Спасибо за прекрасный рассказ и особенно за последний пост.
Необычные, интересные и красивые церкви, монастыри и подворья Москвы
Сообщений 191 страница 200 из 202
Поделиться1922019-03-21 08:35:29
тут я и хочу вспомнить замечательного Человека с большой буквы, с которым свела меня судьба, ставшего одним из моих Учителей, и во многом благодаря которому Зачатьевский монастырь получил свою вторую жизнь. Это Владимир Сергеевич Астафьев, начальник отдела в ЦНИИ, где я после армии начинал свою трудовую деятельность во второй половине 80-х. Часто говорят, что умных людей много, а мудрых среди них - единицы.
Сергей, вот это важно. Подобные встречи, подаренные Судьбой сильно обогащают личность. И я благодарен Судьбе, что мне она тоже дарила подобные встречи, может не со столь масштабными людьми, но такими же мудрыми. Их было несколько, и между прочим общение на этом форуме я тоже отношу к удаче, которая прилично развила мой кругозор, натолкнула на множество интересов и поисков.....
А Зачатьевский монастырь чуть ли не первая древность, встреченная мной в Москве... ну, если не брать во внимание Кремль и что там еще на виду всегда... Я попал в него кажется в конце 70-х... Собственно монастыря тогда и не было. Не было ни собора, ни даже котлована... Но и тогда это место чем-то проняло меня. А когда рядом открылось посольство Хорватии, я снова увидел его через много лет... и сначала даже не узнал это место! Я представляю сколько труда, энергии и энтузиазма вложено в его восстановление!
Спасибо за рассказ. Крупицы знаний и множество воспоминаний он мне доставил.
Поделиться1932019-03-21 13:28:59
По крайней мере фраза К О Н Е Ц 1 - Г О С Е З О Н А рождает уверенность, что будет 2-ой сезон !
я тоже надеюсь!!!
мне нравится Зачатьевский! изразцы в следующий раз схожу посмотрю вблизи
Поделиться1942019-03-21 14:15:29
К О Н Е Ц 1 - Г О С Е З О Н А
Cергей, спасибо за рассказ. Последний пост о Зачатьевском монастыре и Вашем Учителе написан очень сильно и искренне, за это отдельное спасибо. И, конечно, надеюсь на продолжение.
Поделиться1952019-03-25 15:27:59
хочу вспомнить замечательного Человека с большой буквы, с которым свела меня судьба, ставшего одним из моих Учителей, и во многом благодаря которому Зачатьевский монастырь получил свою вторую жизнь. Это Владимир Сергеевич Астафьев,
Именно об этом человеке рассказывала нам экскурсовод в Зачатьевском монастыре. Но тогда рассказ не прозвучал так и не оставил такого впечатления, как ваш. Всё-таки личный рассказ, о хорошо знакомом и уважаемом человеке идет, как говорится, от сердца к сердцу.
Спасибо за "1-ый сезон". Буду не только ждать второго, а пойду по Вашим стопам - уже наметила себе план. Хорошая у Вас получилась тема.
Поделиться1962019-03-25 15:33:21
Друзья, спасибо всем за поддержку и внимание!
И мне особенно приятно, что заключение получило такой тёплый отклик
Поделиться1972023-12-24 14:40:05
===============================
И снова здравствуйте, друзья! Прошло время, много чего произошло, утекло много воды, и я понял, что для полноценного развития этой темы - так сказать, "второго цикла", у меня не хватит ни материала, ни, что ещё важнее, куража: всё же любой рассказ - по крайней мере для меня - подразумевает "погружение" в какую-то "предметную область", а эта, хотя и остаётся для меня интересной, стала, образно говоря, не слишком "активной".
Но поскольку "материал" всё же имеется, хотя и не в таком "товарном" количестве, как раньше, я решил продолжить этот рассказ, но исключительно "в рабочем порядке" и немного в ином формате: если первый "сезон" был больше обзорным, то есть я старался предельно минимизировать и "визуальный ряд", и "описательную часть", оставляя только самое главное, то теперь не буду ограничивать себя никакими рамками и писать так и столько, как и сколько пишется. Поэтому какие-то разделы по-прежнему останутся "конспективными", какие-то станут более развёрнутыми, но ни то, ни другое не будет самоцелью - пусть моей "рукой", как обычно, "правит" тот, кто выше - во всех смыслах! - меня и пусть всё получается так, как получается
.
=========== >>>>> Храмы Рогожской слободы
.
Признаться, когда я начинал готовить этот раздел, выражение "Рогожская слобода" означало для меня лишь некую "географическую привязку", о которой я даже не старался "заморачиваться" - ну мало ли странных на первый взгляд названий осталось на карте Москвы как память о самых разных эпохах её истории? Но "случайно" (а они вообще бывают, случайности?!) вышло так, что совсем недавно я написал "мини-рассказ" про несколько "околомосковских" городков, и в их числе оказался Ногинск. И вот тогда-то я и узнал, что ещё в 16 веке здесь, на юго-восточной окраине (по тем временам) Москвы селились ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и перевозкой товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям (или просто Рогожи), а потому это место прозвали Рогожской слободой. В конце 18 столетия Рогожи стали Богородском, в советское время - Ногинском, а вот Рогожская слобода таковой и оставалась, расширялась, застраивалась, появлялись новые постоялые дворы, магазины, пекарни, лавки; кроме ямщиков здесь обосновывалось всё больше купцов и торговцев, а Рогожская застава, от которой начинался знаменитый Владимирский тракт, была одной из самых больших и оживлённых застав в Москве.
Исторически получилось так, что большинство "рогожских" жителей исповедовали старообрядческую веру, что заметно отличало Рогожскую слободу от "остальной" Москвы: это проявлялось и в особенностях быта, и в нравах, и в обычаях (долгое время слобода считалась этакой "хранительницей старых заветов"), и, конечно, в религиозных аспектах. Поэтому не удивительно, что храмы, которые возводились здесь, в основном тоже были старообрядческими.
В теперь уже бывшей Рогожской слободе сохранился храмовый ансамбль местной старообрядческой общины: Покровский собор, Воскресенская церковь-колокольня, церковь Рождества на Рогожском кладбище, а также Никольская церковь, которая сейчас является "чисто православной", но изначально также принадлежала старообрядцам.
Территория вокруг этого комплекса представляет собой что-то вроде парка-сквера - "зелёную зону", да ещё с прудом вытянутой "сверху вниз" формы, да ещё с переброшенными через него декоративными мосточками - ни дать ни взять этакая "рогожская Венеция" (ну а что, сейчас любой ручеёк с парой мостиков норовят так назвать, а здесь хоть "по делу")
Павильон-ротонда посреди единственного "плоского" моста (остальные два - "горбатые") - не просто беседка, а восстановленная часовня Иордань, которая изначально была деревянной и находилась немного в другом месте.
Впрочем, восстановлен был и сам пруд: в советские годы он (кстати, не знаю, как сейчас, а тогда вода в нём была проточной) был засыпан, а на его месте построен ... стадион.
..........
А теперь о самих храмах. Центральное место занимает кафедральный Покровский собор - главный храм Русской православной старообрядческой церкви (на снимках - жёлтого цвета), возведённый в конце 18 века по проекту "самого" Матвея Фёдоровича Казакова. Любопытно, что в первоначальном замысле он получался больше Успенского собора в Кремле, и когда Екатерина II прознала об этом, приказала изменить проект, в результате чего была убрана алтарная апсида, укорочен шпиль, а от пяти глав осталась всего одна. Зато Покровский собор стал одним из очень немногих в Москве, который не закрывался даже в самые "богоборческие" годы.
На одной из последних фотографий слева от собора вздымается в небеса Храм-колокольня Воскресения Христова - самая поздняя постройка комплекса, сооружённая в неорусском стиле в 1906-1912 годах:
Поделиться1982023-12-24 14:40:38
А вот третий храм - Рождества Христова начала 19 столетия, купол которого виден на некоторых снимках, я почему-то я не сфотографировал (возможно, издали он мне не приглянулся, и я просто поленился подойти, поскольку, честно говоря, мы приехали сюда без всякой подготовки и даже не специально, а зашли "между делом" перед посещением "своего" Рогожского кладбища), а он, как оказалось позже, довольно интересный).
...
Зато от души я поснимал "пряничную" Никольскую церковь с трёхъярусной колокольней с шатровым навершием - самую старую на территории Рогожской старообрядческой общины. Она была возведена в 1776 году на месте одноимённой деревянной часовни при недавно образованном Рогожском кладбище (оно появилось во время эпидемии чумы 1771 года, когда все кладбища в самой Москвы были закрыты). Правда, свой нынешний вид Никольский храм принял уже в 1863-1866 годах после того, как его отняли у старообрядцев и отдали единоверцам - тогда он стал называться Николо-единоверческим. В советское время он тоже не закрывался, а в 1988 году был передан Русской православной церкви.
Начну я с "дальних" видов:
И закончу "ближними":
Поделиться1992023-12-24 14:41:31
=========== >>>>> Англиканская церковь Святого Андрея
.
Стыдно признаться, но до относительно недавнего времени я не знал о существовании одного из самых потрясающих и, пожалуй, самого необычного храма Москвы - англиканской церкви Святого Андрея. Нет, есть, конечно, в Москве и другая неоготика европейского типа: католический собор Непорочного Зачатия Девы Марии и лютеранский собор Петра и Павла, но она всё же довольно традиционная даже для России: во многих городах можно увидеть подобные (плюс-минус) католические храмы, а уж про Калининградскую область я вообще молчу. А вот такой готической архитектуры в английском (его также называют викторианским) стиле больше нет нигде.
Вот только фотографировать, к сожалению, такую красоту сложно: церковь находится в глубине квартала и буквально зажата окружающими домами и закрытыми для прохода территориями, а свой двор у неё очень небольшой. А если ещё и солнце "вмешивается", сразу "отрезая" некоторые ракурсы, задача становится совсем проблемной. Я специально обошёл весь прилегающий "периметр" в надежде найти какие-то "лазейки" хотя бы для новых видов, но тщетно, так что снимать пришлось очень фрагментарно:
Англиканская община появилась в Москве в 1553 году, когда Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения по своим канонам. До пожара 1812 года они проходили в голландской реформатской церкви в Немецкой слободе, но после того как она сгорела, было решено построить собственный храм, однако "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", и новая церковь была возведена только в начале 1880-х годов, причём проект был "дистанционно" заказан английскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену, а "на месте" работами руководил известный мастер эклектики и русского стиля Борис Викторович Фрейденберг.
В советское время церковь уцелела, в ней более 30 лет (с 1960 года) располагалась студия грамзаписи "Мелодия" - не в последней степени благодаря прекрасной внутренней акустике, а сейчас она вновь является действующей, и кроме богослужений в ней проходят концерты органной музыки.
Главный зал церкви однонефный и довольно лаконичный, стены выкрашены белым цветом, но тем красивее смотрится деревянный потолок из дубовых стропил и балок, создающих, как пишут, иллюзию средневековой постройки, а по мне, напоминающих перевёрнутый корабль (что, кстати, символично и, вполне возможно, так и задумано, поскольку апостол Андрей издавна считался покровителем мореплавателей).
Изначально для внутреннего освещения использовались торшеры, однако во второй половине 20 века их заменили изящными люстрами:
Поделиться2002023-12-24 14:43:08
=========== >>>>> Никольский единоверческий монастырь
.
Как мне кажется, одним из самых недооценённых - и в архитектурном смысле, и в художественном, и даже с точки зрения известности - храмовых ансамблей Москвы является бывший Никольский единоверческий монастырь, расположенной в когда-то окраинном районе, называемом раньше Преображенской слободой. Его история началась во время эпидемии чумы в конце 18 века, когда после обращения старообрядцев к генерал-губернатору Москвы им был выделен земельный надел за Камер-Коллежским валом у Преображенской заставы для организации чумного карантина и нового старообрядческого кладбища (которое мы сейчас знаем как Преображенское).
Первыми в карантине появились временные деревянные бараки, однако со временем, когда и чума уже отступила, купец-старообрядец Илья (Василий до перехода в старообрядчество) Алексеевич Ковылин, владевший двумя кирпичными заводами, построил на их месте целый старообрядческой городок с жилыми корпусами, мужской богадельней и Успенским храмом (изначально он имел статус часовни) в неоготическом стиле - его автором долгое время считали Василия Баженова, но впоследствии сошлись на том, что архитектором был Фёдор Кириллович Соколов. Городок был обнесён каменной стеной с воротами, а над западными воротами, выходящими на Камер-Коллежский Вал (ныне улицу Преображенский Вал), в 1801 году поставили тёплую Крестовоздвиженскую церковь; чуть позже рядом был выстроен женский двор с шестью корпусами и "своим" тоже Крестовоздвиженским храмом, окружённый оградой с башенками на монастырский манер.
В целом этот комплекс с теми или иными реконструкциями (колокольня была возведена позднее, и о ней я скажу отдельно) сохранился до нашего времени:
"Лицом" монастыря является надвратная пятиглавая церковь Воздвижения Креста Господня, к которой по обеим сторонам примыкают двухэтажные флигели (в них в разное время располагались, в частности, церковно-приходская школа, начальное народное училище для мальчиков и библиотека древнерусских рукописей и книг):
Вид с внутренней стороны:
...
Сразу за воротами возвышается построенная в 1870-х годах изумительной красоты 40-метровая колокольня в готическом стиле, прозванная в народе Преображенской свечой:
А за ней открывается вид на стоящий в глубине двора небольшой, но очень красивый Успенский храм[/b] (он был частично реконструирован в середине 19 столетия) с собственной невысокой [b]колокольней круглой формы: