Ж.-Л.Вуаль (1744-1806) "Портрет Е.И. Нелидовой" 1790-е г.
Милейшие цветочки
Как тут не вспомнить портрет Нелидовой работы Левицкого, где Нелидова изображена юной смолянкой, учащейся Смольного института благородных девиц.
В 1765 г. она была принята в только что основанный Екатериной II Смольный институт, где рано обратила на себя внимание своей способностью к танцам и чрезвычайной грацией. В 1775 г. Екате¬рина II велела Левицкому написать портрет Нелидовой, танцующей менуэт . По окончании в 1776 г. института, Нелидова была назначена Фрейлиной к Великой Княгине Наталье Алексеевне, а затем к Великой Княгине Марии Федоровне. Проницательный ум и твердый самостоя¬тельный характер Нелидовой помогли ей быстро освоиться с новой для нее обстановкой. Маленькая брюнетка, Нелидова была некрасива (по портретам не скажешь ) , но умные, блестящее черные глаза, выразительное лицо, под¬вижной, веселый характер, разговор, блещущий остроумием, невольно привлекали к ней.
Цесаревич Павел стал находить удовольствие в обществе фрейлины своей супруги, а потом дошел до рыцарского ей поклонения. Живостью своего ума, искренностью и благородством своих суждений она умела отвечать душевным запросам Павла Петровича, с его рыцарским характером и стремлениями к правде и народному благу, в большей степени, чем его супруга, отличавшаяся немецкой аккуратностью и мето¬дичностью. Нервная, надломленная натура Цесаревича в стремлении к душевному равновесию находила некоторое успокоение и поддержку в свойствах ума и характера Нелидовой. Она постепенно совершенно овладела умом и сердцем Павла Петровича и, поняв свойство его характера, умела нм управлять. Связь их была чисто нравственная, отчасти на религиозно-мистической подкладке; по словам самого Павла I, его соединяла с Нелидовой "дружба священная и нежная, но невинная и чистая". Людям непонятны были такие отношения, и уже с 1785 г. Нелидову при дворе и в обществе считали любовницей Павла, существование же клеветы заставляло Великого Князя удвоить публичное выражение своего уважения к девушке, несправедливо страдающей из-за него.
Мария Федоровна первоначально не придавала значения сближению мужа с фрейлиной и даже пользовалась ее влиянием для своих целей, но затем стала им возмущаться, а Нелидова не замечала, сколько горечи должно было накопиться в душе оскорбленной супруги. С 1795 г. интриги врагов Нелидовой уменьшили влияние ее на Павла, зато возросло доверие к ней Цесаревны, понявшей, что Нелидова - ее союзница. В 1796 г. произошла между друзьями размолвка, и Нелидова уединилась в Смольном, где она поселилась еще раньше, только на время приезжая ко двору. С восшествием на престол Павла I значение Нелидовой восстановилось, с Mapией же Федоровной они заключили настоящий дружественный союз для блага любимого обеими человека. Их старания были направлены на то, чтобы удерживать Государя от вспышек гнева и необдуманных решений, ходатайствовать за опальных, замещать высшие должности благонамерен¬ными и преданными людьми. Собственно на государственные дела Нелидова не могла иметь влияния, так как, оставаясь всегда восторженно-сентиментальной институткой, руководилась обыкновенно нравственными и сердечными мотивами.
В 1798 г. враги Императрицы и Нелидовой внушили Павлу I, что он находится под опекой супруги и ее камер-фрейлины, царствующих его именем, и устроили замену Нелидовой А. П. Лопухиной. После высылки из Петербурга в замок Лоде графини Н. А. Буксгевден, любимой подруги Нелидовой, последняя, в Сентябре 1798 г., тоже удалилась в Лоде. Смерть Павла I очень потрясла Нелидову; она быстро состарилась и поседела. Дружба ее с Императрицей продолжалась до смерти по¬следней. По смерти Марии Федоровны, Нелидова, почти всеми забытая, доживала свой век в Смольном, сохранив до конца свой своеобразный пылкий ум, продолжая пленять своей беседой, но в то же время доставляя много неприятностей близким своей ворчливостью и требовательностью. Скончалась она 2 Января 1839 г. на руках своей любимой племянницы, княгини А. А. Трубецкой. (http://medalirus.ru/portret/nelidova-ek … anovna.php)
Посмотрим как расписан потолок в этом зале
В анфиладном проходе изящный диван
и картины без подписей.