На небольшом возвышении у озера находится крепость. Считается, что первые фортификации на этом месте появились ещё до Рождества Христова, а уже в летописные времена построили полновесную крепость, которая принадлежала и франкам, и лонгобардам, и семействам делла Скала (благодаря чему получила распространённое в этих краях имя Скалигеров) и Висконти, и Венеции, потом - французам, австрийцам... Разумеется, за многие столетия она не раз перестраивалась. В общем, биография у неё длинная и почётная, а сама крепость, хоть и небольшая - одна из самых живописных, что я когда-либо видел . И последующими иллюстрациями я надеюсь обосновать столь лестное мнение.
Более двух столетий тому назад во время своего итальянского путешествия в Мальчезине побывал Гёте, и здесь с ним произошла курьёзная история, которую поэт описал в путевых дневниках.
"Рано утром, как то и входило в мои намерения, я отправился в старый замок, каждому доступный, ибо там нет ни ворот, ни стражи, ни охраны. В замковом дворе я уселся насупротив башни, высящейся на скале и частично в ней высеченной. Весьма удобный уголок для зарисовок — рядом с запертой дверью, к которой вели три или четыре ступеньки, резная каменная скамеечка, вделанная в дверной косяк, какие и по сей день еще встречаются у нас в старинных зданиях.
Я недолго просидел на этом месте, так как во дворе стали появляться люди; они разглядывали меня, уходили и приходили вновь. Толпа увеличивалась, наконец, движенье прекратилось, и все они сгрудились вокруг меня. Я заметил, что мои зарисовки привлекают к себе внимание, но не смутился и продолжал спокойно делать свое дело. Наконец ко мне протиснулся человек не слишком привлекательной наружности и спросил, чем это я занимаюсь. Я отвечал, что зарисовываю старую башню, на память о Мальчезине. Он заявил, что это не разрешается, и я должен прекратить свое занятие".
Далее я пропускаю несколько абзацев, в которых описывается долгий диалог в тщетных попытках найти взаимопонимание. Вызванный "на шум" подеста, то бишь местный городской голова, объяснил, что вопрос-то, оказывается, не простой, а политический: дескать здесь проходит граница между Венецианской республикой и Австрийской империей, "а посему шпионить здесь не положено" (Мальчезине и сегодня является пограничным городком - между регионами Трентино, в котором, кстати, расположена Рива-дель-Гарда, и Венето). В общем, великого поэта уже почти повязали по политической статье, узрев в нём лазутчика враждебного государства, но в конце концов ему удалось доказать присутствующим, что к австрийскому императору Иосифу он отношения не имеет, а является подданным совсем другого государства, будучи родом из Франкфурта-на-Майне. Решение "местных властей" оказалось таковым: "... Отпустим его по-хорошему, пусть он так расскажет о нас своим землякам, чтобы им захотелось посетить Мальчезине; право, наш живописный уголок заслуживает того, чтобы им восхищались чужеземцы". Как пишет Гёте дальше, "Я еще поддал жару его словам, воздав хвалу всему краю, местоположению Мальчезине и его жителям, не забыв, конечно, мудрых и предусмотрительных представителей власти.
Мои слова произвели наилучшее впечатление, и мне было разрешено свободно осматривать Мальчезине и его окрестности; хозяин гостиницы, в которой я остановился, заранее радуясь притоку чужеземных постояльцев, когда те прослышат о достопримечательностях Мальчезине, тоже вызвался сопровождать нас".
Европа тогда, конечно, совсем не была местом, где царили "тишь да благодать". Но я часто завидую путешественникам 19 - начала 20 веков: они могли видеть многие достопримечательности, когда к ним ещё не притронулась "костлявая рука" реставраторов, и они ещё не стали коммерческими предприятиями. Я с завистью читаю, как Г. Мортон свободно бродил по Альгамбре, встречаясь с обитавшими там бездомными, как тот же Гёте без всяких преград "в замковом дворе уселся насупротив башни" (последующий эпизод всё же можно назвать частным случаем, стечением обстоятельств), смотрю, каким увидел Египет и Ближний Восток мой, возможно, самый любимый художник Дэвид Робертс... Конечно, кое-что ещё можно "словить" и сегодня: например, в Турции, где десяткам древних театров и амфитеатров, пусть и не таким монументальным, как Колизей или веронская Арена, ещё не успели приделать новые мраморные ступеньки и пластиковые кресла. Но таких мест становится всё меньше и меньше: так называемая "цивилизация" почему-то считает, что имеет право распоряжаться по своему усмотрению тем, что годится её в пра-пра-пра- и ещё множество раз "пра-" дедушки и бабушки .
Посещение крепости Скалигеров стоит 6 евро. Не мало, в общем-то, но, во-первых, она того стоит, а во-вторых, если вы намереваетесь заодно подняться на Монте-Бальдо, можно купить совместный билет за 22 евро (это можно сделать в обеих кассах - и крепости, и фуникулёра) и, таким образом, крепость фактически обойдётся в сущие копейки - всего 2 евро. Заходим !
Если вы с коляской (хотя не знаю, как вы её протащили сюда по местным улочкам !), то её можно оставить на специальной (правда, неохраняемой) парковке :
Главная "изюминка" крепости Мальчезине - это окрестные виды, прежде всего - на озеро. Причём с разных уровней - как "нижнего", так и с «верхнего» - с крепостной башни, на которую можно подняться. Сами пейзажи, конечно, одни и те же, но выглядят они по-разному. Судите сами:
Панорама рыжих крыш города:
И ещё раз - главные крепостные укрепления:
Опа ! Оказывается, тут даже санузел сохранился :