У Нестеренко все персонажи в движении, во взаимодействии друг с другом
Да, очень динамично
Очень хороши пейзажи, портреты такие живые, посмотрела с огромным интересом.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва. Выставка Василия Нестеренко в Центральном Манеже.
У Нестеренко все персонажи в движении, во взаимодействии друг с другом
Да, очень динамично
Очень хороши пейзажи, портреты такие живые, посмотрела с огромным интересом.
Лена, больше всего понравилось приведенная Вами статья В.Нестеренко. Вот где видно, что человек со стержнем, человек с мощным характером.
К Храму Христа Спасителя у нас отношение неоднозначное, но, в контексте прочитанного, захотелось сходить и посмотреть на его (и не только его) работы. Из картин понравились портреты людей (не царских особ), видно, что художник он талантливый.
Лена, спасибо, за рассказ, много интересного для себя в нем нашли.
больше всего понравилось приведенная Вами статья В.Нестеренко
Ну, если интересно, то я еще буду приводить отрывки из его интервью, они хорошо дополняют увиденное.
Упоминавшиеся выше десять видов монастырей в аванзале Зала церковных соборов выполнены в виде фресок. На выставке представлены фотокопии.
В.Нестеренко писал портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Один из этих портретов есть на выставке. В том же интервью, что я приводила выше, художник так рассказал об Алексии Втором:
Он был очень скромным человеком, не любил парадных портретов. Больше всего я запомнил его глаза. У него был удивительный взгляд, бывало, он стоял в храме, смотрел на всех, а каждому казалось, что он смотрит именно на него. Такая вот невероятная любовь была у него в душе и в сердце. Я с ним был вместе 12 лет. Патриарх открывал мои выставки. Мы часто встречались в Марфо-Мариинской обители. Всякий раз было огромное желание постоять с ним рядом. В такие минуты я забывал, что у меня были какие-то дела, настолько мне было хорошо.
"Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй" 1996г.
Обязательно выберу время и пойду в очередной раз в Храм Христа Спасителя. Хочется по-новому посмотреть на росписи храма. Столько негатива было выплеснуто во время воссоздания храма: "Новодел! Подделка! Халтура!". Я и сама не верила, что Храм может быть воссоздан. А вот стоит же во всём своём величии благодаря таким талантам и труженикам, как Василий Нестеренко.
Хочется по-новому посмотреть на росписи храма.
Могу привести список его работ для ХХС
Храм Христа Спасителя
Северо-западный пилон — “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей”
Западный тимпан — “Вход Господень во Иерусалим”
Северный тимпан — “Крещение Господне”
Музей Храма Христа Спасителя
“Вид на Кремль со Старой площади”
“Наедине с собой”
“Святая горка в Псково-Печерском монастыре”
“Осень в Печорах”
“Распятие”
“Портрет Иерусалимского патриарха Диодора” (эскиз)
“Афонский старец”
“Скит Старый Русик на Афоне”
“Утро на Афоне”
“Алёна”
“Скит Св. Анны на Афоне”
“Пристань Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне”
“Апостол Матфей” (эскиз)
“Воскресение Христово” (эскиз)
А еще Нестеренко написал иконостас для церкви Троицы в Орехово-Борисово
Для Успенского кафедрального собора в Дмитрове росписи «Образ Святой Троицы», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Голгофа».
Очень большую работу Василий Нестеренко выполнил для храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыря Старый Русик на Афоне. Это храм в Русском Афоне был построен в начале 20в. перед революцией, но, но храм не был расписан. Работы над внутренним убранством храма велись в 2015-2016 гг. Храм был расписан коллективом художников под руководством народного художника РФ, академика, члена Президиума РАХ, члена Патриаршего Совета по культуре Василия Нестеренко. В творческий коллектив, выполняющий работы входили известные московские мастера, имеющие большой опыт храмовой живописи: Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ Михаил Полетаев, Заслуженный художник РФ Владимир Павлов, член Союза художников России Виктор Гончаров и целая группа художников-орнаменталистов и позолотчиков. Убранство храма насчитывает более 80 сюжетов, разработанных специально для Старого Русика. Уникальные росписи создавались, исходя из особенностей афонских традиций.
Фото центрального купола
И огромная репродукция Христа Пантократора, от пола и почти до потолка Манежа
Площадь росписей почти в 3500 кв. м!
Василий Нестеренко заметил: «Говорят, Афон – это рай на земле, но рай на земле тяжелый».
Росписи были завершены к 1000-летнему юбилею Русского монашества на Афоне. В конце мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил обновленный храм и отслужил в нем первую литургию. Патриарх высоко оценил работу творческого коллектива под руководством Василия Нестеренко.
Фото храма
Под куполом в так называемых "парусах" изображения четырех евангелистов
На выставке представлены их репродукции
Марк и Матфей
Лука и Иоанн
Василий Нестеренко может говорить об Афоне часами. Впервые он побывал там в 1995г.
Вот отрывок из интервью Нестеренко, которое он дал во время работы на Афоне, его спрашивали , как ему живется на Афоне. (http://www.russdom.ru/node/9285)
В.Нестеренко :
На Афоне все жилые помещения называются кельями. Сейчас кельи стали с удобствами. А двадцать лет назад в них не было воды, и мыться мы ходили в море. Зимой оно холодное. Вместо электричества были керосиновые лампы. Чтобы правило к причастию вычитать, нужно было раздобыть керосинчику. Ты подкручиваешь эту лампу, она коптит. Монастырь еле выживал, такая была бедность. Но времена изменились, сейчас в России принята государственная программа поддержки Афона.
Где нам приходится работать на Афоне, там и живём. Монашеский уклад очень трудный, сложный. Его вытерпеть, на первый взгляд, просто невозможно. Долгая всенощная, на которой исповедуешься. Потом читаешь правила перед причастием. Затем очень короткий сон. Только лёг – уже будят в три часа ночи колоколом на утреннюю службу, которая продолжается шесть часов. В девять утра обед. Трапезная, где чинно читают жития святых. Трапеза заканчивается общей молитвой, и все идут в храм великомученика Пантелеймона, где выносят его честную главу.
Опять служба, теперь короткая. И только после этого отпускают на работы. Следующий приём пищи только завтра. В продолжительный пост и постные дни едят один раз в день. Только иногда бывает, что и два раза в день.
А вот ответ на вопрос -А как вы там питаетесь?
В.Нестеренко:
Мы полностью соблюдаем монастырский устав. Такой же запрет на мясо. Рыбу только в тот день, когда разрешено. Но, знаете, несмотря на то, что приходится очень много работать, нам этого хватает. Дело в том, что монашеская еда очень вкусная. Хлеб необыкновенный. Я видел, как там пекут хлеб – с молитвой. Огромные хлеба, я даже не представлял, что такие бывают – метр на метр. Монастырская еда, хотя и простая, очень вкусная. Есть и другой пример. Монах взваливает себе за спину мешок с солёными оливками и идёт в свою келью. Возле его кельи течёт ручей, из которого он пьёт воду, а этими оливками –питается. И больше ничего не вкушает. А есть ещё и те, которые живут прямо на горе – на обрыве, прямо на скале. Там два на полтора метра келья, заканчивающаяся обрывом 200 или 300 метров глубиной. «А как вы обогреваетесь зимой?» – спрашиваю у такого монаха. «Лампадку зажгу, тем и греюсь», – отвечает. А ведь там бывает очень холодно. Кому-то по силам такой подвиг, а кто-то живёт в общежительном монастыре, что тоже очень непросто (имею в виду взаимоотношения между монахами). И там, и здесь нужно отсекать свою волю. И всегда – незримое присутствие начальства, которое благословляет или не благословляет тебя на тот или иной шаг. И ты подчиняешься некоему единому монастырскому ритму. Это очень интересно. Это настолько не похоже на то, что мы видим в миру, в обычной жизни! Хотя, с другой стороны, люди все одинаковые, и у них те же страсти, но всё равно что-то есть особенное.
Сейчас в русском монастыре подвизается порядка 60 человек – монахи, послушники, трудники. Практически у них нет времени, чтобы поспать. Когда же они спят? Сколько спит духовник русского монастыря отец Макарий, сколько спят остальные насельники? Сколько спит игумен Иеремия? Я, кстати, написал его портрет. Когда я вручал ему этот портрет, он коротко сказал: «Имейте любовь между собой». То есть любовь – это самое главное. В этом смысл жизни. Для чего люди едут на Афон? Для чего уходят в монастырь? Для чего вообще всё? Для умножения любви.
Особенно мне запомнился старец Гавриил. Он живёт в двух шагах от кельи, в которой жил преподобный Паисий Святогорец. Мы пришли, а его нет. Он ушёл кормить кошек. Приходит. Большая очередь. Он увидел русских – принял нас без очереди. Каждому сказал про его сокровенное. Я вышел от него совершенно окрылённый. Спрашивал его одно, а он мне отвечал совершенно про другое. И ты вдруг понимаешь, что это самое главное, что тебе надо. О каких-то семейных взаимоотношениях, о работе. Всё, что на душе. Как он это узнал? И очень доброжелателен к русским, к России.
Еще репродукции афонских росписей.
"Вознесение Господне"
"Ангел правосудия"
"Покров Пресвятой Богородицы над Русским монастырем на Афоне"
"Образ Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона"
"Новодел!
На это можно ответить только одно -все когда -то было новоделом и все когда-то станет историей.
А если считать, что новодел это априори плохо, то тогда получается, что вообще ничего нового создавать не надо, что полная ерунда.
Помимо Христа Пантократора еще одна огромная фреска была выполнена в западной части афонского храма . На ней основатель древнерусского монашества преп. Антоний Киево-Печерский перед отправкой на Русь благословляется собором Афонских старцев, а Древнерусская афонская Свято-Успенская Лавра «Ксилургу» проецируется как бы в Киев, где прп. Антонием была основана Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Это символ преемственности от Святой Горы к Святой Руси.
Копия фрески такая длинная, что мне пришлось сшивать панораму
По частям
На выставке было еще немало картин на религиозные сюжеты -“Рождество”, “Пасха”, “Троица” и другие. Но я не все снимала.
Покажу лишь еще "Распятие" 1999г.
Уважаемая Лена ГМ, сегодня прочитал тему.
Нестеренко рисовать умеет, но он как говорится придворный художник. Манеж ему дают для выставки третий раз, кроме Глазунова (когда-то) я больше таких не знаю. Хотели пойти на выставку 23 февраля, но она была закрыта, ее соизволили посещать Патриарх с Министром культуры. Пошли 24 февраля. Сам Нестеренко был и давал пояснения. Послушали два часа, больше не выдержали. Жена впрочем подписала у него пригласительный.
Храм Христа Спасителя расписывали 300 художников и Нестеренко там был не главный. А вот росписи собора в Дмитрове - его, несколько раз их видел. Потрясающе работоспособен, либо на него работает артель.
Интересно, что некоторые живописные выставки обсуждают в интернете, об этой практически полное молчание.
он как говорится придворный художник.
А многие великие художники прошлого тоже были придворными. Ничего зазорного в этом нет.
Манеж ему дают для выставки третий раз, кроме Глазунова (когда-то) я больше таких не знаю.
Зато у Глазунова , как и У Шилова есть свои галереи -музеи, у Церетели аж два, а у Нестеренко пока нет. Возможно, когда-то будет.
Вернемся к светской живописи.
"Мы -русские, с нами -Бог ! " 2014г. Монументальное полотно, посвященное событиям Первой Мировой войны. В год столетия с ее начала Нестеренко естественно обратился к этой теме.
Полноразмерный эскиз картины
Тогда же, в 2014г. написана картина поменьше, в жанре исторического натюрморта, наверное, как подготовительный вариант к предыдущей картине.
"С нами Бог !"
Если сравнить служащую фоном картину с большой, то они отличаются
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва. Выставка Василия Нестеренко в Центральном Манеже.