Выставка работ Бориса Кустодиева «Венец земного цвета».
Выставка проходила с 17 февраля до 27 мая 2018г. На ней было представлено более 60-ти полотен великого русского художника из тринадцати российских музеев и частных коллекций.
Эта выставка была организована музеем «Новый Иерусалим» при поддержке и значительном участии Государственного Русского музея, который является одним из главных хранителей великого творческого наследия Кустодиева. На выставке были собраны произведения из коллекций более десяти ведущих музеев страны – Казани, Воронежа, Костромы, Владимира, Иванова, Краснодара, Саратова, Нижнего Новгорода, Чебоксар и Москвы. Санкт-Петербург на выставке наряду с Государственным Русским музеем представляли ГМЗ Петергоф и Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (НИМ РАХ). Кроме того, часть произведений для выставки предоставили частные коллекционеры, рекомендованные аукционным домом Sotheby`s .
Выставка приурочена к 140-летию со дня рождения Б.М. Кустодиева – мастера, чье имя неразрывно связано с традициями русской культуры, и открывает целый ряд мероприятий, посвященных юбилею. Поэтому главный акцент экспозиции сделан на картины, посвященные русскому купечеству, бытовым сценам и праздничным гуляниям. По мнению автора идеи проекта, заместителя генерального директора музея «Новый Иерусалим» Дарьи Миловановой, эмоционально выставка передает атмосферу широкого русского праздника, настроение которого создает яркая колористика и выразительность образов, созданных гением Б.М. Кустодиева. Не случайно открытие состоялось на масленичной неделе и совпало с традиционными народными проводами русской зимы.
Лейтмотивом выставки являются строки Александра Блока: «Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам..» Поэтому экспозиция выставки, которая развернулась на площади более 1000 кв.м., строится не как академический рассказ о творчестве мастера по хронологическому принципу, а сосредотачивается на ключевых темах в работах Кустодиева: праздники, «русские типы», портреты, – на тех темах, которые выделили художника из ряда его современников, сформировали его уникальную творческую манеру.
На выставке представлен изобразительный материал, который наглядно демонстрирует, как выстраивалась эволюция мастера в рамках одной темы – от редчайших эскизов до полномасштабных работ. Русская провинция, народные праздники – в каждой теме организаторы постарались продемонстрировать и знаменитые полотна, и редкие, не часто выставляемые произведения.
Биография художника (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кустодиев,_Борис_Михайлович)
Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841—1879), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.
Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.
Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
1913 — преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).
1923 — член АХРР (Ассоциации художников революционной России).
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Умер в 1927г. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
В каждом разделе выставке есть сопроводительные тексты.
Предваряет выставку статья , озаглавленная цитатой И.Е.Репина "Кустодиев -богатырь русской живописи"
Первый раздел выставки называется "Русские типы"
Здесь представлена серия акварелей 1920г. из музея-квартиры И.Бродского.
В 1923 году Кустодиев оформил книгу «Русь: Русские типы Б.М. Кустодиева». Текст к изданию написал Евгений Иванович Замятин, судьба которого драматичес ким образом сказалась на судьбе кустодиевского альбома: в 1931 году писатель эмигрировал из СССР, и его книги на родине подверглись запрету; под запретом оказалась и «Русь». Вышла «Русь» тиражом 1000 экземпляров, часть тиража была нумерованной. Издание состоит из двух частей. Первая часть — замятинская, в ней рассказывается случай из жизни мифического города Кустодиевска, где жила молодая красавица Марфуша, супруга пожилого купца Вахрамеева, который любил её без памяти и ревновал; однажды уехал муж на ярмарку, а к Марфе зашёл «казанский “князь”, в ватной шапке горшком, лопоухий, глаза вострые», взволновал он Марфушу; наутро воротился с ярмарки муж, за обедом поел грибочков да и помер. Текст сопровождают 8 рисунков художника, выполненных пером и воспроизведённых в технике цинкографии. Вторая часть — кустодиевский альбом, 23 иллюстрации, выполненные в технике фототипии с акварелей, созданных художником в 1919–1920 годы. Здесь, собственно, и представлены народные типы, так ярко описанные Замятиным: «Лихач», «Купец», «Игуменья», «Сундучник», «Торговец шарами», «Живописец вывесок»… «…Кустодиев видел Русь другими глазами, чем я, — вспоминал Замятин, — его глаза были куда ласковей и мягче… Так вышло, что Русь Кустодиева и моя — могли теперь уложиться на полотне, на бумаге в одних и тех же красках»
Акварели под стеклом, поэтому они бликуют и я покажу только три работы из серии.
Лихач.
Священник
Торговка овощами.