Идеальный город Тони Гарнье.
После того, как мы с вами побывали в Лионе 15-16 веков (Вье -Лион) и в Лионе 19 века (Прескиль), я покажу вам Лион 20 века, где будет продолжена тема расписанных стен -муралей. Мы отправляемся смотреть район Etats-Unis, где познакомимся с "идеальным городом Тони Гарнье".
В этот район. расположенный не в центре , а ближе к окраинам, мы приехали ранним воскресным утром на машине. Парковки в воскресенье бесплатные, так что грех было не воспользоваться машиной.
Итак? прежде всего, кто же такой Тони Гарнье ?
Тони Гарнье – известный французский архитектор, родился в Лионе и наибольший вклад внес в строительство родного города. Считается, что Гарнье был основоположником школы французских архитекторов XX века. Его предпочтения - прямые простые линии и железобетон как основной материал строительства.
Тони Гарнье родился в Лионе 13 августа 1869 г. в ткацкой семье на холме Круа-Русс. Его отец, Пьер Гарнье, был художником по шелку, а мать Анна Эврар – ткачихой. Поэтому мальчик еще в раннем возрасте столкнулся с тяжелыми условиями жизни простых лионских рабочих. А поскольку он с детства мечтал стать архитектором, именно через свою страсть к архитектуре он пытался найти решения для улучшения условий жизни трудящихся.
Обучался Т.Гарнье в Лионе и в Париже. Проживал и работал в разных городах мира, но в конце концов вернулся в Лион в начале ХХ века. Архитектор долго и плодотворно сотрудничал с мэром-социалистом Лиона Эдуардом Эррио. Результатом сотрудничества с властями стали несколько объектов в Лионе и других городах, это госпиталь Гранж-Бланш, муниципальный стадион «Жерлан» и здание муниципалитета Булонь-Бийянкур, в 1905 году он разработал проект крытого рынка, в 1975 г. превращенного в концертный зал, носящий его имя — Halle Tony-Garnier.
В 1901, после всестороннего изучения социологических и архитектурных проблем, он начал формулировать тщательно проработанные решения для проблем, связанных с планами развития городов. Его ключевая идея – разделение городских пространств путём градостроительного зонирования, т.е. разделения площадей на 4 категории: рекреационно-жилые, промышленные, рабочие и транспортные. В своих работах он старался воплотить концепцию идеального «промышленного города», основанную на идеях Фурье.
Основной труд Гарнье — "Индустриальный город" (Une cité industrielle), опубликован в 1918г. В нем Гарнье разработал план некоего идеального города, который частично был реализован в Лионе. Но в целом Une cité industrielle был воспринят при его жизни как утопия. В частности, по этому плану общеобразовательные и профессиональные школы предлагалось размещать вблизи промышленных предприятий, для того, чтобы упростить населению получение образования. Там не было места для церквей и зданий правоохранительных органов, т.к. предполагалось, что человек способен справиться с управлением своими силами.
В последующие десятилетия идея функционального зонирования была принята членами Международного конгресса современной архитектуры и оказала исключительное влияние на строительство таких городов, как Бразилиа.
Проект жилого района, построенного по проекту Тони Гарнье, частично соответствовал его стремлению к улучшению условий жизни в Лионе. Этот район был построен в период между 1920 и 1933 гг. и был назван Etats-Unis ( "Соединенные штаты") . Состоит он из 49 домов. Основными принципами для городской застройки Гарнье считал функционализм, простор, зелень и обилие солнечного света.
Со временем район стал слишком отдельным и изолированным. Постройки района не ремонтировались, у домов были черные фасады, условия проживания уже не отвечали требованиям современной жизни. Лифтов не было. Жильцам самим приходилось строить ванные комнаты, так как в оригинальном проекте они не были предусмотрены.
В 80-х годах «Город Тони Гарнье» по-прежнему был «деревней», изолированной в города.
Но жители этого района имели общую культуру, которая сформировалась за время совместного проживания. Им хотелось сделать этот район более комфортным.
В 1983 г. представители района сформировали комитет и обратились к общественности и властям города с просьбой реабилитировать и реанимировать их район. В конце концов, за несколько лет бумажных битв жители квартала добились не только реставрации своих жилищ, но и подтверждения высокой культурной значимости квартала. Окончательное положительное решение о финансировании было получено в 1988 г.
В том же году жители района встретились с группой художников уже не раз мною упомянутой студии Cite de la Creation - так родилась идея создать Городской музей Тони Гарнье.
Реанимация района длилась 12 лет. За это время произошло следующее:
- модернизированы 1568 квартир в 49 зданиях. Работы включали ремонт фасадов, перепланировку квартир, создание ванных комнат, ремонт мест общего пользования, установку лифтов;
- перестройка общественных мест (дворы, сады, тротуары), в том числе создание новых покрытий, посадка зеленых насаждений, устройство площадей и скверов;
- создание Городского музея Тони Гарнье (адрес 4 Rue des Serpollières ) http://www.museeurbaintonygarnier.com/
Сейчас это место – заурядный спальный район города. Не новый и не слишком «вылизанный». Посредине проходит проспект Etats-Unis.
Дома все одинаковые и похожи на наши "хрущёбы". Они стоят стройными рядами.
Возникает вопрос - что же примечательного в этом районе ? А дело в том, что дома имеют торцевые глухие стены, половину которых при реконструкции района почти все расписали фресками.
Художники Cite de la Creation украсили 24 стены домов, они оформили этот район как дань уважения архитектору. С тех пор этот проект заслужил уже немало наград, в том числе приз ЮНЕСКО в 1991 г. , он стал музеем под открытым небом.
Фрески-мурали (от французского " mur" -стена) делятся по тематике на части:
- мурали, которые иллюстрируют утопическую идею идеального промышленного города, это собственно архитектурные проекты Тони Гарнье;
- мурали с изображением построенных архитектором зданий в Лионе;
- еще 6 фресок представляют собой образ, каким видят идеальный город художники разных
континентов.
Я отсняла все фрески, не о всех удалось найти описание, но там, где есть хоть какая-то информация, я ее приведу.
Прежде всего, стена, посвященная Тони Гарнье, его портрет, автограф и отдельные его проекты.
А так выглядит музей Тони Гарнье.
Здесь условная трехмерная схема района Etats-Unis
Эта фреска состоит из двух разных частей -в верхней заводы, узкие улицы, лишенные света, теснота рабочего квартала. В нижней части рекламные плакаты новых предприятий, которые появлялись на рубеже 19 и 20 веков.