Не припомню, чтобы Вы с таким увлечением описывали съедобности! Значит, зацепило!
Тбилиси и Мцхета: возвращение в юность, или первый раз в Грузию
Сообщений 21 страница 30 из 86
Поделиться222019-10-06 13:49:27
Не припомню, чтобы Вы с таким увлечением описывали съедобности!
Так и не было такого... Хотя впервые это прозвучало всё-таки в "санторинском" рассказе. Лучшей после грузинской для меня остаётся греческая кухня, причём с большим отрывом от всех остальных
Поделиться232019-10-06 16:42:55
* * * * * * * * * *
Сейчас я предложу вам длинную прогулку по основным туристическим (а иные, как я писал выше, мы и не посещали) местам грузинской столицы, которая будет состоять из трёх маршрутов: левобережная (а по карте - правая, то есть восточная) часть города от "нашего" Авлабари до Куры, район бань Абанотубани с ущельем и водопадом и "классический" центр от Храма Кашвети до Сионского собора.
Наше "городское путешествие" мы начинаем от большой площади с круговым движением перед станцией метро "Авлабари" (изначально называвшейся "26 бакинских комиссаров"), в центре которой находится монументальный фонтан, состоящий из трёх чаш с львиными мордами и украшенный цепями с чьими-то головами:
Если приглядеться, видно, что чаши фонтана слегка наклонены. Поэтому с одной стороны получается густо:
... а с другой - пусто:
Раньше Авлабари считался армянским районом, поскольку в конце 18-го и в 19 веке там в основном проживали этнические армяне, составлявшие большую часть населения (впрочем, в начале 19 столетия в Тбилиси-Тифлисе их вообще было больше, чем грузин). Поэтому не удивительно, что прямо рядом с площадью высится большой армянский храм - церковь Нор Эчмиадзин ("Новый Эчмиадзин", поскольку её основали выходцы из оккупированного турками Эчмиадзина, где находится главный монастырь Армянской церкви), известная также как Эчмиадзинская церковь Сурб Геворг (св. Георгия), построенная в начале 1800-х годов:
Храм расположен в небольшом дворике, усаженном кустами и кипарисовыми деревьями, а потому в нём, несмотря на близость к оживлённой площади, сохраняется атмосфера спокойствия и умиротворения.
Во дворе перед церковью можно увидеть фрагменты каменных барельефов - раньше они принадлежали разрушенному собору Кармир Аветаран, о котором я скажу чуть позже:
..........
Теперь нам нужно перейти Авлабарскую (бывшую Кахетинскую) площадь, и сделать это можно в двух местах: с левой стороны (если стоять лицом к площади со стороны метро) по пешеходному мостику (рядом с "Памятником Мимино"), либо по подземному переходу справа, возле церкви Нор Эчмиадзин. Тем, кто будет жить на Авлабари, я советую первый вариант, поскольку дорога от него к Мосту Метехи по одноимённой улице нам показалась более интересной в отличие от длинного и нудного спуска, красиво именуемого Винным подъёмом - вот так: https://www.google.com/maps/dir/41.6916 … !3e2?hl=ru .
Здесь, от не сохранившихся Кахетинских ворот, ведших в ограждённую когда-то крепостной стеной авлабарскую крепость Исани, мы проходим по ещё одному кварталу "старого Тбилиси", который сильно отличается от того, что мы только что видели в "вифлеемском" районе Бетлеми. Он бедный, низкоэтажный, местами сильно запущенный... Тем сильнее я был удивлён количеству отелей и кафе-ресторанчиков (с пекарнями-то всё понятно), встретившимся нам по пути.
Поделиться242019-10-06 16:44:02
А вот и руины армянского собора Кармир Аветаран (Красного Евангелия), остатки которого около церкви Нор Эчмиадзин я только что показывал:
Храм был построен в конце 18 столетия и реконструирован в 19-м, после чего он стал самым большим в Тбилиси. В апреле 1989 года его взорвали - официально из-за угрозы обрушения после печально известного "спитакского" землетрясения, случившегося годом раньше. Но поскольку это произошло практически сразу (всего через 4 дня) после так называемых "Тбилисских событий" - инициированного ЦК КПСС силового разгона митинга в центре Тбилиси (для расследования произошедшего была сформирована комиссия во главе с Анатолием Собчаком, который тогда уже был близок к демократическому движению в России и вынес непредвзятую оценку, за что получил уважение грузин и посмертный памятник в центральном Парке 9 апреля близ собора Кашвети), ходят слухи, что подрыв собора был выражением антиармянских настроений.
Как бы то ни было, Кармир Аветаран продолжает оставаться в руинах, и делать с этим пока никто ничего не собирается...
..........
Мы неоднократно проходили этой дорогой и почти каждый раз делали небольшой крюк, сворачивая в уголок, который оставил одно из самых приятных впечатлений во всём Тбилиси - действующий женский Преображенский монастырь Перисцвалеба, расположенный на территории бывшего Дворца Сачино, больше известного как Дворец царицы Дареджан. Вот к нему мы как раз и подходим:
Монастырская церковь Преображения Господня - скорее всего, один из двух бывших дворцовых храмов, впоследствии перестроенный - небольшая, но красивая и какая-то уютная, домашняя.
Простой, но изящный декор бокового портала с Голгофским крестом над входом:
Впрочем, то же самое (касательно уютности, умиротворения и "домашности") я могу сказать обо всё этом месте - о дворике вокруг церкви, маленьком садике-скверике и, конечно же, о знаменитом "балконе Тбилиси" - круглом резном балкончике, вошедшем во все перечни самых известных достопримечательностей города.
Поделиться252019-10-06 16:45:19
Дворец на этом месте был построен в 1776 году по приказу грузинского (правда, тогда ещё Картли-Кахетинского) царя Ираклия II для его супруги – царицы Дареджан, в российском подданстве - Дарьи Георгиевны (будучи уже вдовой, она окончила жизнь в Санкт-Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре). Спешить завидовать царице не стоит: за 17 лет брака она родила двадцать три ребенка (!!!) - женщины "по достоинству" оценят такую мужнину "любовь" и скажут "на фиг мне такое счастье во дворце"...
Изнутри дворец представлял собой роскошную усадьбу с небольшим парком и двумя церквями. А вот снаружи он выглядит как хорошо укреплённая крепость с каменной стеной и башнями. Панорамный вид на него снизу я покажу чуть позже, а сейчас - взгляд с территории самого дворца (изогнутость стен позволяет это сделать):
В 1795 году, когда иранский шах Ага-Мухаммед Хан разрушил Тбилиси, дворец тоже пострадал: практически единственное, что осталось от него внутри - круглая Башня Дареджан с навесным балконом вокруг неё, сегодня фактически являющимся смотровой площадкой. Может показаться парадоксальным, но прийти сюда и прогуляться по "царскому балкону" можно совершенно свободно и бесплатно - видимо, потому, что территория принадлежит монастырю. Скорее всего, ночью она закрывается, но закат мы встречали тут без всяких проблем, причём в полном одиночестве (впрочем, утром здесь тоже не было ни единого человека, кроме монашек и нескольких женщин, пришедших на службу в церкви).
Отдельными, более укрупнёнными фрагментами -
Храм Метехи на фоне крепости Нарикала:
Сионский собор:
Поделиться262019-10-06 16:46:43
Незавершённый (?) "трубчатый" концертный зал в Парке Рике, а на заднем плане - оригинальной конструкции (так и хочется назвать его семейством опят ) Дом Юстиции:
Нагорный "вифлеемский" район с церквями Земо Бетлеми и Квемо Бетлеми:
И просто какая-то улочка внизу с увеличением:
..........
Прекрасное место, правда?! С лучшими впечатлениями и воспоминаниями мы покидаем его и возвращаемся на улицу Метехи - в её конце, там, где она переходит в Метехский спуск (формально подъём, но мы-то сейчас идём к нижней части), находится ещё один изумительный уголок - церковь Давида Псалмопевца, или, в другом переводе, Давида Предсказателя. Со стороны города она ограждена стеной с воротами, над которыми высится колокольня, правда, без колоколов (или это просто декоративная башенка?), и тем напоминает маленький монастырь.
Территория церкви доступна не всегда, но дважды мы видели её открытой утром, один раз вечером, так что попасть внутрь при желании можно без особого труда. А сделать это стоит. Заходим?
В верхней части ворот (изнутри), если вовремя поднять голову, можно увидеть такую роспись:
Входные ворота изнутри - тоже очень красиво:
Дворик вокруг храма маленький, отступить некуда, и в кадр он никак не помещался, только вот так, фрагментами:
Поделиться272019-10-06 16:47:32
Барельеф с изображением св. Давида (на всякий случай уточню, что это не знаменитый грузинский царь Давид, прозванный в не совсем точном переводе Строителем, а ветхозаветный израильский царь, которому приписывают сочинение библейских Псалмов):
Сам двор - снова произнесу эти слова - уютный, домашний, виноград растёт, пчички щебечут...
А главное - тех, кто этого не знал (я не знал), ожидает настоящий сюрприз: с улицы кажется, что церковь находится посреди квартала, но внутри выясняется, что стоит она на самом берегу высокого обрывистого берега Куры, и из пристроенной к храму крытой арочной галереи, которая выходит как раз на эту сторону, открываются очередные живописные панорамные виды: на реку, крепость Нарикалу и район Абанотубани:
Отмечу, что для лучшего обзора приходить сюда лучше утром, чтобы панорамы получались по солнцу.
В общем, очень тут красиво и очень душевно!
Поделиться282019-10-09 18:17:42
..........
От церкви Давида мы идём вниз по Метехскому спуску-подъёму:
Возле одного из кафе такие вот "грузинские приколы":
И, не доходя до самого низа, сворачиваем налево (надо подняться по нескольким ступенькам) к воротам, ведущим к Храму Метехи, перед которым (точнее, за которым, поскольку перед ним - только обрыв над рекой) разбит красивый и уютный скверик.
Храм Метехи - так чаще всего называют древнюю церковь Успения Богородицы, расположенную на месте бывшей Метехской (Исанской) крепости, внутри которой находился дворец грузинских царей. Считается, что основал её в 5 веке царь Вахтанг I Горгасали, конный памятник которому установлен у подножия храма, и вместе они сегодня являются "визитной карточкой" не только Тбилиси, но и всей Грузии.
Поделиться292019-10-09 18:18:54
Нынешняя церковь была возведена в конце 13 столетия, когда её вновь отстроили после разрушений, причинённых нашествием монголов. Позже она несколько раз реставрировалась, но её облик в целом оставался прежним. Это действительно самая аутентичная церковь Тбилиси - единственная, реально сохранившая "дух времён", взгляд на которою пробирает до внутренней дрожи.
Такой ромбовидный узор, как на фото выше, встречается на многих грузинских храмах, но имеет ли он особый сакральный смысл, мне выяснить не удалось. Возможно (по отдельным упоминаниям "вскользь"), это просто орнамент, имеющий персидские корни и прижившийся в Грузии.
Со стороны апсиды на стене храма сохранилась высеченная на камне надпись в стихах, начинающаяся словами: "Царь Ираклий эту крепость у врагов силой отнял, неся перед собой, как щит, крест Христов". Речь идёт о событиях середины 18 века, когда царь Ираклий II отвоевав у османов Метехскую крепость и приказал восстановить повреждённую церковь.
Самой древней частью храма является крыльцо (точнее, его нижняя, каменная половина) перед входом в него - пишут, что оно сохранилось ещё от прежней церкви 12 столетия:
Поделиться302019-10-09 18:26:57
На потолке крыльца уцелел красивый орнамент в виде многолучевой звезды или цветка:
У дверей храма съёмку мы закончим, поскольку в нём фотографировать запрещается, даже без вспышки.
Правда, соблазнов нарушить запрет не возникло вовсе: изнутри церковь представляет собой полную противоположность своему внешнему обличью, являясь абсолютным новоделом. В общем, вошли и вышли...
От Храма Метехи открываются очередные живописные панорамы Куры (которая в Грузии называется Мтквари, что означает "хорошая вода") и правобережной части Тбилиси:
Сама же Метехская крепость не дожила до наших дней, причём, что всегда бывает обиднее всего, разрушена она была не временем и не врагами, а собственными руками: после присоединения Грузии к России крепостные стены снесли в начале 19 века по приказу генерала Ермолова, а при Берии разобрали и остатки царского дворца (тогда чудом удалось отстоять и сам храм). На освободившемся пространстве соорудили площадку, в центре которой в 1967 году был установлен памятник Вахтангу Горгасали - царю Иверии второй половины 5 века.
Вообще, как мне кажется, Вахтанг I Горгасали (или Горгасал - из грузинских слов иногда выпадает последняя "И", правда, я не знаю, когда именно: хачапури - хачапур, боржоми - боржом, Авлабари - Авлабар) - не самая знаковая фигура в истории Иверии-Картли-Грузии. Особых эпохальных побед и деяний за ним не числится: да, он сражался с персами, под чьей властью тогда была Грузия, иногда - успешно, присоединил к своему царству несколько крепостей и провинций, слыл мудрым правителем и мужественным воином, с ним связывают признание автокефалии грузинской церкви. А вот о его личной жизни достоверно ничего не известно, да и вообще - все отрывистые сведения о нём почерпнуты из единственного источника - "Жизнь Вахтанга Горгасала", написанного неким Джуаншером Джуаншериани уже в 11 веке. Так что делать далеко идущие выводы о реальной фигуре иверийского царя пока особо не из чего...
А сегодня Вахтанг Горгасали - это, прежде всего, основатель Тбилиси (считается, что это произошло в 458 году, хотя эта дата условна). Правда, некоторые историки не согласны с этим, возражая, что при раскопках на территории города найдены термальные бани 1-2 веков, которые, понятно, посреди поля или леса никто сооружать не будет, не говоря уже о следах поселений намного более ранних столетий. Тем не менее, вопрос этот из исторического в политический превращать не стали, и каждый остался при своём мнении, не покушаясь на "официальную" версию. Зато то, что столицей Тбилиси сделал, перенеся её из Мцхеты, сын Вахтанга Дачи, известно доподлинно и споров не вызывает.
Не удивительно, что Метехи является обязательным местом посещения для новобрачных. Одних из них, с их позволения, разумеется, мы сфотографировали:
А у местных собак своя жизнь и свой распорядок: