<<<<<<<<<<<< =========== Знаменская церковь в Дубровицах =========== >>>>>>>>>>>>
Вполне предсказуемо для многих (впрочем, эта предсказуемость говорит только о том, что мой выбор в соответствии с заглавной темой оказался абсолютно верным ) я закончу этот небольшой рассказ главным шедевром религиозного зодчества Подмосковья, церковью, далёкой от всех канонов православной архитектуры, церковью, самой красивой среди необычных и самой необычной среди красивых, элегантной и экстравагантной, не имеющей себе подобных на Руси, а, возможно, и во всём мире. Это Знаменская церковь (полное название - Знамения Пресвятой Богородицы) в посёлке Дубровицы, расположенная недалеко от Москвы практически на окраине Подольска.
Знаменская церковь уникальна во всём. Нет смысла описывать, чем именно она отличается от прочих церквей (ответ на этот вопрос только один - всем, абсолютно всем!), достаточно просто взглянуть на неё:
Дубровицкая церковь является единственной в России, увенчанной не традиционными куполом или шпилем, а большой позолоченной короной, символизирующей самодержавную царскую власть. И когда корону освещают солнечные лучи, она сама становится небольшим солнцем, на которое даже трудно смотреть.
...
Церковь Знамения была возведена в конце 17 века, когда поместьем Дубровицы владел бывший воспитатель, а позже - соратник Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Строительство закончилось в 1699 году, однако её освящение состоялось лишь спустя 5 лет. Разные источники объясняют это по-разному: одни - тем, что князь хотел, чтобы на этом торжественном мероприятии присутствовал сам царь, благоволивший к нему, однако Пётр никак не мог выкроить для этого время. В принципе, это вполне понятно, поскольку как раз на этот период пришлись первые, самые трудные годы Северной войны, в которой сам Пётр принимал активное участие, совмещая должности самодержца и капитана Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Но мне представляется более реальной вторая версия: бывший тогда во главе церковной власти патриарх Адриан не давал своего высочайшего разрешения, считая, что архитектура Знаменской церкви не вписывается в каноны православия и является подражанием "чуждому" католическому стилю. Лишь после его смерти сменивший Адриана на русском "святом престоле" более терпимый митрополит Стефан, который "на заре" своей карьеры успел поучиться в католических школах и даже имел из-за этого неприятности с православной церковью, лично освятил Знаменскую церковь в присутствии выбравшего всё-таки для этого время Петра I.
Любопытно, что имя архитектора, создавшего эту великолепную церковь, до сих пор неизвестно. Некоторые склоняются к тому, что он был итальянцем, другие - шведом (при этом даже называются конкретные имена, которые неспециалистам мало что скажут), а кто-то углядывает в очертаниях храма влияние "тяжеловатого" южно-германского стиля. Но в том, что главенствовавшая роль принадлежала иностранцу, выходцу из Европы, никто не сомневается: здесь слишком очевидны черты "западного" зодчества буквально во всём: от общих контуров до деталей декора.
Ещё одной уникальной особенностью дубровицкого храма является богатое и обильное скульптурное обрамление, причём не только орнаментного, что в целом было в порядке вещей, а ещё и так называемого зооантропоморфного типа - то есть изображающее людей и животных. Именно такие скульптуры многие века являлись одной из самых "больных тем" ортодоксального христианства, поскольку факт их существования затрагивал "святая святых" церковной догматики, входя в противоречие с известной ветхозаветной заповедью "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им" (собственно, те же побудительные мотивы лежали в основе всех движений иконоборчества). И если в католичестве зооантропоморфный декор прижился сразу и навсегда (хотя отдельные попытки противостоять ему происходили, например, при Реформации, но серьёзных последствий они не имели), то православие смотрело на его проявления исподлобья и если и допускало, то нехотя и в виде уступок. Например, как пишет широко известный в кругах специалистов академик С.В. Заграевский, "полное отсутствие на храмах Юрия (Долгорукого) каких-либо попыток создания зооантропоморфного декора имеет абсолютно логичное объяснение: так выглядел компромисс между князем и церковью". А вот "Андрей Боголюбский сделал серьезный «прорыв»: он добился благословения церкви на введение в суздальскую архитектуру скульптурного декора зооантропоморфного типа". Однако в начале 14 века зооантропоморфный декор на московских храмах снова исчезает, спустя полтора века опять появляется - и этот "маятник" продолжает "раскачиваться" вплоть до 1666 года, когда Большой Московский собор постановил, что в храмах резными могут быть только распятия (дальше было только "больше": в 1722 году Синод запретил "иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные", а в 1832 году вышел полный запрет Синода на храмовую скульптуру).
Тем удивительнее видеть на Знаменской церкви целую галерея скульптур, причём выполненных в откровенно "западном" стиле.
А уж "чисто католические" ангелочки и вовсе разрушают все границы догматики...