Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург


"Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург

Сообщений 1 страница 10 из 159

1

"Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург

.
27.06-1.07.2024 г

Этот рассказ я позиционирую сам для себя как "рассказ-исследование", поскольку через его написание я буду познавать историю Урала, являвшуюся до этого для меня фактически "белым пятном".
.
.
   Признаться, ни в Екатеринбург, ни вообще на Урал меня никогда не тянуло: в Екатеринбурге ничего "туристического" я для себя не видел, а "магия слов", которые иногда произносят чуть ли ни с придыханием, на меня практически не действует, и слово "Урал" точно к таковым не относилось. Ну, Урал и Урал, повидал я его (будучи в Нижнем Тагиле на очень специфической институтской практике) - для "галочки" пойдёт, а на что-то большее мотивации не хватало. Конечно, Невьянскую башню хорошо бы увидеть, но лететь в те края только ради неё - это уже откровенный перебор даже для меня...

   Так думал я до того момента, пока сравнительно недавно не узнал про Верхотурье. Узнал - и "пропал": это было то самое "мне туда надо", которое, раз появившись, уже не отвяжется и будет нудеть, пока не добьётся своего. Но как туда добраться? А только через тот же Екатеринбург, так что пришлось с ним примириться, плотно поизучать и даже найти кое-что для себя интересное: не так чтобы много, но для короткого "транзита" - самое оно.

   Скажу честно, что историей Урала я тоже особо не интересовался - в этом смысле он был для меня почти "чистым листом". Помню, в молодости прочитал что-то про Демидовых - кажется, это была модная тогда (поскольку продавалась "за макулатуру") трилогия Евгения Фёдорова "Каменный пояс", но стиль автора меня не захватил, а потому содержание быстро выветрилось из памяти, оставив в голове лишь самые общие стереотипы наподобие "металлургия - заводы - Бажов - Малахитовая шкатулка - Каменный цветок - каслинское литьё - Уралмаш" (ну ещё и легендарная в своё время женская волейбольная команда "Уралочка" с её специфическим, но эффективным тренером). Вот примерно с таким "теоретическим багажом" я и подошёл к этому путешествию и сейчас попробую "углУбить" и разнообразить своё представление об Урале.

..........

   Логистически поездка получилась плотной, но несложной: по Уралу ездят автобусы, ходят поезда, летают "Ласточки", так что особых проблем в этом плане не возникло - более детально, если кому будет интересно, я проговорю все эти моменты в контексте каждого конкретного города. А вот с погодой ... ну кто ж знал, что июнь окажется таким дождливым, причём на огромной европейской территории от Франции до того же Урала? Изначально на мои даты картина вырисовывалась совсем ... даже не печальная, а тоскливо-удручающая: дожди каждый день, да ещё по 4-6 "капель" на протяжении всего дня - и так всё время от прилёта до отлёта. Я даже взял с собой тонкий дождевик, купленный ещё в Провансе, когда тоже ни одного дня не обходилось без дождя - после этого он пролежал у меня не тронутым 12 лет, и я ни разу не пользовался им, так что можете представить, как выглядели масштабы проблемы, если я решился занять таким "мастодонтом" драгоценное место в небольшом рюкзаке ...

   Что ж, в отличие от Прованса и ещё более мокрой Бельгии, в этот раз мои ангелы смилостивились и, как могли, разогнали грозовые тучи: нет, безмятежно-солнечная погода на Урал не пришла, но с дождями меня "развели" филигранно, проведя порой по самому краю: скажем, именно в тот день, когда я был в Верхотурье, в Екатеринбурге не просто поливало, но и вовсю "ураганило" - если кто-то видел в новостях, что в тамошнем "Кольцово" выехал за полосу самолёт казанской авиакомпании "ЮВТ Аэро", то это произошло как раз в тот день... А иронией судьбы (или "игрой ангела") стало то, что единственный в этом путешествии солнечный день пришёлся именно на Екатеринбург - самый неинтересный "пункт" моего маршрута, а вот Невьянск и Верхотурье (которое в силу своей "пейзажности" особенно достойно хорошей погоды) прошли под невзрачным серым небом... Конечно, успокаивая себя, можно говорить, что такая погода символична для "брутального Урала" (что является ещё одним стереотипом, что в отношении здешних людей, что вообще - лично я не увидел на Урале ничего более "сурового" или "брутального", нежели в каком-нибудь условном Иркутске, Саратове или Новгороде), но это будет всего лишь "хорошей миной при плохой игре", ибо любой турист за солнышко, пусть даже с лёгкими облачками, готов много чего отдать...

   Пасмурно было и в день моего прилёта, но когда самолёт приземлился, небо волшебным образом начало проясняться:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34866.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34864.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34875.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34867.jpg

   От аэропорта до "города" ходят 2 автобуса: 65-й до железнодорожного вокзала и 66-й до расположенного в южной части (практически - окраине) Екатеринбурга метро "Ботаническая". Второй ходит чаще, но первый удобнее, особенно туристам, которым в большинстве случаев надо попасть в центр, а линия метро - единственная в Екатеринбурге - огибает его с западной стороны.

   "Аэропортовская" автобусная остановка находится очень удобно - прямо перед терминалом (отлёт и прилёт разнесены по длине здания незначительно), но тут надо был внимательными, поскольку автобусы заезжают в аэропорт, следуя до (и от) посёлка "Кольцово", который и является конечной. А потому здесь - одна за другой - расположены 2 остановки: по одной в каждую сторону, и чтобы сесть в правильный автобус (а не на радостях в первый подошедший, скажем, 65-й), надо смотреть указанное на остановке направление.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34871.jpg

   Ещё один момент я хочу отметить: автобусы ходят не по расписанию, и даже примерный интервал движения в определённые часы соблюдается очень относительно. Например, тот же 65-й в предвечернее время (в моём случае это было около 5) должен, по идее, ходить, раз в 25-40 минут, но я прождал его 1.10 (и ещё не известно, сколько его не было до того, когда я подошёл на остановку) - за это же время прошло три 66-х. Так что указанный на картах Яндекса график - дескать, автобус ходит каждые 22 минуты - полная "липа"... (справедливости ради скажу, что утром и днём ситуация, похоже, немного иная - в лучшую сторону: на обратном пути из "города" я прождал всего 10-15 минут).

   Автобус (я, естественно, говорю про "свой" 65-й) идёт от аэропорта до "Высоцкого" около часа (до вокзала - ещё минут 10), делая в пути почти 40 (!) остановок и тратя около 15 минут на заезд в строящийся микрорайон "Новое Кольцово", где находятся университетский кампус и Дворец водных видов спорта. Билеты стоят смешные по нынешним временам 33 рубля (не зря я бурчал про "сортавальские" 55!) и покупаются у кондуктора по карте или за деньги или оплачиваются картой самостоятельно через установленные в салоне терминалы. Так что "в общем и целом" аэропортовская логистика в Екатеринбурге устроена неплохо.

* * * * * * * * * *

   Как часто это бывает, "лицо региона", особенно самобытного, проявляется уже в аэропорту - в вывесках, витринах и товарах тамошних магазинчиков и палаток, которые порой выглядят весьма экзотично по меркам жителей нашей "средней полосы": в Калининграде это янтарь и марципаны, в Иркутске - пушнина и омуль, а в Екатеринбурге - та же пушнина и самоцветы. И, конечно же, самая разная съестная продукция, изготовленная из всего, что растёт, цветёт, пахнет и бегает.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34865.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34882.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34879.jpg

Отредактировано savl (2024-07-20 19:02:55)

0

2

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34880.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34872.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34878.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34873.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34868.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34877.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34870.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34874.jpg

0

3

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34876.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34890.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34892.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34886.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34888.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34894.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34895.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34893.jpg

0

4

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34883.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34885.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34887.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34891.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34889.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34869.jpg

   И, конечно же, "уральские" самоцветы; не уверен, что каждый сходу назовёт больше одного из них, но этот самый один знают все - разумеется, это малахит (про "Малахитовую шкатулку" Павла Петровича Бажова слышали даже те, кто не читал её):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34881.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-34884.jpg

   Но почему слово "уральские" я выше взял в кавычки? А потому - и это стало для меня откровением, что российские месторождения малахита (в частности, уральские) практически полностью исчерпаны, их промышленная добыча прекращена, а для ювелирных и поделочных работ применяется малахит, поставляемый из ... Конго!!!

   Тем не менее, именно малахит остаётся - и, видимо, навсегда останется - одним из символов Урала :)

   А последний снимок мне напомнил великолепную постановку великолепной песни хорватов на последнем "Евровидении" :)

0

5

savl написал(а):

конечно же, "уральские" самоцветы; не уверен, что каждый сходу назовёт больше одного из них, но этот самый один знают все - разумеется, это малахит (про "Малахитовую шкатулку" Павла Петровича Бажова слышали даже те, кто не читал её):

Селенит ещё
Ну и всякие там яшмы, родониты,

savl написал(а):

российские месторождения малахита (в частности, уральские) практически полностью исчерпаны, их промышленная добыча прекращена, а для ювелирных и поделочных работ применяется малахит, поставляемый из ... Конго!!!

   Тем не менее, именно малахит остаётся - и, видимо, навсегда останется - одним из символов Урала

Ну так столы и колонны вырубали, все заканчивается. Когда-то и изумруды добывали же на Урале.

0

6

talusha написал(а):

Селенит ещё
Ну и всякие там яшмы, родониты,

Я же ииел в виду "массовое сознание" :)
Ну, яшма, ещё ладно, хотя, думаю, не больше 5-6 из 10 назовут. А чтоб родониты и селениты знать - это геологом надо быть:) Я б не назвал...
Возможно, конечно, женщины в целом тут более продвинуты - в рамках тех камней, что на украшения идут :crazy:

talusha написал(а):

так столы и колонны вырубали, все заканчивается

Ну, опять же, это надо ещё подумать в таком ключе...
Для меня, повторюсь, это было откровением :huh:

Отредактировано savl (2024-07-14 21:19:31)

0

7

savl написал(а):

А чтоб родониты и селениты знать - это геологом надо быть:) Я б не назвал...

Не, надо это постоянно с детства видеть вокруг себя. Помню как в Египте иностранцы скупали топорные сувениры из селенита, их бы в наши сувенирные лавки (или в сувенирные отделы наших советских магазинов - ибо колбасы не было, а селенита завались  :yep:)

0

8

Ната Полякова написал(а):

надо это постоянно с детства видеть вокруг себя

Ну это в данном контексте почти то же самое: чтобы знать такие вещи, надо с ними сталкиваться, либо регулярно "по жизни", либо относительно недавно, пока ещё не забылось.
Мне слово "селенит" знакомо, если оно прозвучит, но сам бы я о нём никогда не вспомнил бы.

0

9

* * * * * * * * * *

   Для большинства из нас история Урала - это история металлургической промышленности. Однако активно развиваться она начала только при Петре I - в самом конце 17 века, а полную силу набрала уже в 1720-х годах, когда были основаны заводы в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Но начинался русский Урал значительно раньше - в конце 16 столетия, и его первой "столицей" стал ныне сравнительно малоизвестный городок Верхотурье, где был возведён последний в России каменный кремль, считающийся самым маленьким среди всех российских кремлей.

   Признаюсь, что многое из того, что я буду сейчас писать, я раньше не знал: как я уже говорил, Урал меня никогда не интересовал, и мои представления о нём в основном сводились к тем стереотипам, которые я назвал выше. Тем интереснее для меня "поднимать" этот "пласт", но я понимаю, что не всем это понравится, поэтому тех, кто не любит "многобукв" (признаться, я сам из таких), я призываю - если они вообще хотят остаться в этом рассказе, который, сразу и честно предупреждаю, не будет столь же ярким, как карельский, иркутский или владикавказский (если брать последние) - "перелистать" несколько страниц (сколько - я пока сам искренне не знаю) хотя бы до первых "картинок".

   Вопреки моему первому стереотипу - что Урал начинался с металлургии (что-то вроде "была ли там жизнь до Демидова?"), в самом начале русской колонизации он сам по себе практически никого не интересовал и рассматривался всего лишь в качестве вынужденного и нелёгкого транзита из европейской части России через "Камень", как когда-то называли Уральские горы, в Сибирь, которая только начиналась активно осваиваться. После того как атаман Ермак "прорубил окно" (в том числе и буквально, поскольку из бассейна Камы до ближайших притоков реки Тагил его отряд был вынужден идти пешком, неся свои суда-струги на руках, порой прокладывая путь топорами) в Сибирь и занял столицу Сибирского ханства Кашлык (он же Искер, он же Сибир, или Сибер), началась активная экспансия России на восток; в 1586 году был заложен Тюменский острог (напомню, что именно Тюмень является первым русским городом в Сибири), а ещё через год основан Тобольск - будущая "столица Сибири".

   Но основать города мало - их надо снабжать, поддерживать с ними регулярную связь, обеспечивать постоянное передвижение людей и грузов, пересылать почту и царские указы. В конце концов, ясак вывозить:) А значит, нужно создавать, кроме самих дорог, перевалочные базы и сторожевые посты - первыми таковыми стали Лозьвинский городок (в 1588-1589 годах) и Пелымский острог (в 1591-1593 годах), через которые прошёл Вишеро-Лозьвинский, или Чердынский водный путь (часть его преодолевали по суше "волоком") .

   Однако он был длинным и тяжелым, и в 1597 году посадский человек из Пермской губернии Артемий Сафронович Бабинов проложил более короткую сухопутную дорогу от Соликамска к верховьям реки Туры, которая получила название Бабиновской дороги, или Бабиновского тракта. В течение целых двух столетий она оставалась единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией!

   В 1598 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича - это был один из последних его указов, который достиг адресата уже после смерти царя - на Бабиновской дороге был заложен город Верхотурье. В его строительстве участвовали присланные из прикамской Чердыни крестьяне и плотники, а также стрельцы и казаки, переведённые сюда из Лозьвинского городка, который потерял своё значение и вскорости был срыт; они же составили первый военный верхотурский гарнизон.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34899.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34909.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34914.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34908.jpg

   В начале 17 века Верхотурью была пожалована государева городская печать с изображением стоящего на задних лапах соболя под деревом, а в конце того же столетия дерево убрали, в передние лапы пушного зверька "вложили" обращённую острием вниз стрелу лазурного цвета, а рядом разместили букву "В" в церковнославянском стиле - в таком виде печать стала прообразом будущего городского герба, утверждённого в 1783 году и сохранившегося до нашего времени (разве что до революции, поскольку Верхотурье входило в состав Пермского наместничества, в верхней половине гербового щита размещался герб Перми).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34903.jpg

...

   Как водилось в те времена, город начинался с острога, который был поставлен на высоком скалистом берегу реки Туры (называемом Троицким камнем) между впадающими в неё маленькими речками Свиягой и Дернейкой. С трёх сторон он был обнесён деревянными стенами с угловыми сторожевыми башнями, а с четвёртой, выходящей к крутому речному обрыву, поставлены в ряд избы. Внутри острога были возведены Троицкая церковь, дворы для воеводы и священника, съезжая изба, кабак, а также постройки для проживания служилых людей.

   На протяжении 17 столетия Верхотурье являлось главным транзитно-транспортным (как сейчас мы бы сказали - логистическим) и таможенным центром между центральной Россией и Сибирью. Город рос, а с ним расширялся и острог, который превратился в настоящую, хоть и деревянную, крепость - прообраз будущего кремля: так, в 1624 году он насчитывал 8 башен, а в 1675 - уже 12; некоторые из них были проездными, в частности, 30-метровая западная Николаевская - "с приезду с московской стороны", а 29-метровая восточная Спасская - на выезде из Верхотурья в Тобольск; на вершинах обеих были установлены двуглавые орлы. Помимо своих основных задач, башни использовались для жилья и хозяйственных нужд - в основном, в качестве амбаров и складов для хранения "транзитных" зерна, муки и круп, которые в дальнейшем пересылались в сибирские города.

   Впервые верхотурский кремль, тогда ещё деревянный, упоминается в описях 1687 года; историки считают, что он строился в первой половине 1670-х годов. Причиной его создания послужила неспокойная обстановка на Урале, и прежде всего - набеги татар и вогулов (так в то время называли местный народ манси), башкирское восстание и крестьянские волнения. И если от внешнего врага стены острога служили относительно надёжной защиты, то от внутригородских смут они обезопасить не могли (к примеру, в середине 17 века местное население и приезжие торговые люди выступили против воеводы, который, по собственной отписке в Москву, "от верхотурских от всяких людей сидел, запершись на дворе у себя в осаде"). Поэтому встал вопрос строительства "города в городе" - кремля, который отделил бы от посадов властно-административные структуры: резиденцию воеводы, государевы амбары, приказные палаты и тюрьму.

   Ещё в середине 17 века на первый план сражений всё больше стало выходить огнестрельное оружие, и в самом конце столетия, когда война России со Швецией уже была неизбежной, русской армии требовались пушки и ядра. Много пушек и много ядер. А источником металла для них Пётр I видел Урал; по его замыслу, именно Верхотурье должно было стать "столицей" горного освоения Урала и главным центром уральской металлургии. А потому в 1699 году царь приказал строить в городе каменную крепость - кремль как символ "столичного" статуса. И несмотря на то, что появление артиллерии уже радикально меняло привычные со времён Средневековья принципы сооружения оборонительных укреплений (актуальность высоких стен и башен исчезала на глазах, а "в моду" входила "вобановская" система приземистых земляных фортификаций с бастионами и равелинами), этот процесс шёл не быстро, и Верхотурский кремль был возведён в классических традициях древнего оборонного зодчества, став, таким образом, последним в России представителем крепостей уходящей эпохи. Хотя некоторые историки считают, что причиной этого было не "ретроградство", а, во-первых, тот факт, что у потенциальных противников, способных напасть на Верхотурье, серьёзной артиллерии не было, а во-вторых, психологический эффект: для большинства "несведущих" людей низкие бастионы смотрятся не убедительно, а кремлёвские башни и стены внушают "страх и трепет" и подчёркивают величие и могущество власти.

   Чертежи будущего кремля были присланы из Москвы, а вместе с ними в Верхотурье приехали и мастера, которые, как и все русские зодчие того времени, изучали "фряжские книги" (то есть итальянские трактаты по архитектуре) и, естественно, не понаслышке знали о Московском кремле. Так попал на Урал знаменитый "ласточкин хвост", украшающий и сегодня стены Верхотурского кремля.

   Строительство кремля велось в сложной обстановке: во-первых, в сильном пожаре 1700 года, не пощадившим ни посады, ни воеводский двор, город сильно пострадал, и его надо было срочно восстанавливать; во-вторых, началась Северная война, и часть населения взяли в рекруты (проще говоря, мобилизовали), а в-третьих, многие работные люди, и в их числе опытные кирпичники и каменщики, были переведены на строительство "верхотурских железных заводов" (прежде всего - Невьянского). Тем не менее, работы шли: в 1699 году на территории кремля были поставлены каменные амбары, в 1700-м - приказная палата, в 1701-м - воеводский дом, а в 1703-м заложена соборная Троицкая церковь. Внешний каменный периметр - крепостные стены и башни - сформировался примерно в 1710-1712 годах; кремль имел форму неправильного прямоугольника (что-то вроде кривой трапеции, что обуславливалось линией скалистого обрывистого берега реки Туры) со сторонами 125 на 185-195 метров и площадью чуть более 2 гектаров - это был самый маленький кремль в России! (площадь Зарайского кремля составляет примерно 2.3 гектара)

..........

   Кремль был возведён, но масштабные "прожекты" Петра I о Верхотурье как будущей столице горнозаводского Урала не сбылись. Прошло чуть больше 10 лет, и на реке Исеть был основан Екатеринбургский завод, ставший главным центром уральской металлургии, а когда в середине 18 века в Российской империи отменили внутренние таможенные пошлины и закрыли Верхотурскую таможню, бывшую единственной на пути между центральной Россией и Сибирью, а потом вместо старой Бабиновской дороги проложили Сибирский тракт, который прошёл значительно южнее через Екатеринбург, Верхотурье оказалось "на обочине" новых реалий, сохранив, правда, статус уездного города - административного центра обширного Верхотурского уезда, просуществовавшего до 1923 года.

   Тем не менее, "умирающим городом" Верхотурье не стало, обретя славу "духовной столицы Урала", сохраняющейся до наших дней. Но это уже совсем другая история, к которой мы перейдём в своё время.

0

10

<<< --------------- Верхотурье --------------- >>>
.

   Доехать в Верхотурье из Екатеринбурга можно на автобусе и по железной дороге. Автобусы ходят дважды в день (правда, один в неудобное время: в Верхотурье приезжает в полночь, а оттуда отправляется в 3 ночи), время в пути составляет 5 с небольшим часов, но цена билета очень высокая - 1340 рублей. Скоростные электрички "Ласточка" и "Финист" (обычную, едущую почти 8 часов, я в расчёт не беру) в этом плане удобнее и более демократичны: едут на час меньше, а билет стоит вдвое дешевле (658 рублей). Правда, ходят они не "как метро", под их расписание тоже надо творчески подстраиваться, и в этом плане я хочу обратить внимание на очень удобную "Ласточку", отправляющуюся из Верхотурья по выходным в 17.44 и прибывающую в Екатеринбург в 22.08.

   Верхотурский вокзал был построен в 1903 году в стиле модерн и сохранился до нашего времени, а недавно был реставрирован. Он изумительно красив: его центральная двухэтажная часть декорирована в духе французского замка, а отходящие от неё боковые крылья, заканчивающиеся более высокими постройками с двускатными крышами, украшены в стиле, немного напоминающем фахверк. В общем, глаз не оторвать!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34912.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34905.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34900.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34904.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34901.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34907.jpg

   Уже в наше время со стороны путей под кровлей центральной части была размещена фреска-икона с изображением Симеона Верхотурского, одного из наиболее чтимых уральских святых (со стороны привокзальной площади на этом же месте установлены часы):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34896/h-34906.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург