В Прованс на лаванду. Часть 2. От Камарга до Авиньона.
Сообщений 171 страница 180 из 272
Поделиться1722017-02-16 09:10:45
Это здание построено на месте старого крепостного вала, с середины XVII века и до 1960 года здание служило как сторожевой пункт, затем школа, здание суда и мэрии. В подвалах здания сохранились подземелья XVI века, в которых находились тюрьмы.
А сейчас в нем находится музей Сантонов . Музей бесплатный, небольшой и весьма интересный. Заглянем в него.
Замечу, что большинство экспонатов за стеклом, поэтому качество фото плохенькое, сорри.
Что такое сантоны ? Это самый важный атрибут Рождества в Провансе - керамические фигурки, которыми украшают la Crèche - провансальский вертеп. В экспозиции присутствуют фигурки XVII, XVIII, XIX веков.
( Далее информация отсюда http://ru.provence-magique.com/ http://santonsbellini.fr/)
Сантоны - самое яркое и «говорящее» представление жителей маленьких городков Прованса, с типичными персонажами и традиционными профессиями. В Провансе сантоны появились более двухсот лет назад, преимущественно в Марселе, следуя древней традиции, берущей свое начало в XII веке. Эта традиция пришла из Италии, где в церквах небольшие фигурки "santibelli" воплощали персонажей праздника Рождества. Основными персонажами были бык, ослик, пастухи, Святой Иосиф, Святая Мария и младенец Христос, которого подкладывали в ясли в Рождественскую ночь, фигурки Волхвов и ангелочков.
Особого пика эта традиция достигла в Неаполе, где изготавливались фигуры крупных размеров, достигающих одного метра. Эти фигуры раскрашивались и наряжались в великолепные, искусно изготовленные одежды. В музее Ле Бо представлено несколько фигур неаполитанских сантонов.
Затем эта традиция была перенята в Ницце, а в 17-18 веках дошла и до Прованса.
Сантон по-французски означает «маленький святой» (Santon – «petit saint»)
Этимология слова скрывает двойственность его характера. Действительно непонятно, как название «маленький святой» может описывать целую группу фигурок, большинство из которых представляют «земных» персонажей. Объяснения нерелигиозному характеру сантона следует искать в развитии рождественского вертепа за пределами церкви и религии. Одна из таких адаптаций церковного вертепа к своеобразной детской забаве - кукольному театру на Рождество. Провансальские ремесленники переняли традицию неаполитанских яслей и стали изготавливать стали изготавливать фигурки святых, сначала их делали из картона, из воска, из дерева, даже из мякиша хлеба, а затем приспособились мастерить их из глины.
Параллельно с крупными фигурами появляются и маленькие фигурки – сантоны или маленькие святые. Марсель становится основным центром их изготовления. Во время французской революции были закрыты многие церкви и запрещены полуночные мессы, что придало еще большую силу развитию традиции домашнего вертепа. В Провансе слишком дорожили своими традициями, и обычаи устраивать рождественские ясли стали продолжать в особняках, частных имениях и в крестьянских хижинах. Верующие были вынуждены скрывать празднование Рождества и тайно устанавливать вертеп у себя в домах, пока в 1801 года не сняли этот запрет.
Именно в этот период появляются фигурки, не связанные с религиозной темой. В сценку с Рождественскими яслями стали включать фигурки простых жителей Прованса, представителей различных профессий и ремесел , и теперь у колыбели младенца с поклоном собиралась целая деревня!
Так уроженец Марселя Жан-Луи Ланьель стал одним из первых, кто в своих скульптурах изобразит своих соседей по кварталу, а именно рыбаков, продавцов рыбой и овощей, прачек и цветочниц. Их наивный облик пришелся по вкусу окружающим и стал таким популярным, что в 1803 г. на площади Святого Людовика в Марселе открылась первая ярмарка сантонов.
Поделиться1732017-02-16 09:11:10
Следуя примеру Марселя, Авиньон, Экс-ан-Прованс, Обань и Тулон, тоже открыли производство глиняных фигурок, столь полюбившихся провансальцам, что и по сей день интерес к ним не ослабевает.
В начале ХIX века входит в моду подвижный театральный вертеп «Пастораль» - рождественский спектакль, разыгрывающий сцену рождения младенца Иисуса, смешивая библейских героев и несвязанных с ними персонажей, что так же оказывает влияние на создание новых нерелигиозных сюжетов для сантонов.
Настоящие провансальские сантоны изготовляют из красной глины вручную. Мастер закладывает глину в специально изготовленную двухстворчатую гипсовую форму - так подготавливается основа будущего сантона. Полученная фигурка сохнет и поддается обжигу в специальных гончарных печах, после этого ее раскрашивают.
20 самых популярных сантонов (кроме классических религиозных персонажей: младенца Иисуса, Марии, Иосифа, Ангела и пришедших на поклонение Волхвов) без которых французы не представляют домашнего вертепа следующие: пастух, деревенский простак Pistachie с ослом, везущим мешки пшеницы, слепой, старички Грас и Грасетта под красным зонтиком, точильщик ножей, резчик по дереву, бывший юрист Рустидо– симпатичная буржуа с красным зонтиком , богачка Маргарита , цыган, Bartomiou – неисправимый пьяница в длинной хлопковой шапке, который дарит младенцу Иисусу сушеную треску, и его друг с традиционным оливковым хлебом, буржуа Жордан с лампадкой и зонтиком, барабанщик, играющий на провансальском тамбурине, продавщица рыбы, охотник, рыбак с удочкой, прядильщица, собирательница хвороста, продавщица чеснока и пастушка.
Поделиться1742017-02-16 09:11:41
В общем существует 3 виды сантонов: маленькие (1-3 см), традиционные (величиной с большой палец) и большие, которые достигают 18-20 см.
Изготавливаются различные виды сантонов, от простых раскрашенных глиняных фигурок до целых сценок из провансальской жизни, где фигурки тщательно одеваются в народные костюмы и снабжаются всеми необходимыми миниатюрными атрибутами.
Традиция таких Рождественских ясель не забывается и в наши дни – эти сценки, организуемые повсюду, в церквах, соборах и даже в домах создают теплую атмосферу праздника, напоминая нам о истиной причине празднования Рождества.
Поделиться1752017-02-16 09:22:19
А вот так выглядит la Crèche (вертеп) местный, из Ле Бо. Здесь сделана копия приходской церкви Saint-Vincent (мы ее скоро увидим) и как бы на площади перед церковью пещера с младенцем Иисусом, куда и движется вся процессия.
Помните, когда я рассказывала историю Ле Бо , то упоминала о традиции ежегодно ставить рождественский спектакль, главную роль в котором играет живой белый ягненок в тележке, которого дергают за хвост, и он трижды блеет, чтобы возгласить явление младенца народу. И вот эта тележка в центре , украшенная свечами, тащит ее также барашек. Скоро увидим эту тележку с церкви.
Вот такие выразительные сантоны в этом музее.
Оставляем музей позади и идем вдоль крепостного вала
Застройка Ле Бо -это и 16, и 17 век.
Поделиться1762017-02-16 09:25:41
Целый музей!!! М такие колоритные типажи! Интересно разглядывать!
Поделиться1772017-02-17 10:34:04
Внизу за парапетом, вдоль которого мы шли, видны Водяные ворота 3(La Porte d’Eyguières), которые до 1866 года были единственным въездом в город. По ним можно спуститься вниз , из деревни. но нам это не нужно, нам наоборот, надо подниматься все время вверх.
Сквозь камни домов во многих местах что-то прорастает
А вот и один из главных памятников старины в Ле Бо - каменное окно эпохи Ренессанса с надписью "Post Tenebras Lux" (После тьмы - свет) - лозунгом кальвинистской реформации. Окно датировано 1571г.
Поделиться1792017-02-17 11:01:25
Ле Бо очень понравился! У Вас, Лена, получились очень приятные фотозарисовки... И авто портрет в зеркале удался!!!
Поделиться1802017-02-17 13:34:54
Что такое сантоны ?
Вот, ещё одно новое слово узнала. Какие интересные фигурки!
И авто портрет в зеркале удался!!!
+1