Музей архитектуры им. Щусева (МУАР) - усадьба Талызина.
Источники информации
http://muar.ru/
https://shagau.ru/2014/11/02/usadba-tal … m-shhuseva
http://archsovet.msk.ru/article/gorod/v … biley-muar
http://archsovet.msk.ru/article/gorod/v … biley-muar фото фасада
Я не раз рассказывала о новых музеях Москвы, да и уже многие из ранее существовавших музеев в последние годы обрели новое дыхание. Экспозиции стали современней, здания отреставрированы. Но вот Музей архитектуры (МУАР) среди всех других пока представляет весьма грустную картину. Его судьба в последние годы сложилась неудачно и каких-то значимых изменений в лучшую сторону нет и не предвидится.
История самого музея подробно написана тут, можно почитать.
http://muar.ru/o-muzee/istoriya
Если коротко, то музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря.
В 1945 г. В.М. Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Для этих целей была выделена городская Усадьба Талызиных на Воздвиженке . Новый музей архитектуры был создан по инициативе выдающегося архитектора А.В. Щусева, ставшего его первым директором. В отличие от Музея Академии архитектуры СССР, он предназначался не только специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически он должен был выполнить те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства.
Предметом музейного собирания впервые стали произведения советской архитектуры. И сам Щусев, и его коллеги-архитекторы дарили музею свои проекты, модели, фотографии. Одним из главных объектов показа стала сама усадьба Талызиных - выдающийся памятник русского классицизма XVIII в., построенная по проекту великого русского зодчего Матвея Казакова. Ее научную реставрацию осуществила возглавляемая Щусевым архитектурно-проектная мастерская.
В 1964 г. был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, аккумулировавший фонды обоих музеев и унаследовавший их владения в Донском монастыре и на Воздвиженке. В Донском, получившим статус филиала, разместились экспозиция и фонды по истории русской архитектуры, на Воздвиженке – по советской.Музей имел постоянную экспозицию и в основном здании, и в филиале .
В 1991 г. решением московских городских властей Донской монастырь был возвращен РПЦ. Музейные экспонаты в срочном порядке были эвакуированы на Воздвиженку, в неприспособленные и без того затесненные помещения, к тому же, нуждающиеся в капитальном ремонте. Последние ремонтно-реставрационные работы проходили в середине 1960-х гг. Из-за дефицита пространства постоянная музейная экспозиция была закрыта, а богатейший музейный фонд оказался на многие годы фактически изъят из культурного оборота. Первый в истории музей архитектуры сегодня требует решения множества проблем, которые накапливались десятилетиями. Удивительно, что он вообще не закрылся вопреки отсутствию регулярного финансирования в течение продолжительного времени, вопреки обещанной, но так и не состоявшейся реконструкции.
На данный момент постоянной экспозиции в музее практически нет, ее только планирует создать. А в помещениях музея проходят временные выставки, и они по большей части на "любителя".
Какими пространствами располагает сейчас музей ?
На территории современного МУАРа находятся несколько зданий разных веков: здание трапезной Аптекарского приказа 17 в., полукруглый Домик садовника 18в. , современный флигель Руина (бывшее здание конюшен 18в.) и сам главный дом Усадьбы Талызина с флигелями 19в..
Эти здания объединяет Скульптурный дворик , созданный на месте бывшей автостоянки.
Его создало бюро «Народные архитекторы» . Скульптурный дворик – своеобразное фойе главного входа в музей, откуда посетители смогут попасть во все пространства музейного комплекса. Его экспозицию составят уникальные произведения городской и садово-парковой скульптуры. Попасть в него можно из Староваганьковского переулка. что начинается сразу за Библиотекой им Ленина.
Вид дворика из окна корпуса "Руина"
А это "Руина" уже снизу , это здание конюшен XVIII–XIX века.
Домик садовника 18в. , перед ним часть подлинных деталей убранства Триумфальной арки, той, что сейчас стоит на Кутузовском проспекте Можно пройти, посмотреть, почитать.
Вот что про эту арку написано ан сайте музея.
Торжественная закладка Триумфальных ворот по проекту архитектора Осипа Бове и заказу императора Николая I состоялась 17 августа 1829 года на площади Тверской заставы. Скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев создали великолепные рельефы, выполненные по эскизам самого архитектора: это и барельефы с военными доспехами, и 44 герба российских городов, жители которых участвовали в войне с Наполеоном, и декоративные розетки, и многофигурные композиции, в аллегорической форме повествующие об освобождении Москвы и изгнании французов из России. Темный чугунный скульптурный декор, выполненный на Мышечском заводе в городе Алексин Тульской губернии, прекрасно оттенял белый камень, который добывали в подмосковном селе Татарово.
Триумфальная арка украшала площадь Тверской заставы до 1936 года. Однако после утверждения генерального плана реконструкции Москвы, в рамках которого предусматривалось расширение улицы Горького, Триумфальные ворота были разрушены. Перед этим были произведены обмеры арки и ее фотофиксация, а часть оригинальной скульптуры была передана в Музей архитектуры.
В 1962 году, в честь 150-летия Бородинского сражения, Моссовет принял решение о воссоздании Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте. Арка восстанавливалась как часть окружающего ее мемориального комплекса: панорамы «Бородинская битва», статуи Михаила Илларионовича Кутузова и музея «Кутузовская изба». Основной массив арки: цоколь, пилоны и арочное перекрытие были воссозданы из железобетона, фасад же облицован белокаменными блоками. Скульптурный декор был восстановлен по гипсовым слепкам сохранившихся деталей. Подлинные же скульптуры и рельефы – колесница Победы, фигуры воинов, аллегории Твёрдости и Храбрости, летящие славы – после тщательной реставрации установлены на воссозданном монументе, открытом в 1968 году. Сегодня часть подлинных деталей убранства Триумфальной арки представлены в Скульптурном дворике Музея архитектуры в режиме постоянной экспозиции.
Трапезная палата Нового аптекарского двора. В 1676 году сюда от Троицких ворот был переведён Новый аптекарский двор, изготавливавший и хранивший лекарства и травы для царского двора, а также съестные припасы — вино, водку, мёд, соления. В 1730-х годах здесь жил со своей семьёй грузинский царь Картли Вахтанг VI. В XVIII веке с фасада были стёсаны все архитектурные детали, и он получил вид гладкой оштукатуренной поверхности. В начале XX века трапезная была надстроена вторым этажом. В 1950-х годах под руководством архитектора И. Новикова в здании были проведены реставрационные работы, после чего оно стало филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева. Здесь также проходят выставки.