<<<<<<<<<<<< =========== Владимирская церковь в Быково =========== >>>>>>>>>>>>
В отличие от Преображенского храма в Острове церковь Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Быково не относится к "мастодонтам" классики русского зодчества, однако благодаря своему виду она занимает особое место среди самых красивых и самых необычных церквей Подмосковья. Да и не только. По крайней мере, других подобных ей нет не только на территории бывшей московской Руси, но, пожалуй, и во всей России (или же они где-то очень хорошо "прячутся"). Это церковь-усадьба, церковь-дворец, построенная в эклетическом стиле барочной неоготики (или, если угодно, неоготического барокко - в отличие от учёных и специалистов, вынужденных оперировать "правильными" каноническими понятиями, мы, дилетанты, можем позволить себе более вольно использовать эпитеты и определения, лишь бы они максимально отражали суть нашего восприятия).
Владимирская церковь была сооружена в 1789 году владевшим подмосковным имением Быково генералом Михаилом Михайловичем Измайловым. Будучи на службе при дворе императрицы Елизаветы Петровны, он женился на её внучатой сестре Марии Александровне. Когда в 1780 году Марии Александровна умерла, Измайлов в память о ней решил построить новый поместный храм на месте прежнего, уже изрядно обветшавшего. А фактически - сразу два, один над другим: верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери, а нижний - во имя Рождества Христова. Так из земной супружеской любви выросло поистине небесное создание - прекрасная церковь, которой мы любуемся до сих пор .
А вот имя архитектора этого удивительного творения до сих пор остаётся неизвестным. Разные версии приписывают её и В.И. Баженову (это наиболее распространённое мнение, тем не менее, не имеющее документального подтверждения), и М.Ф. Казакову, и прочим, не столь известным зодчим. Это выглядит парадоксальным, поскольку времена русских летописей и списков, по своей сути отрывистых и фрагментарных, остались далеко позади, и то, что в конце 18 столетия, в самый разгар эпохи Просвещения, когда исторические хроники и описания приняли совсем другой характер и масштаб, новая церковь в непосредственной близи от столицы осталась без авторства - по меньшей мере, удивительно... И так же трудно представить, что работа столь не просто известных, а уже знаменитых архитекторов, как В.И. Баженов и М.Ф. Казаков (на момент построения Владимирской церкви им обоим уже "стукнуло" за "полтинник" и за плечами каждого был длинный послужной список), осталась незамеченной...
Ну да ладно, оставим кесарю кесареву, а учёным - учёное, пусть они спорят и обсуждают, а мы будем просто любоваться...
А какой, как иногда его называют, "шпилевый ряд"!
Боковые фасады храма украшены медальонами с рельефными изображениями самого разного толка:
На некоторых из них можно увидеть - уникальная для русского храма деталь! - самих супругов Измайловых, причём мужчина изображён в разном возрасте: молодым, зрелым и уже сильно пожилым, а вот женщина - везде одинаково юной. Очень красивое решение!