Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург


"Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург

Сообщений 41 страница 50 из 159

41

Какие красивые церкви!!! Потрясающе!
Отдельное спасибо за детальное описание практической части путешествия!

0

42

Ксения написал(а):

Отдельное спасибо за детальное описание практической части путешествия!

Да, вроде, особо описывать нечего, в целом логистически поездка была несложной, хотя нюансы, как всегда, существовали. Возможно, именно они кому-то и пригодятся :)

0

43

* * * * * * * * * *

   В южной части города на берегу Туры расположен ещё один монастырь - Покровский, основанный в 1621 году и считающийся первым женским монастырём на Урале и в Сибири. Изначально он, естественно, был деревянным, а в середине 18 века, пострадав при сильном пожаре, отстроен в камне (причём церковь Рождества Иоанна Предтечи с 50-метровой колокольней, которая практически не сохранилась, называют уникальным памятником североуральского барокко), но ... спустя всего несколько лет попал под "екатерининскую" секуляризационную реформу и был упразднён по причине отсутствия средств.

   В 1896 году монастырь возобновил свою деятельность - правда, этот статус он вновь получил лишь спустя 9 лет, а до этого именовался Покровской женской общиной. Поскольку старые монастырские храмы давно стали приходскими, "отнимать" их не стали, и общине выделили неподалёку новую обширную территорию, где в 1902 году была возведена Ново-Покровская церковь.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35129.jpg

   Во время паломнической поездки на Урал в 1914 году великая княгиня Елизавета Фёдоровна, будучи в Верхотурье, останавливалась именно в Покровском монастыре:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35150.jpg

   После революции монастырь, естественно, был закрыт, но не разрушен, поскольку в нём разместился детский дом, а в Ново-Покровской церкви устроили общественную баню, которая проработала до 1991 года; потом монастырь вернули, а Ново-Покровскbq храм отреставрировали:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35143.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35128.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35149.jpg

   Сейчас при монастыре имеются не только огороды и теплицы, но и собственная сыроварня (правда, сыр в местной лавке продаётся по очень негуманным ценам), а также мини-зоопарк с такими редкими животными, как альпаки:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35151.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35138.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35152.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35139.jpg

0

44

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35133.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35131.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35140.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35135.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35137.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35134.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35136.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35132.jpg

   На здешних клумбах - самый сезон цветения пионов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35145.jpg

0

45

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35147.jpg

   А я купил здесь вяленые шишки (на всякий случай отмечу, что, как потом выяснилось, в Николаевском монастыре они же стоят дешевле), которые мне так понравились в Иркутске. Правда, тут называются они цукатами, но, по-моему (мы их ещё не открывали), ничем не отличаются от тех, "сибирских":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35153.jpg

...

   Что же касается прежних - самых первых - монастырских храмов, то они сохранились (если, конечно, это можно так назвать), но находятся в полуразрушенном состоянии, и если старую Покровскую церковь при желании ещё можно восстановить...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35148.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35141.jpg

... то её Иоанно-Предтеченскую "соседку" (тот самый бывший шедевр североуральского барокко), боюсь, вернуть к жизни будет уже проблематично. Впрочем, при наличии воли и денег решались и не такие задачи, так что...

   Небольшой речной пейзаж рядом со "старым монастырём"...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35144.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35142.jpg

... и "уральская" чайка на реке Туре:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35146.jpg

..........

   Некоторые другие, уже совсем специфические достопримечательные места, находятся на окраине или даже в нескольких десятках километрах от города:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35130.jpg

* * * * * * * * * *

   Конечно, ожидать каких-то красочных чудес от вечернего Верхотурья было бы наивно, но нельзя не отметить, что огней здесь - разумеется, речь идёт о центральной части - довольно много, особенно на тех самых "общественных пространствах", где плотность фонарей больше, чем грибов после дождя (правда, сравнение явно устарело: регионов, где летом в изобилии водятся, а после дождя "высыпают", грибы, становится всё меньше). И хотя "целевая" подсветка зданий практически отсутствует, но всё равно - ты хотя бы не ходишь в темноте:)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35155.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35158.jpg

0

46

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35161.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35162.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35165.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35168.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35167.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35163.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35169.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35166.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35173.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35170.jpg

0

47

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35171.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35160.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35159.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35174.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35172.jpg

===================

   Из Верхотурья мы отправляемся в Невьянск (хотя я пишу рассказ в обратном порядке - на самом деле, это из Невьянска я приехал в Верхотурье, а оттуда сразу в Екатеринбург, но с точки зрения путевых впечатлений это ничего не меняет). Едем снова на поезде, на "Ласточке", а по пути удивляемся стилю "вокзальчиков" на некоторых совсем маленьких станциях - такие было бы логично увидеть где-нибудь на северо-западе, в питерском регионе или в Карелии, но не на Урале (хотя, понятно, это просто ещё один стереотип):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35154.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35164.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35156.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35037/h-35157.jpg

0

48

savl написал(а):

Ново-Покровскbq храм отреставрировали:

хорошо обновили и двор украсили цветами.
про альпаков удивлена :flag:

0

49

<<< --------------- Невьянск --------------- >>>

   Прежде чем начать рассказывать о самом Невьянске, я хочу сразу расставить все точки в нюансах логистики. В основном, я думаю, в Невьянск едут из Екатеринбурга (а если нет, то, скорее всего, на машине, и тогда этот вопрос для них вообще не интересен), и я буду исходить именно из этого, а раз так - есть 2 пути: на электричке (на "Ласточке" или её аналоге "Финисте" или на обычной: это будет почти вдвое дольше, но немного - 196 против 331 рубля- дешевле) и на автобусе, который стоит примерно столько же, сколько скоростная электричка, и отправляется с автовокзала "Северный" (некоторые маршруты "стартуют" на "Южном", но всё равно заезжают сюда).

   Автобус, как ни крути, при всех своих минусах получается удобнее из-за намного более частого расписания (особенно если из поля сравнения всё же выкинуть обычные электрички: тащиться 2.5 часа - это уже запредельно...). Да, они ходят не "как метро", но при 1-2 рейсах в час выбрать удобный всегда можно. Билеты лучше купить заранее через интернет, поскольку "на месте" за полчаса (а то и за час) до нужного автобуса их уже может не быть, а приезжать на автостанцию за несколько часов просто нецелесообразно. Сделать это можно на самых разных сайтах, в том числе, и самого "Северного" (https://avtovokzal-ekb.ru), но если хотите немного сэкономить (как известно, раз копейка, два копейка - будет рубль, а там уже и сотня), порекомендую сайт https://e-traffic.ru/ (с точки зрения "легальности" билета разницы никакой нет). В зависимости от сайта цена билета получится на 20-40 рублей дороже, чем в кассе автовокзала, но почему переплатить стоит, я уже сказал выше. А заодно отмечу, что хотя что в расписании для разных маршрутов указано разное время пути (от 1.20 до 2 часов), на деле все едут одинаково - 1.20-1.30, поскольку дорога одна, остановки тоже, никто никуда крюк не делает (я как раз ехал на "долгом" (1.57) и всё думал, где и как он начнёт "терять время", но так и не дождался).

   Правда, поездка на автобусе имеет очень неприятный нюанс: рейс может отмениться, что случается довольно часто (не какой-то конкретный, а вообще) и без явно выраженных на то причин, причём происходит это не накануне, а всего за несколько часов до предполагаемого отправления. Более того, если вы приехали на автовокзал сильно заранее, и этого рейса ещё нет на табло (оно просто занято другими, более ранними), то вы можете узнать об этом скорбном факте слишком поздно, когда уже не будет билетов и на альтернативные ближайшие маршруты. Поэтому единственный нормальный способ быть в курсе - это отслеживать онлайн-табло "Северного" (https://avtovokzal-ekb.ru/online-table/). Кстати, внутри него неожиданно оказался довольно неплохой вайфай.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35178.jpg

   Я пишу об этом так подробно именно потому, что сам "вляпался" в подобную ситуацию: несколько дней перед поездкой я мониторил отправление "моего" автобуса, и всё было нормально; утром в день отъезда (то есть часа за 3 до отбытия) он тоже числился в "продаже", поэтому я расслабился, но когда у же на автостанции "нашёл" халявный вайфай, то - чисто на всякий случай, не знаю, что меня "толкнуло" -  всё же решил глянуть сайт (на табло самого автовокзала этого рейса ещё не было) - и...

   Не скажу, что это был уровень катастрофы, но при моём графике, когда Невьянск планировался проездом (вечером я уже должен был быть в Верхотурье), поволноваться пришлось, правда, к счастью, недолго, потому что я сразу рванул в кассу, где - о, радость! - нашёлся буквально предпоследний билет на рейс, отправляющийся через полчаса после несостоявшегося "моего" (тут же я оформил заявление на возврат, который пришёл на карту уже через несколько дней).

   Так что всё же, если вы планируете посетить Невьянск одним днём из Екатеринбурга радиально (то есть утром уехать и вечером вернуться), и, соответственно, имеете определённую гибкость манёвра, я всё же советую ехать электричкой, благо есть прекрасная "Ласточка", отправляющаяся в 10.51 и прибывающая в Невьянск в 12.10 (я не поехал на ней только потому, что был привязан к вечернему поезду в Верхотурье и формировал свой график исходя из него, то есть "с конца"), а обратно можно выехать "Финистом" в 17.35: для Невьянска этого времени вполне хватит, причём без необходимости постоянно поглядывать на часы (только желательно заранее зарезервировать экскурсию на Невьянскую башню, но об этом я скажу позже).

..........

   На железнодорожном вокзале Невьянска (он же фактически служит и автостанцией, по крайней мере, территориально) вайфая нет, но есть оооочень полезная "плюшка" для проезжающего туриста - правильно, камера хранения! :cool:  В отличие от недавней Рускеалы - чисто автоматической - она как раз является "допотопной" (когда-то явно работала по старому советскому принципу, поскольку каждая ячейка имеет не актуальные сейчас щёлочку для монетки и 4 колёсика для установки кода) и полностью обслуживается "вручную": вы обращаетесь к "станционной девушке в окошке", оговариваете срок хранения, оплачиваете (только налом!), получаете чек с номером "шкафчика", потом она выходит, с помощью какой-то железяки открывает ячейку (довольно большую), а потом ею же и закрывает (при получении повторяется всё то же самое, только, разумеется, уже без оплаты). Цена хранения зависит от времени - у меня за 6 часов вышло 300 рублей, то есть ровно столько же, сколько за сутки в Рускеале; я почему-то ожидал, что будет подешевле, но всё равно - эти деньги - такая мелочь по сравнению с тем, что можно избавиться от рюкзака или сумки и не таскать их с собой по городу!

...

   В Невьянске вокзал тоже находится далековато от исторического центра (то есть от Башни), хотя и не так далеко, как в Верхотурье; при большом желании можно даже дойти пешком примерно за полчаса, но лучше всё же проехать 2 остановки на местном автобусе, благо их тут ходят несколько (перечислять не буду - всё это, как и расписание, которого здесь, похоже, придерживаются, можно посмотреть на вполне адекватной в этом вопросе карте Яндекса). Стоит поездка те же (как и в Верхотурье) 32-33 рубля, оплачивается кондуктору и только наличными.

Отредактировано savl (2024-07-26 11:27:52)

0

50

* * * * * * * * * *

    Несмотря на то, что Верхотурью отводилась роль "столицы" (или, если угодно, главного центра) горнозаводского Урала, в нём самом крупной промышленности никогда не было, и когда речь идёт о Верхотурских железных заводах, то имеются в виду предприятия, расположенные в Верхотурском уезде, который изначально - до образования Екатеринбургского уезда - занимал очень большую территорию.

   Первые "ростки" уральской металлургии появились ещё в середине 17 столетия, когда заводы в центральной части России перестали справляться с возросшими потребностями в металле, часть которого даже покупалась за границей. Во второй половине 17 века на Урале были обнаружены крупные месторождения меди и железа, однако ещё долгое время их переработка велась на маленьких частных предприятиях, представлявших собой небольшие кузницы с примитивными домницами и, по сути, не выходящих за пределы "формата" кустарно-ремесленного производства (например, с 1682 года Далматовский монастырь (!) плавил руду и получал кричное железо для своих нужд).

   Всё изменилось в 1697 году, когда в Верхотурском уезде были обнаружены крупные залежи железной руды на реках Тагил и Нейва. Полученное из этой руды железо было отправлено в столицу, изучено и испытано мастерами Оружейной палаты и уже получившим известность тульским оружейником Никитой Демидовичем Антуфьевым (будущим Демидовым) и получило высокую оценку, после чего были издан высочайший указ о строительстве уральских доменных заводов, первыми из которых стали основанные в 1699-1700 годах Невьянский и Каменский казённые заводы, а следом за ними всего через несколько лет заложены Уктусский и Нижнеалапаевский заводы (причём если сначала почти все они были казёнными, то в последующем доля "частного сектора" становилась всё больше и больше; к примеру, если в 1710 году на Урале было 5 казённых и один частный завод, то в середине столетия ситуация зеркально переменилась: казённый остался всего 1, тогда как количество частных продолжало расти и в разные годы достигало 25-36! Правда, потом их число начало снижаться, но это было связано с укрупнением и слиянием действующих производств).

   В отличие от будущих Екатеринбургского и Нижнетагильского заводов, которые положили начало будущим городам, Невьянский завод появился не на "пустом месте", а в основанной ещё в 1619-1621 годах Невьянской слободе. Но в дальнейшем историю города Невьянска решили отсчитывать от даты получения первого металла на местном заводе, что произошло в 1701 году. А уже в следующем, 1702-м, году Невьянский завод был передан во владение тульскому мастеру-оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву (Антуфееву), ставшему основателем знаменитой династии уральских предпринимателей-заводчиков Демидовых, о которых каждый из нас что-нибудь да слышал. И началась эта династия именно с Невьянского завода.

   Естественно, не мне и не здесь рассказывать о Демидовых - им посвящены множество книг, фильмов, исторических очерков и публикаций... Поэтому я буду "всуе поминать" их только вкратце и только тогда, когда это непосредственно относится к главной канве моего рассказа.

   Никита Демидович Антуфьев получил Невьянский завод с условием уплатить казне его стоимость железом в течение 5 лет, но(теперь уже он был Демидовым - впервые его фамилия так прозвучала в грамоте о передаче ему завода) выполнил это обязательство за 2 года, причём железо, которое он поставлял, оказалось столь качественным (да ещё и недорогим), что уже в 1718 году Демидов стал единственным поставщиком железа, якорей и пушек для российского флота, а когда в 1722 году на Урал в должности управляющего уральскими казёнными заводами прибыл военный инженер Вильгельм де Геннин (вскоре после этого основавший Екатерининский завод - будущий Екатеринбург), то, посетив демидовские заводы - к тому времени их уже было 5, написал, что "таковых великих и прибыточных во всей России и в Швеции едва найдутся ли".

   Кстати, за свои заслуги Никита Демидович, происходивший по отцу из государственных крестьян, получил личный дворянский титул (потомственное дворянство было даровано Демидовым уже через его сына Акинфия Никитича), что являлось одной из самых высоких наград в России.

..........

   В середине 1720-х годов (точная дата остаётся неизвестной) сын и приемник Никиты Демидовича Акинфий Никитич Демидов построил рядом с Невьянским заводом каменную башню, которая сохранилась до нашего времени и считается самым известным архитектурным сооружением на всём Урале и, естественно, главным символом самого Невьянска. А её туристической популярности способствует тот факт, что башня является наклонной (не падающей, а именно наклонной - в архитектуре эти понятия различаются).

   Зачем именно Демидову понадобилась башня, точно никто не знает. Нет, функций она выполняла много и разных, являясь и сторожевой, и колокольной, и часовой, в ней (включая постройку в её основании) размещались заводской архив, производственная лаборатория, казначейская контора и даже тюрьма. Но, как считают многие историки, главное назначение башни всё же было символическим - она олицетворяла богатство и могущество рода Демидовых, ставших не только "королями Урала", но и крупнейшими горнозаводчиками всей России (что-то вроде того, как богатые семьи средневековой Италии строили "родовые" башни как символы знатности и богатства их рода).

   Невьянская башня имеет высоту 57.5 метров, её нижняя половина представляет собой четверик (то есть имеет в плане четырёхугольную форму, близкую к квадратной), а верхняя состоит из трёх разноразмерных (чем выше, тем меньше) восьмигранных ярусов с открытыми балконами-террасами; венчает всё сооружение металлический шатровый купол, на вершине которого установлены флаг-флюгер и молниеотвод в виде шара с шипами.

   Если же переводить эти технико-архитектурные параметры на "человеческий" язык эмоций, то башня проста, стройна, грациозна и прекрасна!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35192.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35177.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35180.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35183.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35185.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35189.jpg

   Почему она наклонилась? Естественно, что эта особенность, сколь неприятная для архитекторов, столь "лакомая" для туристов, породила легенду: якобы, в подвале башни Демидовы чеканили фальшивые монеты из добываемого на алтайских рудниках серебра, а когда слухи об этом дошли до столицы и в Невьянск отправили ревизора, решили в буквальном смысле "спрятать концы в воду", затопив подвал вместе со всеми работниками и оборудованием. На самом же деле (ни один историк не отстаивает правдивость этой легенды), в наклоне башни, скорее всего, действительно виновата вода из расположенного рядом заводского пруда, которая подмывала грунт, и он просел ещё во время строительства башни, когда была возведена её нижняя "квадратная" часть (в её верхней точке крен составлял почти 2 метра). И тогда, чтобы не перестраивать всё заново, мастера (имена создателей Невьянской башни в истории не сохранились) применили оригинальное решение: они поставили верхние ярусы так, что они не продолжают общую "линию" башни, а отклоняются от неё в сторону, противоположную наклону нижней части, и в итоге в районе шпиля общий крен практически сходит на нет. Таким образом, башня приобрела так называемый "саблевидный изгиб", который, впрочем, на обычный взгляд практически не заметен.

   Здание кирпично-оранжевого цвета рядом с башней - бывшая заводская электростанция, построенная в начале 20 века. Сейчас в ней расположен Музей истории Невьянского края.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35203.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35191.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35190.jpg

   Вместе с самой башней он образует Невьянский государственный историко-архитектурный музей:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35184.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург