Отсюда к Священному озеру, на берегу которого, по преданию, родился Аполлон, ведёт Священная дорога, а по обеим сторонах от неё - те самые "хорошо разваленные развалины", сегодня совершенно не напоминающие величественные сооружения и храмы, которыми они когда-то были...
Киклады: великолепный Миконос, "итальянский" Тинос и сакральный Делос
Сообщений 101 страница 110 из 138
Поделиться1032019-11-09 13:58:02
Как видите, ничего эксклюзивно-впечатляющего здесь нет, то, что я показал - только самое-самое интересное. А если учесть, что всё, за что более-менее цепляется взгляд, восстановлено уже в наши дни ("правильно" поставленные колонны, имитирующие "сохранившиеся" остатки зданий, выглядящие заплатками фрагменты древнего дорожного покрытия, отшлифованные до "зеркального блеска" плиты и камни - хоть сейчас в антикварный магазин!), картина и вовсе получается не самой привлекательной...
Так что дальше я буду показывать фотографии с ещё более редкой выборкой, а задерживаться лишь на тех немногих местах, что реально заслуживают отдельного внимания. К примеру, вот эта плита была когда-то подножием Наксосского колосса - огромной 9-метровой (по другим версиям - 7-8-метровой) мраморной статуи Аполлона, изготовленной жителями острова Наксос примерно в 600 году до нашей эры. Её уникальной особенностью было то, что и сама статуя, и её основание были выточены из одного цельного куска мрамора.
Табличка, конечно, современная, туристическая, а вот на подножии сохранились древние надписи. Одна из них гласит что-то вроде (простите за корявый перевод) "Я один камень - и статуя, и основание".
Статуя была изготовлена на самом Наксосе и только после этого перевезена на Делос, причём существует предположение, что из-за того, что она была очень тяжёлой, пришлось везти её на двух соединённых вместе кораблях.
Кончина колосса получилась курьёзной. Один богатый афинянин принёс Аполлону необычный дар, "посадив" рядом с ним бронзовую пальму ещё большей, чем статуя, высоты - она символизировала пальму, под которой Лето родила Аполлона. Спустя несколько столетий во время шторма рукотворное дерево рухнуло и, падая, разрушило колосса... Уцелевшие фрагменты его торса сейчас установлены среди развалин Храма Артемиды (мне кажется, что "приткнуть" их можно было и более удачно ):
Некоторые останки колосса "упокоились" в музеях: кисть левой руки - в местном Археологическом (его я покажу дальше), а часть левой ноги - в Британском музее. А вот голова оказалась утерянной, хотя, быть может, она хранится сейчас в каком-нибудь частном собрании, хозяин которого не столь тщеславен, чтоб предавать сей факт огласке...
А вот статуя (на самом деле - бюст) Гермеса, датируемая серединой 4 века (естественно, до нашей эры), сохранилась до наших дней и сегодня возвышаясь над окружающими её руинами, видна почти отовсюду:
Гермес считался богом торговли, поэтому не удивительно, что во времена расцвета коммерции его культ уже не уступал, если ни превосходил, популярность Аполлона. Посвящённые ему статуи и стеллы появлялись по всему острову, и одна из них, установленная рядом с пропилеями, так и была названа - Гермес Пропилейский.
Неподалёку от неё находился очень любопытный храм необычно вытянутой формы, от которого, к сожалению, остался один фундамент. В нём хранилась трирема - древнее боевое судно с тремя рядами весел (интересно, что ритм гребцам задавали не удары барабана, а мелодии флейты, на которой играл специально поставленный для этого человек), имевшее мощный таран на носу - главное оружие военных флотов средиземноморских стран в период с 7-го по 4-й века до нашей эры. А при чём тут корабль и почему он стоял в храме? Дело в том, что трирема была даром, преподнесённым Аполлону древнегреческим полководцем (предположительно - одним из македонских царей) в благодарность за победу, одержанную в морском сражении.
Поделиться1042019-11-10 11:03:16
* * * * * * * * * *
И вот наступает "гвоздь программы" и кульминационный момент - мы выходим к знаменитой Львиной террасе, самой известной и самой фотографируемой достопримечательности Делоса, его "визитной карточке". Установленные на ней львы были изготовлены в конце 7 века до нашей эры мастерами Наксоса и присланы на Делос в качестве дара Аполлону. Сегодня их осталось только 5, а сколько было вначале, сказать трудно, потому что мнения историков расходятся в диапазоне от 9 до16.
Львы (или всё-таки львицы?), конечно, "зачётные" На первый взгляд они кажутся расслабленными, "белыми и пушистыми" и даже беззубыми (в буквальном смысле), но, приглядевшись, начинаешь видеть в них абсолютную собранность кошки в момент, когда она уже нацелилась на добычу, как радиолокатор на самолёт, внутренне подобралась и готова вскочить и атаковать в любой момент.
И всё-таки делосских львов я вижу не впервые. Первое знакомство с ними (правда, в единственном числе) произошло 3 года назад ... в Венеции: одна из статуй была вывезена с острова в 18 столетии венецианцами, которые тогда владели Кикладами, и установлена перед главными воротами Арсенала:
Правда, венецианцам не понравился "дизайн" львиной головы, и они заменили его более привычным и с закрытой пастью
Прямо напротив Львиной террасы находится Священное озеро - место рождения Аполлона. Правда, воды в нём уже давно нет: к началу 20 века оно превратилось в болото и стало рассадником малярии, а потому в 1925 году его осушили. Так что сегодня можно пройтись по нему вдоль и поперёк "аки посуху" в полном смысле этих слов:
..........
Чем дальше я продвигаюсь в этом рассказе о Делосе, тем больше понимаю, что здешние руины в том виде, в каком они есть, мало кого заинтересует, а лишние фотографии рассказ только утяжелят, тем более что сами фото не способствуют повышению интереса, поскольку получились "очень не очень": в то утро на небе была лёгкая, полупрозрачная, но почти сплошная облачность без открытого солнца, для прогулки погода просто идеальная, но для фотомыльниц именно такой режим - хуже некуда, порой при откровенно пасмурном небе снимки получаются намного приличнее... Поэтому я всё чаще "перепрыгиваю" не то, чтобы через один, а через 3, 4, 5 (и больше) "объектов" и "иду" вперёд всё быстрее и быстрее. И если обычно на то, чтобы написать о каком-то месте, мне требуется намного больше времени, чем то, что я провёл там "вживую", то сейчас всё обстоит с точностью до наоборот.
С другой стороны озера находилась палестра - так в Древней Греции называлась гимнастическая школа, а близ неё - служивший общественным колодцем Минойский фонтан, сооружённый в середине 6 века до нашей эры выходцами с Крита и реконструированный в 166 году до нашей эры (о столь точной дате свидетельствует надпись на нём). Гранитная колонна в центре когда-то поддерживала крышу над фонтаном.
А чуть дальше - храм Диониса, от которого ничего не осталось, кроме двух огромных мраморных фаллосов перед входом в него:
Поделиться1052019-11-10 11:03:53
Здесь фаллосы символизировали натуру Диониса, который слыл этаким повесой, а "по совместительству" являлся богом не только виноделия и веселья, но и оргий и даже - страшно сказать - религиозного экстаза. А вообще пенисы на Делосе считались очень полезной в хозяйстве вещью: они охраняли дом, приносили удачу и богатство, отгоняли злых духов, часто их носили на шее, как христиане крестики.
Рядом установлен памятник римскому претору (должность, близкая к губернаторской) провинции Азия, в которую входили Кикладские острова, Гаю Беллиену, установленный примерно в 100 году до нашей эры:
Неподалёку отсюда находится Музей Делоса, созданный в 1904 году (впоследствии он дважды расширялся) на средства афинского Археологического общества, который, что приятно, оказался бесплатным (ну, то есть, его посещение уже включено в цену входного билета на делосские развалины). Перед ним "оптом" почему-то кучкуются местные кошки, которых "в розницу" то там, то здесь можно увидеть по всему острову.
В музее в основном представлены статуи и их фрагменты, найденные на острове во время раскопок, а также мозаики, сосуды, статуэтки, домашняя утварь и предметы быта. Правда, это лишь их небольшая часть, поскольку самые интересные находки и артефакты были вывезены и выставляются в Национальном археологическом музее Афин.
Мозаики:
И рисунки:
Отредактировано savl (2019-11-10 19:42:04)
Поделиться1062019-11-10 12:10:44
* * * * * * * * * *
После музея дорога разделяется: одно из её ответвлений ведёт в нагорную часть, где расположена так называемая "Терраса иноземных богов", а другое срезает путь и выводит сразу в Квартал театра. Сразу скажу, что пойдя вторым, коротким путём, вы особо ничего не потеряете. Ну а мы всё же направимся к иноземным богам. То есть наверх
Древние греки не были фанатами лишь своих привычных богов - они охотно принимали в свой "пантеон" и зарубежных, а порой и вовсе смешивали их, создавая неизвестных ранее божественных персонажей (вот где ирония: боги наделали людей, а люди стали "в отместку" делать богов!). Классический пример такого "новообразования" - Серапис, объединивший в себе эллинистическую и египетскую традиции. В некоторых преданиях он выступал в качестве мужа "египтянки" Исиды и даже имел от неё сына - "сводного брата" египетского Хора. В общем, создавался настоящий, живой и динамичный, "священный" паззл, к которому можно по-разному относиться, но который в любом случае лучше и божественнее, чем разделение людей на "истинно верующих" и "неверных" и провозлашения "единственно верных" религий...
Это сооружение, похожее на одеон - совсем не одеон, а сохранившаяся часть Святилища сирийских богов:
А это, с приляпанным (по-другому, простите, сказать не могу ) добела отреставрированным фасадом - храм Исиды 2 века до нашей эры. Ужас, правда? Вот уж чего я ярый противник - это таких топорных инсталляций...
Чуть в стороне находятся Святилища Сераписа и Анубиса (что здесь есть что - Дионис их разберёт... ):
Сейчас мы находимся в самом высоком месте археологической зоны, при желании можно ещё подняться на гору Кинт (туда ведёт вполне благоустроенная дорожка), но у меня такого желания не возникло, и, пообщавшись с "их" богами, мы спускаемся в Театральный квартал, известный уцелевшими в нём фрагментами роскошных частных домов, во многих из которых сохранились напольные мозаики.
Поделиться1072019-11-10 12:42:55
..........
Начну я с самого театра. Он, конечно, тоже изрядно развален и в мою "золотую копилку" лучших древних театров и амфитеатров не войдёт, но, знаете, такое мне всё же нравится намного больше, чем изнасилованные сегодняшними "айтишниками от реставрации", блестящие обработанным самыми современными технологиями мрамором, но полностью потерявшие свои аутентичные обличья и утратившие "седины" стадионы и арены - в израильской Кейсарии, итальянской Вероне (имею в виду тамошний греческий театр), на Кипре - да много ещё есть мест, где дело Мамоны живёт и побеждает...
Театр был построен в 3 веке до нашей эры, имел 43 ряда и вмещал около 5500 человек. Некоторые ряды (про восстановленные нижние я не говорю) до сих просматриваются:
В общем, достойный театр. Не слишком ныне выразительный - ну а что, вы бы хотели ещё одну архитектурную мумию получить? Я - нет.
Отредактировано savl (2019-11-10 19:43:33)
Поделиться1082019-11-10 12:52:28
А теперь позвольте мне немного побурчать. Дело в том, что Делос, если непредвзято назвать вещи своими именами - одно большое "разводилово". Смотреть там, если вы не являетесь специалистом в истории или археологии, нечего: ни одного более-менее внятно сохранившегося строения на Делосе не осталось, весь остров представляет собой груду очень хорошо развалившихся развалин, которые мало интересны обычному человеку ...
Сергей, а что Вы собирались увидеть на Делосе? Полностью сохранившиеся храмы? Двухэтажные строения? С учетом Вашей домашней подготовки, Вы наверняка предварительно видели фото остатков сооружений.
Для меня, к примеру, большой плюс - что можно ходить практически по всей территории острова, куда хочешь. Нет никаких ограничений. Я в свое время здесь античную монету нашел.
Да, мне тоже не нравится, когда среди античных серых "блинов" колонн очень много "светлого" новодела. Но, к сожалению, это происходит повсеместно при реставрации античных памятников, и не только Греции (если я помню, Вам и Эфес не очень понравился).
Поделиться1092019-11-10 15:58:38
Сергей, а что Вы собирались увидеть на Делосе?
Львов
С учетом Вашей домашней подготовки, Вы наверняка предварительно видели фото остатков сооружений.
Да.
Но я же не про себя говорю, я получил то, что хотел. Просто я назвал вещи теми именами, как я их вижу. Потому что знаю, что мои рассказы читают не только те, кто уже был там и имеет своё мнение (таковых, честно говоря, подавляющее меньшинство). И хочу именно для них по максимуму разложить всё по полочкам, не за что ни агитируя и ни от чего не отговаривая.
Я же написал:
Значит ли всё вышесказанное, что я категорически не советую ехать на Делос? Конечно, нет. Я лишь советую лишний раз подумать, более точно понять, что вас там ждёт и нужно ли оно вам.
Потому что многие едут туда именно без такой "домашней подготовки", просто по сложившемуся стереотипу, не зная точно, что там увидят. А многие из них интересуются развалинами ещё меньше меня. Вот им, главным образом, и адресовался мой монолог.
Я в своё время в Волюбилис марокканский не поехал, отказавшись почти в самый последний момент. Потому что во многом такой же, как и все (см. след. пост... ), тоже был во власти стереотипов, а когда начал вглядываться, понял, что это будет пустая трата времени и денег.
Так что, возможно, Вы просто неверно поняли мой посыл: это не обиженно-разочарованный "крик души", а просто констатация реальной ситуации в формате частного мнения.
Отредактировано savl (2019-11-10 16:34:30)
Поделиться1102019-11-10 16:25:08
если я помню, Вам и Эфес не очень понравился
А вот там я, кстати, сам наступил на те же грабли, пав жертвой стереотипов и маркетинга (так что я по своей шкуре понимаю, как это бывает). За многие годы, когда я хотел в Эфес, я настолько уверовал, что он - это "суперкруть", и мне туда непременно надо, что он стал для меня абсолютом, как Господь, и как жена Цезаря - "вне подозрений". И перед той поездкой я даже не удосужился на детальное изучение того, что там есть. Может быть, если б сделал это - то и маршрут был бы немного иным. Может, если б я тогда лишний раз услышал где-то, что Эфес - это "разводилово" (Эфес всё же таковым назвать сложно, но, кстати, чем категоричнее оценка, тем больше она сподвигает на более углублённую "домашнюю работу"), то призадумался бы, обратил внимание и подробно изучил вопрос.
Но сейчас я рад, что тогда ничего не поменялось - потому что иначе не было бы Измира, потрясающего Чемше и великолепной Манисы. Что не отменяет тезиса, что любое мнение, любой постулат надо пропускать через себя и пропускать не поверхностно А лень и небрежность - прямые пути к разочарованию
Отредактировано savl (2019-11-10 16:29:45)