Савойские Альпы.2016 Часть 3. Лион - город, оправдавший ожидания.
Сообщений 71 страница 80 из 334
Поделиться722018-05-19 18:04:03
Рядом с собором расположен «археологический сад» с остатками двух других церквей XI века (св. Стефана и Святого Креста), разрушенных в годы Великой Французской революции Этот церковный комплекс, датируемый 4в, восстанавливался с 1973 по 1977гг. и теперь имеет 3 церкви, а так же другие строения.
Были раскопаны оригинальный чан для крещения и многие римские памятники,. Эти раскопки помогают представить Лион таким, каким он был во время правления Римлян и во времена ранних христиан.
Площадь перед собором пасмурным субботним утром, от входа в собор хорошо видна базилика Фурьвьер
Поделиться732018-05-19 18:44:03
Вье Лион.
Отдав должное собору, самое время начать прогулку по району Вье Лион. Само слова "вье" -"старый" говорит само за себя. Это самая старая часть города, это самый знаменитый и посещаемый район Лиона, особенно с тех пор, как он был внесен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Квартал, который образовали средневековые и ренессансные постройки, расположен вдоль западного берега Сонны у холма Фурвьер. Большинство исторических построек находится на улице Беф, улице Сен-Жан, улице Труа-Мари.
В XV-XVI вв. с развитием торговли здесь осело множество итальянских семей, которые обустроили в Лионе частичку родной Италии. Старый Лион крупнейший сохранившийся ренессансный жилой квартал, но только после Венеции.
В эпоху ренессанса дома украшали в итальянском стиле – появились многоугольные башенки, галереи, арки, домовые знаки, угловые знаки.
Старый Лион избежал тотальной санации, как древний Париж в эпоху барона Османа.
Так что погружение в старину здесь обеспечено.
Замечу, что по Вье-Лиону я ходила все три дня, поэтому фото будут при разном свете и разной погоде. Большую часть мы смотрели в субботу утром при дожде и избежать капель на объективе не удалось.
Сначала пройдемся по той части Вье-Лиона, что находится южней кафедрального собора.
Ближе всего к метро "Вье Лион" находится этот памятник -бюст Лорана Мурже, создателя Гиньоля, куклы ярмарочного перчаточного театра.
Лоран Мурже (1769—1844), выходец из семьи рабочих лионских шелковых мануфактур.
Чтобы прокормить своих 10 детей, на что недоставало заработка простого ткача, он становится бродячим торговцем, а затем — зубодёром. Дабы подбодрить клиентов, опасающихся похода к доморощенному врачу, он начинает развлекать толпу куклами-марионетками. Сначала Мурже пользуется репертуаром итальянской комедии дель арте, его любимый персонаж — Полишинель. Представления — всего лишь импровизации, созданные из местных новостей под настроение кукловода — что-то вроде сатирической газеты. В 1804 году Мурже начинает давать представления в кафе на улице Нуар в квартале Прескиль, и полностью посвящает себя кукольному театру. Сюжеты представлений становятся сложнее — в 1805 году создан образ Ньяфрона, острого на язык и любящего выпить сапожника, а затем, к 1808 году, и Гиньоля.
Гиньоль (фр. Guignol) — кукла ярмарочного театра перчаточного типа (не «марионетка» в русском понимании, а «петрушка»), появившаяся в Лионе в конце XVIII—начале XIX века. Этим же термином обозначают соответствующий жанр театрального искусства. Гиньоль являлся символом лионских традиций, что отражалось в языке спектаклей, использовавшем местные выражения.
В расширительном смысле гиньоль — это пьеса, спектакль или отдельные сценические приёмы, основой которых является изображение различных преступлений, злодейств, избиений, пыток и т. д
После смерти основателя театра в 1844 году, семейное дело продолжают дети Лорана Мурже, выступающие с представлениями сначала, подобно отцу, по кафе, а затем — в специально созданном театре Гиньоля (1852—1873). Кукла становится известна далеко за пределами города, но на острого на язык персонажа обрушиваются цензурные запреты — так при Наполеоне ||| в Париже запрещается деятельность 13 или 14 театров Гиньоля. Поскольку Мурже не умел ни писать, ни читать, о содержании его спектаклей мы знаем лишь из записок зрителей. Так, один из завсегдатаев представлений Жан-Батист Онофрио опубликовал в 1865 году сборник из 20 пьес, озаглавленный «Лионский театр Гиньоля». Однако, Онофрио «смягчил» изначальную грубость Гиньоля, сделал его более «респектабельным», что привлекло к кукле внимание не только пролетариев, но и утончённых лионских буржуа. В 1872—1875 годах лионским театром управляет кукольник Пьер Руссе, создавший несколько новых пьес, черновики которых были выкуплены в 2006 году правительством Лиона и размещены в городском музее кукол, расположенный в Доме Гадань в квартале Старый Лион.
В 1908 году Пьер Найхтхаузер, женатый на Элеоноре Жоссеран — правнучке Лорана Мурже, решает отметить столетие куклы. Вместе с братом Эрнестом они создают театр на набережной Сент-Антуан, который приносит Гиньолю настоящую национальную (а после Второй мировой войны — и международную) известность. В 1911 году лионцы решают воздвигнуть в честь Лорана Мурже памятник, который открывается 12 мая 1912 года.
Это маленький пятачок пред домом-утюгом между двух расходящихся улиц называется Плас Трините (площадь Троицы)
Здесь как раз и находится театр Марионеток Гиньоль .(Théâtre la Maison de Guignol)
Дом на углу известен как Дом Солнца. Статуи Девы Марии и святого Петра в углу. Между ними, солнце , знак семьи Barou du Soleil, которая владела домом в 18в.
Справа за этим домом начинается уходящая вверх улица Montée du Gourguillon ( Подъём Гургийон )
Очаровательнейшая, мощеная булыжником улочка, в течении 2000 лет связующая часть города у берегов Сoны с холмом Фурвьер, в античные времена - центром Лугдунума. В Средние века она носила название "Beauregard", что можно перевести как "красивый взгляд, красивый вид". И действительно, дома находились в нижней части улицы, а с верхней части открывался прекрасный вид на долину , в которой сейчас раскинулся Лион.
Поделиться742018-05-19 18:53:42
Возле домов 5 — 4 по Montée du Gourguillon находится - Impasse Turquet , узкий проход, названный в честь Этьена Туркета, итальянца, который, как считается, основал шелковую индустрию в Лионе в 1536 году. В этом небольшом проходе сохранились старейшие дома города, датирующиеся 13 и 14 вв, украшенные деревянными балкончиками. Вход по левой стороне улицы Montée du Gourguillon, очень узкий проход, есть табличка .
Выйдя из этого старейшего дворика снова на Montée du Gourguillon, посмотрим на нее сверху вниз.
С этой улицей связан курьёзный случай. 14 ноября 1305 года кортеж Папа Клемента V и короля Франции Филиппа Красивого возвращался после коронации Папы из Базилики Сен Жюст. Любопытные жители настолько заполнили дома и террасы вокруг улицы, что одна из стен террас не выдержала и обвалилась прямо на процессию, погребя под собой множество народа. Среди погибших оказались не только жители, но и брат новокоронованного Папы а также герцог Жан II Бретанский. Кроме того, во время своего пaдения Папа уронил тиару, из которой выпал большой драгоценный камень, который так и не смогли найти. И вот уже более 700 лет, каждый раз, когда на улице проводятся работы - все надеются найти этот знаменитый камень. Увы, пока никому не повезло. Да и вообще, был ли камень - доподлинно неизвестно, но история передаётся из поколения в поколение...
Вернемся снова на площадь Троицы
и пойдем теперь по улице, что слева от углового дома с солнцем на узком фасаде. Это Rue Saint George. Улица, как и весь квартал, была названа по имени находящейся здесь церкви Св. Георгия.
Часто встречаются скульптуры на углах домов, резные барельефы над входными дверями. !6-17 век определяется по характерным каменным прямоугольным окнам
Жареный петух
Поделиться752018-05-19 19:11:07
Фотографировать Вье Лион -занятие вообще-то почти безнадежное. Улицы очень узкие, а дома достаточно высокие, в солнечный день все проваливается в тенях, в пасмурный день даже немного лучше, но все равно темновато. Снять фасад тоже невозможно, потому что отойти некуда.
Так что, шЫдевров не будет, но представление об этом уникальном районе постараюсь передать.
Вышли к церкви Св.Георгия, ее я показывала с пассарелли Сен Жорж. Это нео-готическая церковь. Зайти вовнутрь не получилось, эту часть мы смотрели уже после холма Фурвьер, после собора и когда дошли до этой церкви, она уже была закрыта.
Поделиться762018-05-19 19:28:10
Только сегодня "дошли руки" - спокойно прочла рассказ о Лионе. Город интересный, город большой. Очень подробно, много красивого. Спасибо!
Отредактировано Ксения (2018-05-19 19:28:24)
Поделиться772018-05-19 21:52:17
Так что, шЫдевров не будет, но представление об этом уникальном районе постараюсь передать.
И Вам это удалось, удалось передать атмосферу, настроение. Как всегда прекрасный рассказ о таком интересном городе, как Лион. Но ведь это ещё не конец, не правда ли?
Поделиться782018-05-19 22:03:18
Город интересный, город большой.
Ксения, город красивый, разноплановый, интересный.
Но ведь это ещё не конец, не правда ли?
Это только самое-самое начало.
Скоро подробно расскажу про трабули и мирабули
Поделиться792018-05-20 00:45:11
Лена, Лион очень хорош - интересна архитектура, множество деталей, предвкушаем трабули...
А в Перуж, конечно, съездили?
Поделиться802018-05-20 16:26:53
А в Перуж, конечно, съездили?
Это обязательный пункт программы
И Перуж, и деревушки края Божоле будут, но в следующей части рассказа, а эта часть целиком посвящена Лиону.
Теперь отправимся в ту часть Вье Лиона, что расположена северней собора. Кстати, если от площади Сен Жан что у собора подняться чуть вверх, то будет вот такой вид.
На переднем плане виден задний торец Театра Селестинцев, с двумя башенками под зелеными крышами на куполе театра.
Трабули.
Настал момент в моем рассказе, когда можно наконец-то поведать об одной из главных фишек" Лиона - о трабулях.
Трабуль – слово типично лионское (фр. traboule, что буквально значит «сквозной проход»). Впервые это слово было применено Низье Питспелю в газетной статье, опубликованной в 1894 году. Исследователи полагают, что глагол "трабуле" (означающий "прогуливаться по переходам-трабулям") произошел от латинского "трансамбуляре" - что значит "пересекать, проходить через что-то".
Трабуль обозначает коридор, как правило, узкий, который прорезывает насквозь несколько зданий, чтобы связать между собой разные улицы. Это может быть как крытая галерея, так и лестница, и переулок, расположенный под открытым небом. Это обозначение применяется в основном в городах Лион и Сент-Этьенн.
Старый город Вье -Лион расположен на склоне холма Фувьер, длинные улицы идут примерно параллельно реки, дома стоят вплотную, так что, зайдя в обычное на вид парадное дома с одной улицы, можно, поднявшись (или спустившись) по лестнице трабуля, выйти на параллельную улицу.
Современный Лион насчитывает около 400 таких галерей, большая часть которых расположена в Старом городе.
Сегодня сложно определить, когда появились первые трабули. Принято считать, что трабули появились в IV веке нашей эры, во время заката могущественнейшей Римской Империи, когда жители Лугдунума, вынужденные покинуть холм Фурвьер по причине разрушенных акведуков, начали массово селиться на берегу Соны на территории сегодняшнего Вье Лиона; первые коридоры, проложенные между домами, вели к реке, где можно было набрать воды и вернуться домой кратчайшим путем. Впрочем, пока это не более чем историческая гипотеза. В Старом Городе трабули построены по образцу римских двориков, с галереями и колодцем во дворе. Эти проходы предназначены исключительно для пешеходов. Иногда прямые, так что можно со входа видеть выход, иногда проходящие через несколько внутренних дворов, слегка извилистые, с небольшими подъемами-лестницами - трабули самые разные.
В Средние века и, особенно, в эпоху Ренессанса не было принято афишировать свою состоятельность, украшая выходящие на улицы фасады домов. А вот во внутренних дворах местные богатые торговцы и знать давали волю желанию "блеснуть богатством". Здесь и построенные галереи и лоджии, и украшенные колодцы, и стрельчатые своды проходов, и красивые башни и лестницы... Некоторые трабули даже имели отдельные входы для знатных жителей домов и для прислуги.
Если проход не сквозной, а это просто двор, то называется он не трабуль, а мирабуль.
С внешней стороны зданий ничего не говорит о наличии трабулей (конечно, кроме туристических вывесок, описывающих самые интересные).
Самые красивые трабули открыты для посещения. Городские власти, стремясь показать туристам все достопримечательности Лиона, заключили с местными жителями соглашение, что ряд трабулей будет открыт для посещения днем. Единственное требование: не шуметь. Это, все-таки, частная собственность.
Трабули, открытые для посещения, отмечены на туристической карте Лиона.
Лионским трабулям посвящен специальный сайт: http://www.lyontraboules.net/, на котором предлагаются пять маршрутов со схемами, адресами и пояснениями. Правда, сегодня проверила этот сайт - почему то не открылся. А я им отлично попользовалась ив процессе подготовки сделала и список большинства трабулей с адресами ( улица, номер дома с одной стороны и тоже самое с другой), сделала файл с кратким описание (уж как смогла перевести) и фото наиболее интересных трабулей. Отдельные фото возьму с этой сайта, так как кое-что было на реставрации.
Самое главное - легко ли попасть в трабули ?
Что вычитала в процессе подготовки - одни пишут " чтобы попасть в те трабули , что закрыты днём, стоит придти в квартал до десяти утра, пока почту ещё не принесли", кто пишет что лучше всего с проходом в трабули по субботам.
Что я могу сказать - пошли рано утром в субботу. Еще не было 9 часов. На улицах почти не было народу. Большая часть трабулей так рано была закрыта. Посмотрели те, что все таки были открыты. Потом стали открываться другие трабули. Народу по прежнему было очень мало. До 12 часов часть трабулей так и не открыли. Чтобы увидеть самые топовые, мне пришлось еще раз приходить во Вье Лион в воскресенье после обеда. Все нужное было открыто, но и народ по ним ходил толпами.
Как понять, что дверь ведет в трабуль ?
Во-первых , я сейчас покажу как выглядят двери в трабули. Во-вторых, если видишь открытую дверь и это не магазин и не ресторан, то смело заходи, не ошибёшься. Я дергала даже закрытые двери трабулей, и некоторые открывались.
Между каким улицами проложены трабули ?
Между всеми основными улицами Вье Лиона, а именно между Rue Juiverie и rue Lainerie, между Rue Saint Jean и rue des Trois-Maries, между Rue Saint Jean и набережной Ромена Роллана, между Rue Saint Jean и rue du Boeuf.
Это основное сосредоточие трабулей.
Рассказывая и показывая трабули, я не все трабули сейчас смогу идентифицировать, ходила по ним не по плану, а хаотично, тыкаясь во все, что открыто. Но что-то опознать смогу.
Тоже самое относится к улицам и небольшим площадям между ними.
Итак, от собора пойдем по улице Сен Жан (Rue Saint Jean).
Это главная улица квартала Сен Жан, она берет своё начало у площади дю Шанж и заканчивается перед собором у площади Сен Жан. Название улице было дано в честь Святого Иоанна-Крестителя потому, что улица заканчивается перед самым собором. Впрочем, до XVII века Сен Жан, усыпанная роскошными особняками эпохи Возрождения, которые когда-то принадлежали богатым торговцам шёлком и банкирам, называлась не по статусу просто – Большая улица. Сен Жан можно по праву считать одной из старейших улиц в Европе, поскольку она ведёт свою историю с III в. В 1937 году большая часть домов была причислена к категории исторических памятников, в послевоенный период этот квартал стал одним из первых в списке оберегаемых на основании закона Мальро.
Первый (если идти от собора) старинный особняк на Ру Сен Жан , заслуживающий внимания -это
Дом Шамарье (Maison du Chamarier, 37 Rue Saint Jean) .
Построенный в XIII веке, дом перестраивался в течении двух следующих веков. В конце XIV - начале XV веков дом приобрел свой окончательный облик, таким он был перестроен для "шамарье", коим в то время являлся Франсуа д'Эстен . Шамарье - это такая должность, это интендант финансов епископа кафедрального собора. Фактически это был самый влиятельный после епископа человек в Лионе. В его введении находились не только финансы всего епископства, но также и ключи от всех 6-ти дверей в крепостных стенах, окружавших квартал Сен Жан - своеобразной крепости в укрепленном городе. Начальник полиции и главный судья в одном лице в главной обители, хранитель ключей и сборщик налогов на рынке.
Дом является одним из редких строений Cтарого Лиона, демонстрирующим своей архитектурой переход от пламенеющей готики к Ренессансу. Фактически это первый дом квартала, построенный под влиянием проникшего из Италии стиля Ренессанс и построенный по классической схеме городского дома: несколько строений сообщаются между собой внешними галереями, доступ на которые обеспечивается винтовой лестницей, находящейся в башне.
В 1672 и 1673гг маркиза де Севинье, по дороге в замок Гриньян (показывала в теме про Прованс) , где проживала её дочь, останавливалась в этом доме: шамарье того времени был одним из её родственников.
Впечатляющий для той эпохи декор фасада был призван подчеркнуть высокое положение владельца дома и каждый шамарье добавлял в декор свой герб.