Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.
В музее можно увидеть глиняную игрушку и других регионов России и зарубежья.
Тульская городская игрушка
Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость.
Отредактировано Loconte (2019-10-07 13:25:10)