Брюссель. Часть 2. Музей изящных искусств и исторический центр.
Сообщений 141 страница 150 из 178
Поделиться1422020-03-13 21:16:02
Между Биржей и Гран Пляс находится Церковь Святого Николая . Я не случайно упомянула Биржу - прихожанами церкви были торговцы и огородники, и естественно, что она посвящена покровителю торговцев. Церковь – одна из старейших в городе, построена несимметричной, т.к.когда-то в этом месте протекал ручей. Ее строительство ( 11-12вв.) совпадает с периодом появления города, и ее судьба тесно переплетается с его историей. Церковь имеет непривычный вид, потому что ее плотно обстроили лавками.
Перед церковью стоит небольшой фонтан, сделанный по мотивам картины Брейгеля "Слепые"
Чаша фонтана
Возле церкви Святого Николая девушка с кувшином, наверное еще одна Водоноска.
И вот я наконец добралась в своем рассказе до большого финального аккорда - до главной площади Брюсселя, до Гран Пляс, она же Гроте Маркт, хотите по-французски, хотите по-фламандски.
В описываемую поездку мы в первый раз оказались на ней в первый день, когда соединились с группой уже после собора Св.Михаила. Когда группу привели на площадь, уже были сумерки и начинался дождь. Я даже особо и поснимать не могла. На следующий день после тура по тавернам мы опять пришли на площадь, было уже темно, вся подсветка работала и тут я смогла что-то пофотать. И еще у меня есть фото Гран Пляс от 2006 года, тогда погода была получше. Вот соединив все три имеющихся комплекта весьма посредственных фото, я и попробую рассказать про эту , пожалуй, самую красивую площадь Европы.
Вот такой сумрачной и мокрой предстала перед нами Гран Пляс вечером 1-го дня.
В 1998г. Гран Пляс включена ЮНЕСКО в список памятников мирового значения. Камни старой площади видели многое… Еще в 12 веке Брюссель стал крупным торговым центром на пересечении основных торговых путей Европы: между Брюгге, Кельном и французскими городами. Английская шерсть, французские вина, немецкое пиво – все везли через Брюссель и продавали здесь, на центральной торговой площади. Сначала рядом с рынком строили деревянные дома торговцы, с 14 века площадь окружили добротные каменные дома преуспевающих негоциантов Здесь работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и устраивались турниры, а также вершились суды. Именно здесь в 1568 г. знаменитый герцог Альба приказал отрубить головы графам Эгмонту и Гору.
Поделиться1432020-03-13 21:36:44
Здесь проводились коронации и введение в должность магистратов. В августе 1695г. французский маршал Виллеруа по приказу короля Людовика XIV подверг Брюссель опустошительной бомбардировке в отместку за поражение при Намюре. Но уже в начале следующего столетия здания цехов и гильдий вокруг этой обширной ( 110 м длиной и 68 м шириной) площади были восстановлены по продуманному плану и стали еще наряднее. Нынешние владельцы домов не имеют права перестраивать их.
Летом на площади расстилают роскошный ковер из живых цветов; стоя на балконе ратуши, здесь принимает парад своей гвардии сам король Бельгии. Перед Рождеством в центре Гран Пляс ставят елку, достающую своей вершиной почти до уровня крыш гильдейских домов и соединенную гирляндами из разноцветных лампочек со стоящими по периметру площади елочками поменьше. Перед Королевским домом ставят отлитую изо льда колесница Деда Мороза, запряженная оленями. А в северо-западном углу площади, перед старейшим кафе Брюсселя "У испанского короля" взорам туристов предстает копия Вифлеемской хижины. Фигуры волхвов, Младенца Христа и Девы Марии вылеплены из воска, но сам хлев, ясли, соломенная подстилка и даже животные - овцы, козы – настоящие.
Доминантами площади являются два изумительных готических здания -Ратуша (слева) и дом Короля (справа)
Подробный рассказ про все здания начну с Ратуши.
Главным зданием на Гранд Пляс является Городская Ратуша со своей элегантной дозорной башней. Это самый примечательный из старинных памятников Брюсселя и одно из самых красивых строений готической архитектуры Бельгии. Оно единственное пережило пожар 1695г.
Ратуша в первый вечер, все серо и много народу.
Фото 2006 года. Утро. на площади разворачивают цветочный рынок.
Здание асиметричное - левое крыло здания более длинное, оно является детищем зодчего Жака Ван Тинена и датируется 1402 г, а правое более короткое крыло было построено в 1444 г. неизвестным зодчим. Оно короче, потому что Карл Смелый запретил сужать проезд по соседней улице. Через 5 лет Жак ван Ройсбрук достроил над ратушей 90-метровую башню, первый камень в ее основание заложил Карл Смелый, на шпиле ажурной башни мэрии флюгер 15в., изображающий Св. Михаила, поражающего дракона. Св.Михаил (Сен Мишель) – покровитель Брюсселя.
Своей Ратушей Брюссель стремился превзойти Лёвен с его изумительной ратушей. По своей элегантности это светское здание далеко превосходит современные ему образцы церковной архитектуры. Ряды статуй на фасаде (14-16вв.), ажурные окна и прежде всего изысканная башня, проект которой, несомненно, создавался под влиянием образцов драгоценной храмовой утвари (в частности, башенок-реликвариев), – все это тесно сближает брюссельскую ратушу с произведениями сакрального зодчества.
Поделиться1442020-03-13 21:37:26
Восьмигранник, расчлененный на три ажурных яруса, гордо взмывает ввысь между четырьмя отделенными от него мощными пинаклями, венчающими квадратное основание башни и резко выделяющими его углы. Эта башня необычна для Нидерландов в том отношении, что, подобно башням немецких соборов, она увенчана ажурным шпилем.
Святящиеся окна намекают на красивые старинные интерьеры. В 2006 году мы сходили на экскурсию в Ратушу. И там действительно есть на что полюбоваться. Интерьеры просто потрясающие. Пускают туда не каждый день, поэтому нужно узнать расписание на входе и не полениться придти вовремя. Внутри Ратуши – триумф фламандского искусства: гобелены, живопись, фрески, каменная и деревянная скульптура. Полотна Жана Ван Орлея и Франца Сиднерса, а также изображения во весь рост королей и губернаторов – правителей бельгийских провинций. Зал Совета, где раньше собирались Штаты Брабанта, а в настоящее время собирается Коммунальный Совет. Он украшен красивыми брюссельскими стенными коврами 18в.
"Готический зал" 16в. длиной 25 м и шириной 12 м служил для больших приемов и официальных церемоний. В наши дни здесь регулярно проходят концерты. Он украшен скульптурами, готической деревянной обшивкой стен и восемью гобеленами, изображающими гильдии и ремесла, выполненными между 1875 и 1881 гг. Зал бракосочетаний (административный кабинет, где проводились бракосочетания, выполнен в неоготическом стиле, с мебелью, украшенной чудесной резьбой по эбеновому, по красному дереву), кабинет помощника бургомистра декорирован шпалерами в стиле Людовика 14, и это еще не все, что там есть.
Скульптуры на Ратуше изображают знаменитых брюссельцев, среди них – художник Бернар Ван Орлей, поэт Ж.Б.Хуверт, художник Роже Ван дер Вейден, анатом Андреас Везалий, художник и архитектор Ж.Франкаэрт, художник Жан Брейгель де Велур, государственный деятель и поэт Марникс де Сент-Альдегонд, историк Жан де Поттер.
В тимпане в центре Св.Михаил, слева с младенцем Иисусом на плече Св.Христофор.
Прелестная девушка с птичкой
Вход охраняют львы , на щитах все тот же Св.Михаил
Ратуша украшена богатой резьбой и мириадами каменных статуй. Башни, башенки, пилястры, колонны, шпили - все линии напряжены и устремлены вверх. Великолепный образец поздней брабантской готики - времени, когда сам стиль и вызвавшее его жизнеощущение находились на пороге перемен и рождали самые изощрённые образцы.
Поделиться1462020-03-14 10:03:37
Химеры в ночи смотрятся эффектно
Напротив Ратуши еще один шедевр брабантской готики - Дом Короля.
Таким он был у нас год назад.
"Дом Короля" датируется 13в. и первоначально служил складом для пекарей. На протяжении многих веков он неоднократно переделывался и перестраивался. Первая реконструкция дома датирутся 1404г., после чего булочники были отсюда выселены, а в новом здании по приказу герцога Брабантского были размещены службы генерального сборщика податей провинции Брабант. Отныне здание стало именоваться Домом Герцога. Перестроено в готическом стиле в 1515-1525 гг. архитектором А.Келдермансом. Провинцией Брабант в то время правил Карл Пятый, и здание было перестроено в соответствии с его королевским рангом. С тех пор оно называется Дом Короля, хотя ни один самодержец никогда не имел в нем своей резиденции.
Его временно использовали даже как тюрьму. Именно здесь вожди восстания против испанского владычества графы Эгмон и де Горн провели свою последнюю ночь перед казнью на Гранд Пляс 5 июня 1568 г. Надпись на основании входных колонн напоминает о казни этих бельгийских вельмож. После завоевания Бельгии французами дом был переименован в Дом Народа. В период с 1873 по 1875 гг. дом был перестроен в готическом стиле Виктором Ямаром и был украшен скульптурами. Обилие украшающих постройку скульптур делает ее «готической» сверх всякой меры.
Солнечный вариант 2006г.
Поделиться1472020-03-14 10:18:40
Дом Короля кажется чем-то очень лёгким, даже стремительным, благодаря практически полному отсутствию фасадной стены, вместо которой тонкие колонны поддерживают изящные арки на двух первых этажах, а ярусом выше пилястры обрамляют высокие стрельчатые окна, занимающие всю ширину здания.
Сейчас в "Доме Короля" размещается Муниципальный музей Брюсселя. В нем мы тоже были в 2006 году и это очень достойный музей. Он обладает несравнимой коллекцией брюссельских изделий из фаянса и фарфора и коллекциями, иллюстрирующими прошлое города. Множество картин, фотографий, карты, гравюры и модели описывают рождение и развитие города. Музею передана величественная алтарная картина (ретабло) и статуи пророков, которые украшали вход Ратуши до реконструкции здания 1840г. В коллекции есть один из знаменитых гобеленов, изготовленных по эскизам Ван Орлея для церкви дю Саблон. Старинный гобелен, повествующий о спасении чудотворного образа Богоматери, и полотно Питера Брейгеля «Свадебная процессия» удачно дополняют друг друга.
На первом этаже музея, рядом с залом церковной живописи, расположен зал кариатид 18в., в котором выставлены ценные произведения живописи, графики и скульптуры. За ним идет Зал пророков, посвященный скульптуре 14-16вв. Богатая коллекция старинной церковной живописи, собранная из местных храмов, выставлена в зале Св.Михаила. Соседний зал хранит свидетельства былого величия гильдий и корпораций средневекового Брюсселя. В залах второго этажа нумизматов ждут старинные печати, монеты и медали. На этом же этаже – зал кружев, зал керамики и залы Брабантской революции 1789г, Национальной революции 1830г. и Французского периода.
Экспозиция 3-го этажа распределена по двум залам: зал Вильсона посвящен живописи 16-18вв., а в зале Манекена Писа собраны костюмы малыша:: в его распоряжении имеется наверное уже тысяча костюмов, из которых выставлена едва ли пятая часть. Говорят, что самый первый был подарен еще 1 мая 1698 года! Есть в коллекции и одеяние зулусского вождя, и сомбреро мексиканского гаучо, и халат китайского мандарина; если же экскурсант не обнаруживает в витринах комплекта своей национальности, он может проверить наличие такового по компьютеру, и сразу получит нужную информацию с соответствующей фотографией.
Теперь покажу Дом Короля в подсветке. В 2006 году подсветка явно была интересней. она меняла цвет.
А вот так Дом Короля выглядел в последнюю поездку, пытаюсь понять , менялись ли цвета подсветки
Народу тьма
Поделиться1482020-03-15 07:45:50
Помимо этих двух доминирующих зданий Гран Пляс окружена домами купеческих гильдий и это удивительная коллекция красивейших домов , каждый со своей "изюминкой"
Каждый уважающий средневековый город имел гильдии – сообщества трудоспособных жителей «по интересам». Гильдии обладали большой властью, принимали новые правила и законы, а для того, чтобы выставить напоказ богатство, строили здания гильдий вокруг Гран Пляс (так сейчас крупные корпорации строят свои офисные здания – сидишь в своем, не в арендованном здании – значит, крут). Каменных зданий в те времена было так немного, что им не присваивали номеров, только имена, и почти каждый житель в городе эти названия знал. Здания на Гран Пляс часто имеют наверху или на фасаде эффектные украшения, но названы они зачастую по маленькой статуе у входа, или небольшому элементу декора на фасаде.
Здания купеческих гильдий строились, а точнее, восстанавливались в 18в. после того, как в 1695 г. французский маршал де Виллеруа подверг Брюссель разрушительной бомбардировке в отместку за недавно проигранное сражение при Намюре. Все старые гильдейские дома были разрушены. Купцы и ремесленники быстро восстановили утерянное - ещё богаче, ещё торжественней: возникшие в самом конце 17 -начале 18 в. дома были построены в стиле барокко. После барокко ни один архитектурный стиль не сумел пробиться на Гран-Плас. Их ставили вплотную друг к другу, как старинные книги в дорогих узорчатых переплетах. В них не найдешь двух малейших одинаковых деталей: все, от крыши до оконных переплетов, оригинально и неповторимо. Каждый из них имеет неповторимый облик. Эти фасады должны были показать прохожему богатство и преуспеяние в делах. Сотни лет назад возведены были они в стремлении превзойти всех остальных по красоте, убранству и великолепию, чтобы удовлетворить тщеславие своих владельцев. Оттого ни один из этих домов не похож на другие, каждый красив и по-своему замечателен. Надо сказать, что не все дома принадлежали гильдиям, некоторые были частными.
Покажу схему площади с обозначением всех домов
Целую сторону площади занимает "Дом Герцогов Брабантских". На вид это один большой дворец, но на самом деле он образован соединением пяти отдельных домов ( на схеме номера с 14 по 18). Но опять-таки на схеме написано, что к нему относятся и дома сбоку, 13 и 19. Мое мнение, что дома 13 и 19 совсем самостоятельные и к Дому Герцогов Брабантских не относятся. Судите сами. Вот эти 5 домов (14-18), образующие Дом Герцогов Брабантских. Законченный единый дом, и вы не отличите, где кончается один дом и начинается другой, только по входным дверям. Фото 2006 года.
Какие же дома образуют этот дворец ? Это дома :" Холм" гильдии мельников, "Оловянный котелок" гильдии плотников, "Ветряная мельница" гильдии скульпторов, далее идут дома «Фортуна», «Эрмитаж»
Дом Брабантских Герцогов своими благородными и уравновешенными формами, позолоченными пилястрами и капителями производит впечатление настоящего дворца. Своё название дом получил от 19 статуй брабантских герцогов и герцогинь, украшающих каждую из его 19 пилястров. Эта группа является одной из самых впечатляющих на Гранд Пляс. Здание напоминает просторный итальянский дворец, но инженер и городской контролер строительных работ Гийом де Брейн, составивший планы реконструкции здания, вдохновился принципами классической архитектуры.
Что касается украшения фасада, архитектор остался верен фламандской традиции. Архитектор Деюе увенчал эту группу домов балюстрадой, отделанной вазами и украсил поле фронтона аллегорией, изображающей Изобилие. Этот пышный фронтон относится к дому "Ветряная мельница", чей домовый знак скромно притулился между бюстами королей.
В подсветке Дом Герцогов Брабантских смотрится нарядно
Поделиться1492020-03-15 08:00:33
Крайний справа дом, входящий в этот дворец, называется "Эрмитаж" и его украшает позолоченная фигура ангела с трубой
Теперь покажу два боковых дома, которые почему то тоже относят к Дому Герцогов Брабантских.
С одной стороны дом "Кошелек" гильдии дубильщиков
а с другой стороны стоящий вообще под углом к площади дом с названием "Одинокий сельский домик" гильдии ломщиков шифера.
Группа домов попроще, но они также сохранили отличительные признаки присущие старым брюссельским домам. Это дома на схеме имеют номера с 34 по 39. Если идти по ним справа налево, то первый дом -это "Шлем", он самый высокий в ряду и фасад у него более элегантный. Далее идут дом "Павлин" с золотыми гирляндами, затем дома "Лисенок", "Дуб", "Святая Барбара" и замыкает ряд дом "Осел".
На доме "Лисенок" дата постройки -1696г.
Вечерний вид на дома "Шлем" и "Павлин"