
(тут, в галереях, я оказался в самой гуще большой китайской туристической группы, с которой успешно разошёлся "на просторах" Акрополя)
Окрестные панорамы с "кромки" Верхнего города:


Вот где-то здесь, где я сейчас стою, и находился Алтарь Зевса, который сейчас мы знаем как Пергамский алтарь. В отличие от большинства алтарей (таких, как мы их сейчас понимаем), он не был частью храма, а являлся самостоятельным сооружением, посвящённым Зевсу и Афине, и располагался на большой открытой площадке недалеко от святилища Афины. Он был сооружён в начале 2 века до нашей эры в честь победы пергамцев над галатами и представлял собой огромный мемориальный памятник с монументальный колоннадой и длинным - около 120 метров - фризом с барельефами, изображающими борьбу богов-олимпийцев с гигантами; такой сюжет был широко распространён в античном искусстве. Любопытно, что боги выглядели "человекоподобными", а "злые" гиганты имели черты животных и птиц, к примеру - змееподобные хвосты вместо ног или крылья за спиной - то есть в какой-то мере это было "прообразом" эпизода из Откровения Иоанна Богослова "... И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них", что, в общем-то, не удивительно, ибо вся история мироздания (что просматривается и в Библии) развивается по спирали, и если читать внимательно, то можно увидеть, что многие эпизоды Нового завета в своей основе, по сути, повторяют Старый, только в несколько иной интерпретации. Так что тема борьба "добра" со "злом", "бога" с "дьяволом" является вечной, а потому переходит из одних мифов и преданий в другие:)

В конце 19 столетия немецкий инженер и архитектор Карл Хуман при финансовой поддержке берлинского Музея скульптуры и с официальное разрешения османских властей начал раскопки древнего Пергама и обнаружил хорошо сохранившиеся фрагменты рельефного фриза Пергамского алтаря, которые - по достигнутому ранее соглашению между Турцией и Германией - были вывезены в Берлин, где в 1901 году для них построили Пергамский музей. Там алтарь, причём уже не в виде отдельных частей, а воссозданный в своём изначальном (в соответствии с научной реконструкцией) виде как единый монументальный памятник, хранится и сегодня (разве что здание самого музея было перестроено):


Любопытно, что в течение 10 с лишним лет Пергамский алтарь находился ... в СССР! После окончания Великой Отечественной войны он вместе с другими музейными ценностями был вывезен из Берлина советскими войсками и до 1958 года хранился в Эрмитаже, причём с 1954 года был доступен для осмотра посетителям Малого Эрмитажа. А в 1958 году алтарь вернули Германии (точнее, тогда ещё ГДР) с оговоркой, что для СССР будет изготовлена гипсовая копия алтаря. Уже в начале нашего столетия слепки горельефов передали Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, и сегодня их можно увидеть на верхней галерее Музея А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Хотя, на мой взгляд, они вполне заслуживают, чтобы их, во-первых, собрали в единое целое, как Берлине, а во-вторых, выставили в более доступном для посещения месте...
С другой, северо-восточной стороны Храма Траяна открывается вид на водохранилище Кестель, образованное в результате строительства плотины на одноимённой реке:



В 2012 году здесь было организовано частное форелевое хозяйство, занимающееся разведением радужной форели; его производительность составляет 300 тонн рыбы в год.
