Помимо постоянной экспозиции в Доме Баха проводятся и временные выставки. Во время нашего визита в музее была экспозиция «Женщины в музыке Баха»
В этой комнате можно познакомиться с женщинами, которые сыграли значимую роль в музыкальной жизни Баха. Им Бах либо посвящал свои произведения, либо они принимали участие в сохранении его наследия. Здесь же можно послушать музыкальные произведения, посвященные этим женщинам. Для этого надо всего лишь воспользоваться наушниками.
Я расскажу лишь об Анне Магдалене Бах и об Анне Амалии Прусской.
Анна Магдалена Бах (1701 – 1760) — известная немецкая певица начала XVIII века, вторая жена Иоганна Себастьяна Баха.
Бах женился на 20-летней Анне Магдалене 3 декабря 1721 года, 17 месяцев спустя после смерти первой жены Марии Барбары. В этом браке родилось 13 детей, но 7 из них умерли в раннем детстве. Кроме собственных детей, Анна Магдалена сразу приняла на себя заботу о четырёх детях от первого брака мужа. Брак считался счастливым, в том числе благодаря общему интересу супругов к музыке.
Анна Магдалена регулярно ассистировала мужу, записывая нотами его игру. Бах, в свою очередь, написал несколько посвящённых жене композиций, в первую очередь два «Альбома для Анны Магдалены Бах» 1722 и 1725 годов.
Во время проживания в Лейпциге Анна Магдалена организовывала регулярные музыкальные вечера, на которых вся семья пела и играла для гостей. Дом Бахов надолго стал музыкальным центром Лейпцига.
Анна Амалия Прусская (1723—1787) — прусская принцесса, младшая сестра короля Пруссии Фридриха Великого, немецкий композитор. (Просьба не путать её с тёзкой и ровесницей Анной Амалией Брауншвейгской, герцогиней Саксен-Веймар-Айзенахской, (1739 – 1807), которая появится в нашем рассказе через несколько дней, когда мы приедем в Веймар).
Музыкально одарённая Амалия Прусская начала уроки игры на клавесине и пианино только в 17 лет, после смерти своего отца, «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, ненавидевшего музыку.
Она также научилась играть на флейте, лютне, органе и скрипке. В 21 год Амалия занялась композицией и написала ряд кантат, хоралов и маршей.
Самым большим авторитетом в музыке для Амалии был Иоганн Себастьян Бах. Амалия прославилась своей коллекцией в области исследования творчества Баха.
Благодаря ей сохранились подлинные ноты и манускрипты великого композитора, которые она собирала и бережно хранила в т.н. «Библиотеке Амалии» (не путать с библиотекой герцогини Анны Амалии в Веймаре). Принцесса очень бережно относилась к своим сокровищам и не позволяла никому прикасаться к ним. В настоящее время эти реликвии находятся Государственной библиотеке Берлина.
Амалия поддерживала отношения с сыновьями Баха. Один из них, Карл Филипп Эмануэль Бах, сочинил для Амалии органные сонаты. А другой - Вильгельм Фридеман Бах, посвятил ей фугу.