После небольшого перерыва продолжу рассказ о нашей поездке в Великий Новгород.
Из Старой Руссы ехали в Великий Новгород через Шимск. Дорога хорошая, в пути не больше часа.
При въезде в Новгород повернули направо к Свято-Юрьеву монастырю. О Свято-Юрьевом монастыре недавно писал Savl, поэтому я ограничусь только своими впечатлениями.
Вначале мы вышли на берег Ильмень озера.
На противоположном берегу виднеется Благовещенский храм на Рюриковом городище.
Сам Свято-Юрьев монастырь хорошо смотрится с воды.
В 1030 году князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий, или Юрий) поставил напротив Городища деревянную Георгиевскую церковь. Это и считается годом основания монастыря.
Мы обошли вокруг и вошли на территорию монастыря не через парадные ворота, а вот здесь.
И сразу перед нами возник во всей красе Георгиевский собор.
Инициатором строительства Георгиевского собора на территории Юрьева монастыря стал сын Владимира Мономаха князь Мстислав Владимирович (1076-1132). Он княжил в Новгороде (1088-1094), потом в Ростове , затем снова в Новгороде, Белгороде и, наконец, в Киеве (1125-1132). В 1119 году началось возведение Георгиевского собора. Надзор за строительством был поручен сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду и игумену Юрьева монастыря Кириаку. Летопись называет имя мастера — Пётр, который строил и другие новгородские храмы того времени. 12 июля 1130 года собор был освящен во имя Георгия Победоносца.
Вскоре после окончания строительства Георгиевский собор расписали фресками. Однако в 1830-х годах при архимандрите Фотии (Спасском) они были сбиты, стены расписаны заново. В это же время установили новый семиярусный иконостас с древними монастырскими иконами.
Вот, что писали об убранстве Георгиевского собора в 30-х годах XIX-ого века.
«С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона св.Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами».
Описание этого образка, вырезанного из изумруда меня очень заинтересовало. Но он был украден при закрытии и разграблении монастыря в 1929 году и потерян безвозвратно. Однако в Владычной палате Новгородского кремля я увидела подобный образок, но на сапфире. Потом покажу.
Внутри Георгиевский собор не производит такого впечатления древности, мощи и строгости, как снаружи. Парадное золото фресок XIX-ого века, полуразобранные полы. Не храм, не музей, не сторойплощадка. Цельного впечатления не осталось.
Хотя на территории монастыря не было толп туристов и, вроде, никто не мешал и не отвлекал, монастырской атмосферы я здесь не почувствовала.
С Юрьевым монастырем тесно связана жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785-1848), единственной дочери графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1808), сподвижника Екатерины II. Его супруга Евдокия Николаевна (в девичестве Лопухина) скончалась в 1786 году вскоре после вторых родов, сын Иван — через год после рождения. Анна осталась единственной наследницей огромного состояния.
Алексей Орлов души не чаял в своей дочери. Анна Алексеевна была благосклонно принята при дворе, где в восемь лет получила звание камер-фрейлины. Замуж она так и не вышла.
Анна Алексеевна тяжело пережила смерть отца в 1808 году. Устроив дела, она отправилась в паломничество в Киево-Печерскую лавру, затем — в Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове. Позднее духовным наставником графини становится архимандрит Фотий (Пётр Спасский, 1792-1838). Вероятно, Фотий внушил ей, что она должна замаливать грехи своего отца, причастного к государственному перевороту 1762 года, убийству Петра III и злоключениям княжны Таракановой.
И Фотий, и Анна Алексеевна Орлова-Чесменская были весьма заметными фигурами в Петербургском обществе того времени. Пушкин не раз язвил о них в своих эпиграммах.
Полу-фанатик, полу-плут;
Ему орудием духовным
Проклятье, меч, и крест, и кнут.
Пошли нам, господи, греховным,
Поменьше пастырей таких, —
Полу-благих, полу-святых.
Благочестивая жена
Душою богу предана,
А грешной плотию
Архимандриту Фотию.
После того, как Фотий, благодаря ходатайству Анны Орловой перед Александром I, был произведён в архимандриты и переведен в Юрьев монастырь, графиня поселилась поблизости в собственном доме в деревне Витославлицы, где вела почти монашескую жизнь. Есть свидетельства, что она приняла тайный постриг под именем Агнии. Однако по настоянию Фотия Анна Алексеевна не отошла от светской жизни. Её связи при дворе Александра I и её дружба с супругой царя Елизаветой Алексеевной были для Фотия не менее важны, чем огромные пожертвования графини Орловой-Чесменской.
Печальную картину представлял собою Юрьев монастырь по прибытии нового архимандрита (братии на завтра даже нечего, было, есть, и денег не было). Постройки все обветшалые, много деревянных.
Благодаря щедрым пожертвованиям Орловой-Чесменской, в монастыре был возведен ряд крупных построек, реставрированы старые. Она перенесла в Георгиевский собор прах Григория, Алексея и Фёдора Орловых (в 1896 году их снова перезахоронили в родовом имении «Отрада» под Москвой). https://deadokey.livejournal.com/288290.html
Орлова-Чесменская сыграла большую роль в судьбе таинственной Веры Молчальницы (?-1861). После кончины Александра I возникла легенда (а может, это и правда), что император инсценировал собственную смерть в Таганроге и удалился в Сибирь под именем старца Фёдора Кузьмича. Веру Молчальницу народная молва отождествляла с супругой Александра, императрицей Елизаветой Алексеевной. Около 1834 года Вера объявилась в Тихвине, где своей набожностью заслужила уважение местных жителей. Она скиталась по разным местам и ничего не рассказывала о своём прошлом. В 1838 году её арестовали за отсутствие паспорта. После того, как она перестала отвечать на допросах и замолчала навсегда, её отправили в Коломовский дом умалишённых. Там её разыскала Анна Алексеевна, (а надо помнить, что она хорошо знала супругу Александра I), перевезла её в Сырков монастырь под Новгородом, выделила средства на её содержание и приставила к ней свою глухонемую служанку. По некоторым свидетельствам, в помяннике графини Орловой-Чесменской отсутствовали имена императора Александра I и его супруги.
Анна Алексеевна Орлова-Чесменская скончалась от сердечного приступа после службы в Юрьевом монастыре 5 (17) октября 1848 года пережив Фотия на 10 лет . Отпевали её в Георгиевском соборе. Погребена она была рядом с архимандритом Фотием в подземной церкви Похвалы Пресвятой Богородицы.
После разорения Свято-Юрьева монастыря, в 1933 г. их мраморные саркофаги были вторично вскрыты и разграблены. Останки архимандрита Фотия (1792-1838) и графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785-1848) были перенесены и погребены в одной общей могиле рядом с церковью Благовещения в Аркажах, в неподалёку от Юрьева монастыря.