Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
29 сентября 2017 - 04 февраля 2018
Музей «Гараж»
https://garagemca.org/ru/exhibitions
Выставка «Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Дарума — японское произношение имени Бодхидхармы, монаха, перебравшегося из Индии в Китай, и ставшего основателем дзен-буддизма. В отличие от китайских монахов Бодхидхарма носил бороду — поэтому получил прозвище «бородатый варвар» и очень часто изображался с бородой и тяжелым взглядом исподлобья.
Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)
В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.
Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).
Диптих Мураками «Эка Данпи» — «Ампутация руки Эки» — отсылает к известной работе дзенского монаха и художника XV века Сэссю Тоё, на которой изображен монах Эка, долгое время безуспешно пытавшийся стать учеником Бодхидхармы. Согласно легенде, когда все призывы остались без ответа, он отрезал себе руку и принес учителю. Мураками изображает только финальную сцену этой истории, точнее, ее деталь — руку, которая олицетворяет преданность ученика учителю и является символом возможности и необходимости жертвы.
Изображения китайских львов (кара сиси) в Японии были необычайно популярны. Однако на настоящих львов эти животные не слишком походят, скорее они напоминают комнатных собачек: курчавые, пятнистые, с приплюснутой мордой и пушистым хвостом. Так, изображения львов часто встречаются у Хокусая, особенно в последний период творчества: художник пишет львов старых, с густыми нависающими бровями и печальным взглядом. Мураками по-новому интерпретирует и адаптирует известный сюжет. Он составляет свои работы из различных элементов, позаимствованных из еще более ранней эпохи — например, у художников Кано Эйтоку и Соги Сёхаку.
Лев всматривается в бездну смерти. 2015
Энсо — каллиграфическое изображение круга, один из самых узнаваемых символов дзенского искусства за пределами Японии. Согласно традициям каллиграфии, истинные учителя, изображая энсо, делают мазок таким образом, чтобы «мощный удар кисти никогда не возвращался точно в то место, откуда он начинался». Однако Такаси Мураками игнорирует это правило и в своих работах завершает круг, словно расписываясь в своём (пока еще) несовершенстве.
Энсо. Дзен, белое и черное. 2015
Отредактировано Loconte (2018-01-09 22:09:24)