В 1840-х годах император Николай I начал борьбу с сектантами и раскольниками и, в частности, возобновил гонения на старообрядцев. Под этот "каток" попала и Преображенская старообрядческая община, которой были вменены финансовые махинации в богадельном доме и даже ... государственная измена, поскольку в 1812 году преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег. Руководители общины были отправлены из Москвы в ссылку, часть старообрядцев перебралась за границу, а многие другие приняли единоверие и фактически стали членами Русской Православной Церкви (все "протокольные" нюансы весьма сложны и запутаны, а поскольку мой рассказ в основном посвящён архитектуре, я их, как и некоторые исторические подробности, опускаю и оставляю лишь основную "канву").
В духе новых веяний в трапезной части Успенского храма был создан придел в честь Николая Чудотворца, для чего к главной части церкви пристроили алтарную апсиду, а в 1866 году он стал собором учреждённого при нём единоверческого Никольского монастыря (справедливости ради надо отметить, что старообрядческой общине оставили женский двор, а территория мужской половины со всем имуществом была честно выкуплена Синодом за 25000 золотых рублей).
После революции начался настоящий "детектив": в первой половине 1920-х годов монастырь был закрыт, а храм передан во владение обновленцам, однако единоверческая община не освободила церковь и оставалась в её старой (Успенской) части. И тогда храм в самом буквальном смысле был разделён изнутри кирпичной стеною: восточная часть со старым Успенским престолом осталась за единоверцами, а западная трапезная с Никольским и образованным позднее новым Успенским приделами отошла к обновленцам.
Но и этим всё не закончилось: к 1930 году единоверческая община прекратила своё существование, и советские власти передали Успенскую часть храма старообрядцам беспоповского новопоморского толка, община которых в Токмаковом переулке была ликвидирована. А в середине 1940-х годов распалась и обновленческая община, и трапезную (Никольскую) часть вернули Русской православной церкви. Этот статус-кво сохраняется и сегодня: одна половина храма принадлежит православному приходу, а другая - старообрядческой поморской общине, которой в 1990-х годах отошла и территория бывшего женского двора с Крестовоздвиженской церковью (не той, что надвратная) - сегодня она закрыта для посторонних и "простым смертным" можно увидеть только ограду с башнями "кремлёвского" типа...
... и расположенное снаружи двухэтажное кирпичное здание больницы Преображенской богадельни, построенной в 1914 году самим Львом Николаевичем Кекушевым (и, кстати, она стала его последним творением):
А внутреннее пространство бывшего Никольского единоверческого монастыря сегодня доступно всем, благодаря чему можно увидеть его самые интересные постройки, которые я показал выше. Из менее значимого могу добавить служебные корпуса и колодец во дворе: