Новый Иерусалим: монастырь после реставрации и музейный комплекс.
Сообщений 61 страница 70 из 134
Поделиться622018-06-22 14:33:52
Колокол на котором сохранилась надпись, что Воскресенский собор был заложен 1 сентября 1658 года , в честь основания монастыря его и отлили.
Для понимания откуда в Новый Иерусалим попали личные вещи патриарха Никона приведу небольшой текст.
Иверский монастырь на Валдае -первый из трех монастырей, созданных патриархом Никоном в рамках программы перенесения в Россию греческих христианских святынь. Монастырь был основан в 1652г. во имя Иверской иконы Богоматери и святителя Филиппа, митрополита Московского, канонизированного по инициативе патриарха. Монастырь строился по подобию Иверского монастыря на Афоне в греческих архитектурных традициях. В 1656г. был закончен и освящен Успенский собор монастыря. Тогда же в монастырь был привезен список с афонской чудотворной Иверской иконы Богоматери. Монастырь стал крупным центром церковного искусства и книжной культуры. В 1655г.сюда переселились монахи из Оршанского Кутеинского монастыря. Среди них были резчики, керамисты и печатники. Они привезли с собой типографию, которая потом , в 1665г. переехала сюда, в Воскресенский Нов-Иерусалимский монастырь. В 1676г. мастера и оборудование типографии были взяты на Московский печатный двор. В ризнице Иверского монастыря имелось большое количество литургических сосудов и облачений времен патриарха Никона, а также его личных вещей. В монастырской библиотеке хранилась рукопись жизнеописания патриарха, написанная в конце 17в. иподиаконом Иваном Шушериным. После революции на территории монастыря некоторое время существовал Никоновский музей, в 1933г. он был закрыт , а его коллекции переданы в Новый Иерусалим.
Икона "Богоматерь Иверская" (1861г.)
Клобук Патриарха Никона . Середина 17.в (Байбарек, жемчуг)
Посох. (Россия, 17в, с переделками 18в. красное дерево, позолота, серебро)
Сергей Милорадович "Суд на патриархом Никоном" (1906г.0 Патриарх изображен как раз с таким посохом.
Г. Соловьев "Патриарх Никон на строительстве Воскресенского собора" (1957-58гг)
Поделиться632018-06-22 14:35:26
Фелонь. Вклад царя Федора Алексеевича в Воскресенский монастырь 1678г.
( Фелонь -верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов).
Епитрахиль. Апостолы Петр и Павел со святителями. (Западная Европа. Середина 17в.)
Епитрахиль - принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
П.Степанов. Скит патриарха Никона 1854г.
Зеркало печи из скита патриарха Никона. Реконструкция. 2009г.
Поделиться642018-06-22 20:36:39
Парсуна "Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря". Неизвестный художник . Новый Иерусалим 1660-егоды.
Прежде всего. что такое парсуна.
Парсуна (искажённое лат. persona— «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи. Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
В те суровые времена Патриарх Никон особо заботился о внешнем благолепии Церкви. Сам он был исключительно скромен в личной жизни, например, в быту он носил грубые и простые одежды, а под ними — железные вериги. Но за богослужением он надевал такие роскошные облачения, какие не имел никто из русских Патриархов.
Лица братии весьма выразительн .
Крест выносной восьмиконечный. Старообрядческая мастерская 19в.
Поделиться652018-06-22 20:37:30
Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича
Николай Подключников. Портрет Петра I.( Исторический )
Перешли в зал, посвященный петровской эпохе. От стрельцов к армии европейского типа.
Кольчуга 16-17вв. и шлем 17в.
Витрина с движущимися голографическими фигурами
Стрельцы.
А это уже петровская эпоха. Артиллерист заряжает пушку и стреляет.
Поделиться672018-06-23 08:07:24
Филип Клювер. Введение во всемирную географию . Том 2.(Вольфенбюттель 1694г.)
Фелонь. Перешита из платья императрицы Елизаветы Петровны. Середина 18в.
Царские врата иконостаса Крестовоздвиженской церкви на Голгофе. Россия. Середина 18в. Сейчас вместо них установлена более современная копия, я ее показывала.
Икона "Христос в терновом венце" . Художник Сергей Горяинов 1750-е гг.
Поделиться682018-06-23 08:08:04
Дарохранительница главного алтаря Воскресенского собора. 1760г. Серебро, позолота, чернь.
Евангелие. ( Киев, 1752г.). Дар Арсения Мациевича Амвросию Зертис-Каменскому.
Архиепископ Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский) - епископ Русской Церкви; с 18 января 1768 года архиепископ Московский; член Святейшего Синода.
С 1748 года он был архимандритом Новоиерусалимского монастыря.
В 1768 году императрица Екатерина II назначила его архиепископом Московским и поручила ему возобновление трёх московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. При благоустройстве зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств.
Участвовал в ликвидации эпидемии чумы в Москве в 1771 году. Амвросий погиб трагической смертью, растерзанный толпою 16 сентября 1771 года у ворот Донского монастыря при возмущении народа во время чумы, свирепствовавшей в Москве. Причиной его убийства стало распоряжение запечатать короб для приношений Боголюбской иконе Божией Матери, а саму икону убрать — во избежание скоплений народа и дальнейшего распространения эпидемии.
Западный фасад и разрез Воскресенского собора по оси север-юг. Чертеж Матвея Казакова .Конец 18в.
Стихарь. (Россия-Франция Конец 18в.)
Потир. Россия 1798. Серебро, эмаль, стразы.
Вид на восточный фасад Воскресенского собора. Рисунок акварелью В.М.Казакова .Конец 1790-х.гг. Именно в этом ракурсе и предстает собор перед всеми. входящими в него сейчас через главные ворота.
Неизвестный художник. "Патриарх Никон на фоне Нового Иерусалима." Начало 19в.
Поделиться692018-06-23 14:11:00
Рипида. (Греция. 17в. Серебро, хрусталь)
Рипида (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти. Рипиды употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен.
Вот этот покров в витрине
Вериги патриарха Никона с распятием. Копия 19в. с оригинала 17в.