Александра включила навигатор, и, обогнув весь центр города по кругу, через некоторое время мы вышли… к нашему альберге. Только с другой стороны.
Принцип игры в гуся всем нам известен по детским играм-ходилкам, где бросают кубики и ходят фишками. Количество играющих может быть от 2-х и более человек.
«Доподлинно известно, что Франческо I Медичи, герцог Тосканы с 1576 по 1587 гг., подарил игру в гуся Филиппу II, королю Испании с 1556 по 1598 гг., (1576).»
Образец игры Филиппа II (центральная розетка напоминает розетку символа амулета Хамсы - Рука Фатимы)
« Однако по преданию игра появилась намного раньше, в основе ее лежал тайный путеводитель по пути Святого Иакова, созданный тамплиерами. Гусиная лапка, символ, связанный с Нептуном, с паломничеством к океану и с камино, также является одним из знаков тамплиеров: он служит основой тайнописи, использовавшейся храмовниками, а повторенный четырежды, образует крест Ордена.
Поле для игры, символизирующее путь, поделено на 63 клетки.
Игроки бросают кости и продвигаются на число клеток, соответствующее выпавшему на 2 кубиках. Цель игры – первым достичь конца пути. Существуют разные варианты правил»
Но у Марии приведен один вариант:
• «Клетки с изображением гуся (5, 9, 14, 18, 23, 27, 32, 36, 41, 45, 50, 54, 59) позволяют продвинуться вперед (иногда сначала перейдя на следующую «гусиную» клетку), если гусь смотрит вперед, снова бросив кости, или вынуждают вернуться, если гусь смотрит назад, на количество клеток определяемое новым броском.
• Клетки с изображением костей (26 и 53) символизируют удачу: на них можно попасть, выбросив на первом же ходе 6 и 3 или 4 и 5 соответственно. Попав на клетку 26 в ходе игры, игрок перескакивает на 53, и наоборот, попав на 53, должен вернуться на 26
• Попав на клетку с изображением моста (6), можно переправиться на следующую (12).
• Таверна (19) означает пропуск хода (или двух).
• Попав в колодец (31), игрок должен ждать, пока на эту клетку не попадет другой игрок, тогда он может перейти на поле, с которого начинал его избавитель.
• Лабиринт (42) сбивает путника с пути, возвращая его на клетку 30
• Попав в тюрьму (52), игрок вынужден оставаться в ней три хода или пока другой не займет его место.
• Клетка 58 символизирует смерть: игрок возвращается в начало пути.
• После 60 бросается только один кубик, причем нужно выкинуть точное число, недостающее до 63, чтобы завершить игру, иначе придется отсчитывать клетки сначала до 63, а затем обратно.
Если игра велась на деньги, плата собиралась за переправу через мост и за постой в гостинице, а банк доставался победителю.
Трактовок игры существует множество. Одна обращает внимание на сакральные цифры 7 и 9; интервалы между клетками с изображением гуся – 4 и 5 – также дают в сумме 9. 58 (смерть) – несчастливая клетка и несчастливое число (сумма цифр 5+8=13). Другое предание объясняет число клеток в игре тем, что именно 63 полоски было на раковине наутилуса, на которую тамплиеры нанесли схематическое изображение маршрута Святого Иакова. Есть версия, что существовало и 64 поле, мистическое и тайное. Считается, что первые 32 клетки соответствуют пути до Сантьяго, а клетки с 33 по 63 символизируют обратный путь, поэтому, если игровое поле представляет собой спираль, второй виток ее обычно начинается с клетки 33. Спиральное изображение игрового «пути» иногда трактуют как образ змеи, одного из символов Меркурия, бога странствий, а иногда как аллегорию Млечного Пути.»
(В Эунате, если помните, находится тамплиерская церковь.)
Игра, кстати, была достаточно азартной. Еще Gonzalilo, агент Филиппа II, писал в письмах, что «дьявольская» игра ввергла его в немалые долги. Неизвестно, сколько богатых персон потратили целые состояния в этом, казалось бы, невинном развлечении.
В Ягеллонском университете (Краков) хранится один из старейших в Польше вариантов игры 1721 года.
А в библиотеке Чарторыйских хранится описание правил игры 1564 г, отпечатанные в Крулевце (ныне Калининград).
В 1991 г. поле для игры в гуся было изображено на мостовой возле церкви Святого Иакова в Логроньо.
На этом фото видно изображение монастыря в Санто Доминго де Кальсада, где мы побываем на следующий день.
А пока мы отправляемся в альберге, где нас ждет коллективный ужин. За ужином все представились – имя, откуда приехали. Суп нам разливала пожилая бразильянка, а салат подавал двухметровый симпатичный африканец с Берега Слоновой кости.
После ужина всех нас подняли, потайным ходом прямо из здания альберге провели в церковь Сантьяго. Усадили на скамьях хора. Раздали бумажки с молитвами на разных языках, представители этих национальностей их прочитали. После чего в креденсиали начали ставить печати. А я прохлопала ушами перед ужином! Не взяла с собой ни фотоаппарата, ни креденсиаля… Пришлось ставить штамп утром в каком-то баре по дороге. Возвращаясь обратно тайным ходом, к нам подошла русская, о которой упоминали при регистрации. Ею оказалась та самая девушка, которая прошла мимо нас, когда мы отдыхали на скамейке у беседки старого пилигрима. Почему в обратную сторону идет? Потому что в Сантьяго уже была и возвращается! И собирается продолжить свой путь далее через Францию и Италию в Рим. И все бы ничего, но она сказала, что дала себе обет ходить, молиться и просить еду, как пилигримы это делали в старину. Не знаю, почему-то меня это несколько покоробило. Быть может, раньше, действительно, так и делали, но в наше время попрошайничать мне кажется стыдным. И всегда давали?- спрашиваем. Нет, иногда давали деньгами. И она их брала. Ну, не знаю… Может, это просто мои тараканы, но я бы не смогла. Заработать еще, например, предложить помыть полы, еще что-то за тарелку супа смогла бы, а попрошайничать нет. Еще она рассказала с задумчивой улыбкой, как встретила в пути точно такого же ирландца, тоже молился и еду просил. Ну прямо, свой-свой. И что же не пошли дальше вместе? Утром проснулась, а его уже нет…
«С итальянским,- говорит- как-нибудь разберусь, на испанский похож. А вот Франции боюсь, языка совсем не знаю, как еду просить…» «Же не манж па сис жур», - ответила ей.