Гостей угостили шампанским и мороженым.
Теперь собственно о выставке. Информация с сайта Царицыно.
http://www.tsaritsyno-museum.ru/news/ar … /index.php
Это первый в России выставочный проект, посвященный пейзажному (английскому) стилю в садовом искусстве Европы и России XVIII — первой половины XIX веков.
На волне эпохи Просвещения, когда возникла идея возврата человека к естественной природе, у французского регулярного парка с его четкой планировкой появился антипод —рукотворная имитация нетронутой природы в стиле английском. Эту смену стилей наглядно показывает цветная гравюра знаменитого английского ландшафтного архитектора Хамфри Рэптона.
Пейзажная «революция» XVIII столетия началась в Англии, где были заложены основы и разработаны главные принципы создания ландшафтных садов и парков. На выставке представлены виды самых известных ансамблей Англии — виллы Чизик, где Уильям Кент создал первый пейзажный парк, садов Кью с их экзотическими павильонами, парка Сент-Джеймс и грандиозного Стоу.
Первой английские новшества приняла Франция. Пока знатоки садового искусства обвиняли англичан в заимствовании стиля у китайцев, пейзажный парк появился в Версале. Английская система соединилась с философией возврата к природе, которую исповедовал Жан-Жак Руссо, и в результате родились такие парки как декоративный Трианон, театральный Монсо, философский Эрменонвиль. Великолепные ансамбли появились в Германии, Польше, Австрии — это Вёрлиц, Вильхельмсхойе, Веймар, Лазенки, резиденции Вены.
С воцарением Екатерины II пейзажный стиль пришел в Россию. Об увлечении Екатерины пейзажным садовым стилем говорят сделанная ею рукописная копия трактата Томаса Вейтли и собрание английских гравюр с видами парков. Русским садам и паркам эпохи Просвещения посвящен центральный раздел выставки.
Как и европейские, российские парки той эпохи были тщательно организованы. Правильно устроенный парк должен был манить посетителя привлекательными видами — «картинами», главными в которых обычно были разнообразные павильоны, мостики, скульптуры; вести от «местоположения» к «местоположению», от «сцены» к «сцене». Смена настроений и впечатлений постепенно складывалась в своего рода спектакль, не лишенный поучительности и требовавший владения языком символов и аллегорий.
В начале XIX века, с наступлением романтической эпохи, искусство создания сада превратилось в культуру формирования больших ландшафтов. Замечательный пример таких ансамблей — обширные парки Петергофа времен Николая I. Среди экспонатов — также виды скального парка Монрепо, пейзажи романтических садов Кавказа и Крыма.
Помимо гравюр на выставке представлены живопись, скульптура (фигура Руссо из Архангельского, мраморные кентавры из Останкина, мопс с Виноградных ворот в Царицыне), фарфор и эмали, монеты и медали, модели павильонов. При помощи средств мультимедиа посетители смогут перенестись в знаменитые парки Европы и России, познакомиться с альбомами садовой графики. Историю выдающихся парков иллюстрируют автографы Екатерины II, Александра I, прусского короля Фридриха Вильгельма IV, английского садовника Уильяма Гульда. Зритель может увидеть работы Жана Фрагонара и Юбера Робера, Андрея Штакеншнейдера и Андрея Воронихина, графические опыты поэтов Саломона Геснера и Василия Жуковского.
Среди уникальных экспонатов — виды парка в Богородицке из альбома Андрея и Павла Болотовых; книга К. К. Л. Хиршфельда «Теория садового искусства» с заметками и рисунками Николая Львова; виды Петергофа, Царского Села и Павловска на тарелках из Бабигонского сервиза; картины Жана Делабарта с пейзажами Царского Села, планы Павловска из императорского альбома; рисунки видов усадьбы Надеждино и их повторения в гравюрах и живописи.
Двадцать российских музеев, библиотек и архивов, в том числе все музеи-заповедники пригородов Санкт-Петербурга, предоставили для экспозиции более 350 предметов — некоторые из них никогда не демонстрировались широкой публике.
По выставке гостей вел ее куратор Борис Соколов.
Много изображений пейзажных парков представлено на гравюрах, акварелях, которые были под стеклом, поэтому их снять почти не получилось. Я покажу картины, сервизы, часы, то, что можно было снять.