Перехожу к следующему разделу музейного комплекса.
"Русское церковное искусство XVI – XIX вв."
Экспозиция русского церковного искусства XVI – XIX веков включает произведения иконописи, медного литья и отдельные предметы церковной утвари. Эти коллекции сформировались благодаря активной собирательской деятельности музея в послевоенное время, так как существовавшее ранее музейное собрание, основу которого составляли произведения из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, почти полностью погибло в 1941 году. Из документов известно, что в обители хранились древние иконы, выполненные на дереве, холсте, металле и стекле мастерами из разных иконописных центров России – Москвы, Новгорода, Ростова Великого.
Собранная вновь из разных источников коллекция икон не имеет прямого отношения к истории и художественной жизни Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В то же время несколько экспонируемых произведений из храмов Московской области дают представление о стилистических особенностях церковного искусства московского региона.
Стилистические особенности икон позволяют отнести их к разным периодам и художественным центрам.
Иконы я снимала мало, но и по этим нескольким видно разнообразие представленных в собрании икон.
"Избранные святые в молении Спасителю. Мученик Прокопий Кесарийский и великомученик Никита, преподобные Александр Свирский и Нил Столобенский" Конец 17-начало 18в. Русский Север.
Происхождение некоторых произведений удалось восстановить благодаря близким стилистическим аналогиям. Примером является икона «Богоматерь с Младенцем на престоле», выполненная ярославскими иконописцами Иваном и Афанасием Шустовыми в 1747 году для местного ряда иконостаса Троицкой церкви Власьевского прихода в Ярославле. Дата ее написания, авторство и происхождение определяются по парной подписной иконе «Спас Вседержитель на престоле», хранящейся в собрании Ярославского художественного музея.
Икона Богоматери "Троеручица". Последняя треть 18в. Центральная Россия.
В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.
В Православном предании существует легенда, согласно которой считается, что возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица».
"Богоматерь с младенцем на престоле (Кипрская) с преподобными Пелагией и Марией. Вторая половина 18в.Москва.
Раздел "Русское искусство конца XVII – начала XX века"
Экспозицию икон и медного литья XVI–XIX веков продолжают произведения светского искусства, демонстрируя самые ранние образцы парсунного письма и портретов петровского времени. История формирования художественных коллекций музея характерна для многих российских музеев, возникших в послереволюционный период, и тесно связана с порой трагическими страницами истории страны. Основанный в 1920 году в зданиях закрытого монастыря, музей почти сразу стал крупнейшим художественным центром Подмосковья. У истоков строительства музея стоял его первый директор – Натан Александрович Шнеерсон (1881–1945), непосредственно участвовавший в работе комиссии по национализации усадебных и частных собраний. В 1920-х годах Н.А. Шнеерсон развернул активную работу по обследованию усадеб и церквей западной части Московской губернии. Мандат, выданный Натану Александровичу, давал ему право вывозить художественные коллекции, которым грозила гибель на местах, в свой музей.
Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб архитектурному ансамблю и фондам музея. Лишь небольшую часть экспонатов успели эвакуировать в Алма-Ату. Реставрация и пополнение фондов стали важными направлениями деятельности музея в послевоенный период. Особенно активно эта работа велась, начиная с середины 1970-х годов, когда директором В.Ф. Нижегородовым, пришедшим к руководству музея в 1973 году, был сформирован научный коллектив из выпускников МГУ: искусствоведов и историков. Можно без преувеличения сказать, что именно эти годы стали временем возрождения и расцвета музея. Стремясь восполнить утраченные во время войны ценности, собиратели следовали жанровому и тематическому составу той коллекции, которая сложилась ранее. В довоенном собрании русского искусства XVIII–XIX веков основным жанром был портрет и пейзаж.
Восемнадцатое столетие справедливо считают веком портрета. Расцвет портретного жанра происходит уже в петровское время. В эпоху глубоких преобразований и становления светской культуры активная, деятельная личность становится основным объектом искусства. Идеалы нового времени воплотились не только в мужских, но и в женских образах, наглядным примером тому служит один из самых ранних портретов в собрания: «Портрет княжны Смарагды (?) Марии(?) Кантемир».
И.Н.Никитин Портрет княжны Смарагды (?) Марии(?) Кантемир». 1710-1720гг.
Иван Никитич Никитин -пенсионер Петра I в Италии. После смерти Петра I впал в немилость и был сослан в Тобольск. На основании надписи на обороте холста "Княгиня Смарагда Кантемир" портрет традиционно считается портретом младшей дочери князя Дмитрия Кантемира и его первой жены греческой жены Кассандры Кантакузен. Правильность надписи вызывает сомнения . О рано умершей княжне Смарагаде практически ничего не известно. Характеристика, возраст изображенной, фамильные драгоценности , в которых изображена портретируемая, дают возможность предположить, что на портрете старшая дочь Дмитрия и Кассандры, Мария Кантемир (1700-1754). Княжна Мария, образованнейшая женщина своего времени, пользовалась расположением Петра I и вошла в историю как "последняя любовь Петра Великого".
Периодом блестящего расцвета портретной живописи в России стала вторая половина XVIII столетия. Русское портретное искусство этого времени развивалось в двух основных направлениях: в жанре парадного и камерного портрета. Наивысшие достижения в развитии жанра интимного портрета в русском искусстве II-й половины XVIII века связаны с именем Ф.С. Рокотова. Кисти Фёдора Степановича Рокотова принадлежит «Портрет Маргариты Францевны Зотовой».