заведением", здесь не дозволялось умирать, а женщинам рожать; прибывавших пациентов асклепиады осматривали у главных ворот, и если решали, что вылечить их невозможным, не пускали внутрь (равно как и беременных женщин), а тех, кто уже проходил лечение, но оказывался близок к смерти, немедленно выдворяли из Асклепиона (ну да, "о времена, о нравы"!). По легенде, на входных воротах была высечена надпись: "Во имя святости всех богов, смерти воспрещён вход в Асклепион".
Кстати, само столь привычное для нас слово "пациент" в Асклепионе не употреблялось - всех лечившихся называли "гостями".
Вновь поступавшие "гости" первым делом мылись - предстать перед богами в чистоте было одним из главных правил. После омовения их допускали в храм, где они молились перед статуями богов об исцелении; вдоль дорожек зажигали светильники и воскуривали особые благовония, при этом также играла музыка, сопровождающаяся звуками журчащей воды.
Музыкальной терапии придавалось особое значение: ещё сам Асклепий лечил музыкой пациентов с психическими расстройствами. Асклепиады много экспериментировали, подыскивая лучше всего помогающие при том или ином недуге мелодии и звуки, и даже мастерили особые музыкальные инструменты - в частности, из конских костей. А чуть ли ни самым популярным инструментов являлась флейта. Также в Асклепионе был построен театр, где для поднятия духа больных ставились комедии и давались концерты.
Выздоровление каждого "гостя" превращалось в праздник, а его проводы ("выписку") сопровождались пышной церемонией; имена исцелившихся писали на бронзовых табличках, которые размещали в храме и наиболее посещаемых местах: их прочтение вновь прибывшими повышало веру в целительную силу храма Асклепия.
..........
Асклепион находился на другом - относительно Акрополя - конце города, и вместе они, таким образом, формировали градостроительную среду древнего Пергама: с одной стороны - "представительский" Акрополь, с другой - священный Асклепион, а между ними располагался "нижний город", через который проходила главная улица:

Асклепион, как и Акрополь, тоже стоит на холме, но несравнимо меньшем, поэтому подняться на него можно легко и просто по обычным городским улицам. И, разумеется, он, как и Акрополь, сегодня имеет музейный статус ( https://www.turkishmuseums.com/museum/d … ion/2091/4) и свою цену, тоже немаленькую: 13 евро (в сентябре было 15) - конечно же, в пересчёте на лиры, причём при желании билет можно купить заранее на сайте, ссылку на который я привёл чуть выше.
Вообще, если "вынести за скобки" "крутой театр" Акрополя, Асклепион мне понравился даже больше: здесь сохранилось (и было воссоздано) больше "объектов", имеющих относительно "вменяемый" вид. Ну и вообще здесь мне показалось как-то поуютнее - словами это не передать (возможно, и не зря говорят про "намоленные места"?!), но, может, посмотрев мои фотографии, вы тоже придёте к такому же выводу. Или нет:)
Большинство руин, которые мы видим сегодня, относятся к первой половине 2 века - времени правления императора Адриана, когда Асклепион был реконструирован, и в нём появились новые сооружения. Тогда же от входа к храма Асклепия была проложена и вымощена "парадная" улица Виа Текта (Священная дорога) длиной более 800 метров и шириной около 18; по обеим сторонам её украшала высокая колоннада, а заканчивалась она роскошными пропилеями; вдоль колоннад продавались подношения для богов и лечебные товары и снадобья. С этой улицы и сегодня начинается знакомство с Асклепионом:








"Обочины" под теперь уже бывшими колоннадами:
