Александр Куприн (1880-1960)
Букет осенних листьев на голубом фоне . Село Крылатское. 1923г.
В своих работах Александр Куприн исследовал взаимодействие формы, пространства и цвета, выделяя наиболее существенные элементы мотива
и акцентируя границы и точки соприкосновения форм. По описанию известного искусствоведа Льва Мочалова, композиция на картинах художника
обычно «завязывается» в центре, и уже от центрального ядра расходятся композиционные лучи, «как разлетающиеся траектории брызг от
камня, брошенного в воду». Этот принцип использован автором и в представленной работе: осенние листья разлетаются из центрального узла картины во все стороны, благодаря чему к ним возвращается прежний динамизм, как если бы они все еще висели на деревьях.
Нико Пиросмани. (1862-1918)
Грузинка в лечаки.
Творчество Нико Пиросмани впервые открыли широкой общественности футуристы Илья и Кирилл Зданевичи. Познакомившись с художником в Грузии в 1912 году, годом позже они убедили его дать несколько работ на выставку нового авангардного искусства «Мишень». Живописный метод Пиросмани поражал тем, насколько он расширял
границы «дозволенного» — и неизбежно навлекал на себя насмешки консервативных критиков, утверждавших, что Пиросмани попросту не умеет
«правильно» рисовать. Когда же работы художника все-таки снискали первую славу, сам он канул в безвестность, чем еще больше окружил себя ореолом таинственности, который стал неразрывно связан с его именем после его смерти. Умер Пиросмани в Тифлисе (в настоящее время Тбилиси) в 1918 году. Его грубая эстетика живописца-самоучки стала источником вдохновения для целого поколения грузинских и российских художников, стремившихся порвать с изжившими себя канонами академической школы.
Купленная в 1928 году австрийским писателем Стефаном Цвейгом «Грузинка в лечаки» входит в серию портретов грузинских женщин, большая часть которых сегодня хранится в Грузинском национальном музее. Картина сразу же полюбилась Цвейгу, в зальцбургском доме которого она висела до эмиграции писателя в Бразилию в 1934 году. В 1942 году автор «Шахматной новеллы» умер, а в 1981-м картина была преподнесена в дар библиотеке Рида нью-йоркского Государственного университета во Фредонии, где она и находилась в Цвейговском зале вплоть до нынешних торгов.